Экономическая сущность рынка и рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

В реферате рассмотрены вопросы, связанные с анализом основных процессов в системе рынка и рыночных отношений. Также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка (её элементы и функции), элементами рынка (продавец, покупатель, товар). Также говорится о рынке как объекте комплексного и системного исследования, то есть изучение рынка как большой системы, которая включает в себя много подсистем и особенностей. Например, сегментация рынка, поиск «ниши» рынка, конъюнктура рынка.

Содержание

Введение
Глава 1:
Рынок: понятия и особенности
понятие рынка
принципы функционирования рыночной экономики
рыночный механизм
конкуренция
спрос
предложение
инфраструктура рынка: основные элементы
рынок и государство
Глава 2:
Рынок как объект комплексного и системного исследования
2.1.сегментация рынка
2.2.поиск «ниши» рынка
2.3.конъюнктура рынка
Глава 3:
Система рынков в экономике
3.1. значение рынка потребительских товаров
3.2. рынок средств производства
3.3. рынок интеллектуальных продуктов
3.4. финансовый рынок
3.5. рынок рабочей силы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ РЫНКА И РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.rtf

— 374.44 Кб (Скачать)

     формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены. Это не жёсткое условие, ибо классический рынок сам создаёт извне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей  и потребителей как своеобразная реакция на цены, которая не устраняет рынок;

     свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспечивающее мобильность в использовании факторов производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка - это обязательное условие для функционирования нормальной рыночной экономики;

     полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

     наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем, служб и  предприятий, обслуживающих рынок;

     сохранение значительного нерыночного сектора экономики наряду с распространением рыночных отношений;

     последовательная интеграция национальной экономики в систему мировых хозяйственных связей;

     обеспечение со стороны государства социальных гарантий, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества. 

     Рыночный механизм. 

     Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса, цены и конкуренции.

     Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос, предложение и конкуренцию. Например, спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается, и наоборот.

     1. Конкуренция

     Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства, купли и продажи товара.

     Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства.

     Сущность конкуренции проявляется в её функциях:

     обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

     стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

     дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своём, третьи разоряются);

     давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

     ликвидация неконкурентоспособных предприятий

     стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

     Рыночная конкуренция имеет определённые преимущества и недостатки.

     Преимущества:

     Способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров; вызывает необходимость гибко реагировать и адаптироваться к изменяющимся условиям; обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

     Недостатки:

     Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; отрицательно сказывается на защите окружающей среды; не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования; не создаёт условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; не гарантирует право на труд, доход, отдых; не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

     На рынке встречаются различные ситуации среди производителей:

     конкуренция

     монополия ( монополия - предприятие или объединение предприятий, устанавливающих и использующих господство в одной или нескольких отраслях в целях повышения цен и получения монопольно высокой прибыли.

     Конкуренция и монополия являются неотъемлемой чертой рыночных отношений. 

 

      2. Спрос . 

     Главное свойство рыночной экономики заключается в том, что её основным координирующим механизмом служит рыночная система, или системе ценообразования. Решения, принимаемые покупателями и продавцами, реализуются через систему рынков. Поэтому обычно рынок трактуют как механизм осуществления контактов между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками товаров).

     В более широком понимании рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров.

     Рыночная система является многосложной системой связей, посредством которой бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Через эти системы связей обычно выносит свои решения о том что экономика должна производить, как эффективно организовать производство и как следует распределять плоды труда. Рыночная система служит не только механизмом, посредством которого общество выносит решения относительно того, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию, но именно с её помощью её решения осуществляются на деле.

     Спрос отражает количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен в течение определённого времени.

     Как следует из определения, спрос обычно рассматривают с позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.

     Коренное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров (условий) снижение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. И напротив, повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. То есть, существует обратная связь между ценой и величиной спроса.

     Существует некоторое количество факторов, которые влияют на покупки:

     цена

     вкусы, или предпочтения, потребителей

     число потребителей на рынке

     денежные доходы потребителей

     цены на взаимосвязанные товары

     потребительские ожидания относительно будущих цен и их собственных доходов.

     Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого следует говорить не об абсолютном спросе, а о платёжеспособном спросе. Платёжеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар. 

 

      3. Предложение. 

     Предложение выражает количество продукта, которое производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по некоторой цене из возможных цен в течение определённого периода времени.

     Цена, с точки зрения потребителя, выступает в качестве сдерживающего фактора. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже цена, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик продукта выступает в роли получатель денег за свой товар. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

     При производстве продукции на каком-то этапе происходит увеличение затрат на производство единицы товара. Затраты обычно возмещаются при продаже товара, если цена больше или равна затратам, выраженным в денежной форме. Для покрытия возросших затрат необходимо повысить цену на производимый товар.  Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что невозможно увеличить за короткое время определённые ресурсы, требуемые для производства товара, прежде всего здания, сооружения, оборудование поэтому по мере того, как предприятие наращивает количество таких ресурсов, как рабочая сила, сырьё, которые можно быстро увеличить, здания и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего затраты на производство каждой последующей единицы товара возрастают. Для производства этих требующих больших затрат единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Таким образом, между ценой и величиной предложения существует прямая связь.

 

      Факторы, которые влияют на предложение:

     цена

     цены на ресурсы

     технология производства

     налоги и дотации

     цены на другие товары

     ожидания изменения цен

     число продавцов на рынке.

     Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса. Причиной изменения предложения служит изменение одного или более неценовых факторов предложения.

     Рынок находится в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.

     Равновесие называется устойчивым, если отклонения от него сопровождаются возвращением к первоначальному состоянию.

     Изменение рыночного равновесия в зависимости от характера спроса и характера предложения позволяет установить четыре правила спроса и предложения:

     увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количества товара;

     уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара;

     рост предложения товара влечёт за собой уменьшение равновесной цены и равновесного количества товара;

     сокращение предложения ведёт к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

     Равновесие - закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом товарном рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом. Механизм рыночного равновесия цен - это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.  

     Инфраструктура рынка: основные элементы. 

     Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.

     Применительно к рынку  как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определённые функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

     Основными элементами инфраструктуры современного рынка  являются:

     биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

     аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

     кредитная система и коммерческие банки;

     эмиссионная система и эмиссионные банки;

     система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

     информационные технологии и средства деловой коммуникации;

     налоговая система и налоговая инспекция;

     система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

Информация о работе Экономическая сущность рынка и рыночных отношений