Экономическая система: понятие, структура, генезис

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, образующих экономическую структуру общества.

Содержание

Введение.
1. Понятие и структура экономической системы общества.
Понятие и структура.
Роль собственности в экономической системе.
Особенности рыночной системы.
2. Формационный и цивилизационный подходы к экономической системе.
3. Эволюция экономических систем и их современная характеристика.
3.1 Теории индустриального общества.
3.2 Характеристика постиндустриального общества.
4. Особенности экономических систем.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 190.50 Кб (Скачать)

      Здесь следует особо отметить, что сокращение объемов производства и снижение уровня жизни населения, а также высокий уровень инфляции являются закономерными явлениями первого этапа трансформации плановой экономической системы в рыночную. Беларусь соответственно не стала исключением.[5. c.20]

      С цель вывода страны из кризисного состояния  была разработана Программа неотложных мер, реализация которых позволило  в 1991-1995 гг. приостановить обвальный  спад производства, заметно снизить  уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падения уровня жизни населения, создать предпосылки для перехода от спада производства к его стабилизации и некоторому росту.

      Реализация  принятых мер позволила уже к  концу 1996 г. не только преодолеть спад производства, но и достигнуть положительной динамики основных макроэкономических процессов, обеспечить ежегодные приросты ВВП, производства промышленной продукции и потребительских товаров. Оживилась инвестиционная деятельность. В определённой мере удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке и финансовое состояние предприятий.[20. c.4]

      Осенью 1996 - зимой 1997 г. было завершено реформирование органов государственного управления, приведшее к жесткой централизации исполнительной власти. В экономической политике начали преобладать административные меры. [5. c.21]

      В 1996-1998 гг. были в основном достигнуты важнейшие параметры годовых  прогнозов социально-экономического прогноза страны, что позволило уже  в 1998 г. по отношению к 1990 г. выйти  по таким важнейшим параметрам развития, как ВВП на уровень- 80,2%, продукция сельского хозяйства- 71,2%, продукция промышленности- 81,7%, инвестиции в основной капитал- 55,6%, розничный товарооборот- 83,6%, платные услуги населению- 46%, реальные денежные доходы населения- 92%.[20. c.5]

      Однако  в этот период (с 1996-1998 гг.) существенно  усилилась инфляция - с 2,8% среднемесячного прирост ИПЦ и 2,2% среднемесячного прироста ИПЦ в 1996 г. до 4,2 и 5,5% в 1997г, 9,0 и 9,6% в 1998 г. и до 11,0 и 10,8% в 1999 г. Реальные процентные ставки рухнули и надежно закрепились на отрицательном уровне. Уже в 1997 г. появилось множество валютных курсов, разница между которыми со второго квартала 1998 г. начала исчисляться разами. Самый стойкий из них - официальный курс Нацбанка РБ -составил в июне 1999 г. по отношению уровню декабря 1996 г. к доллару США - 48,9%, к немецкой марке - 63,7%, к российскому рублю - 87,4%.[5. c.22]

      В первом полугодии 1999 г. наблюдалось существенное снижение темпов роста в промышленности и строительстве, сворачивались государственные программы строительства жилья. В 1 кв. 1999 г. зарегистрирован очень слабый прирост ВВП - 1,1% по сравнению с 8,3% в 1998г. (к соответствующему периоду предыдущего года), 11,4% в 1997 г. и 2,8% в 1996 г.; впервые за последние четыре года отмечен значительный отрицательный прирост потребительских расходов населения и валового накопления - -10,0% и -8,1 % соответственно, в то же время прирост государственных расходов на конечное потребление в I кв. 1999 г. составил 2,9%.[37]

      В I кв. 1999 г. достигла рекордного уровня доля населения с доходами ниже Минимального потребительского бюджета - 83,7%, доля же населения с доходами ниже прожиточного минимума (60% МПБ) составила 33%, а во II кв. 1999 г.-53,9%.[5. c.22]

      Неустойчивое  финансово-экономическое положение не могло не сказаться на уровне жизни населения. В настоящее время 78,8% населения располагают доходами на одного человека семьи ниже  Минимального потребительского бюджета, а 46% - бюджета прожиточного минимума.[20. c.6]

      Поворотной  точкой для домохозяйств стали 1998 и 2000 гг. В 1998 г. произошло довольно резкое увеличение неравенства (с 25,8% до 28,2), после  чего в 1999 г. резко выросла бедность (с 33% до 46,7%), а неравенство снова  снизилось (до 26,9%). В 2001 г. наметился рост реальных доходов населения, однако бедность осталась практически на прежнем уровне.[38. c.6]

      Можно сделать следующие  выводы: усиление проникновения правительства в экономическую систему последние пять лет носило характер ограничения прав собственности, рост государственных расходов по отношению к ВВП являлся в основном следствием проводимой политики на микроуровне, а не более энергичной социальной политики; в результате проводимой экономической политики возникла кризисная ситуация практически во всех сферах экономики.

      Современная экономическая система Беларуси характеризуется очень низкой долей  частной собственности, даже по сравнению  с бывшими республиками СССР, средней, даже для Западной Европы, долей государственных расходов к ВВП, слабой ориентацией государственных расходов на социальные нужды.[5.c.24]

      Какие же альтернативы дальнейшего развития может избрать Беларусь? Обнищание  населения в последние годы, кризисное  состояние бюджетной, денежно-кредитной  и валютной сфер экономики свидетельствует о вступлении республики в очередной глубокий социально-экономический кризис. Проявляться новая тенденция будет скорее всего в уменьшении вмешательства государства в экономику на микроуровне, также очень возможны некоторое усиление государственного регулирования на макроуровне и переориентация бюджетных средств на социальные нужды.[5.c.25]

      Группой ученых государственных деятелей и  практиков, разработана Программа  социально-экономического развития Республики Беларусь, которая определяет стратегию  и тактику экономической политики, проводимой в РБ сегодня и в ближайшей перспективе.

      Осуществление мероприятий Программы позволит:

      приступить к активной фазе структурной перестройки экономики —реформированию ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обеспечивающих достижение устойчивых темпов экономического роста, повышение эффективности функционирования экономики и более полное удовлетворение потребностей населения в материальных и культурных благах и услугах. В результате улучшится отраслевая структура ВВП: доля промышленности стабилизируется на уровне 26%, удельный вес сферы услуг увеличится с 40,5 в 2000 г. до 42% в 2005 г., доля сельского хозяйства уменьшится с 12,7 до 12%, а строительства — с 5,7 до 5,5%.

      В воспроизводственной структуре  ВВП существенно увеличится доля валового накопления — с 22,8 до 27%, что обусловлено необходимостью ускорения технического перевооружения и модернизации экономики, реструктуризации прежде всего приоритетных отраслей и производств на основе внедрения современных технологий, машин и оборудования.

      обеспечить переход на устойчивые темпы экономического роста. Благодаря мобилизации внутренних источников финансовых ресурсов инвестиции в основной капитал за 2001—2005 гг. возрастут в 1,6—1,7 раза. Валовой внутренний продукт увеличится на 35—40%, продукция промышленности — на 28—32, сельского хозяйства — на 22—28, продукция сферы услуг — на 40—45%, в том числе платных услуг населению — на 60—65%. В расчете на душу населения валовой внутренний продукт увеличится с 7,7 тыс. долл. США в 2000 г. до 10,7—10,9 тыс. в 2005 г. (по паритету покупательной способности 1999 г.);

      повысить уровень жизни народа. В прогнозируемый период предусматривается:

      - улучшить демографическую ситуацию в стране (снизить смертность детей и лиц трудоспособного возраста, особенно мужчин, увеличить среднюю продолжительность жизни населения);

      - в области политики доходов населения и условий их обеспечения — увеличить реальные денежные доходы населения на 58—63%, реальную зарплату — на 80—85%, поднять удельный вес оплаты труда в ВВП с 34,2 до 45%. Производство потребительских товаров возрастет на 42—47%, розничный товарооборот — на 50—55%;

      - увеличить конечное потребление домашних хозяйств в расчете на душу населения на 41—43%, что позволит приблизиться к уровню потребления благ и услуг по рациональным нормам;

      - значительно повысить уровень социальной защиты наиболее уязвимых слоев и групп населения. Среднемесячный размер пенсии по возрасту к концу прогнозируемого периода составит 48% средней заработной платы против 42,2% в 2000 г., минимальные гарантии (минимальная зарплата, минимальный размер пенсии по возрасту и другие социальные выплаты) будут приближены к уровню бюджета прожиточного минимума, а тарифная ставка первого разряда составит 120% этого бюджета;

      - создать необходимые условия для оздоровления населения, повышения уровня его образования и культуры на основе приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма, повышения уровня их финансового обеспечения в структуре ВВП и расходной части бюджета. В результате повысится индекс человеческого развития.

      Наряду  с этими важнейшими социально-экономическими результатами положительные сдвиги произойдут в сферах производства и экологии. Предусматривается повысить уровень развития производственного и научно-технического потенциала, направить его на решение первоочередных проблем развития страны, что повысит конкурентоспособность белорусских предприятий и сможет гарантировать участие республики в разработках и использовании научно-технических нововведений, отвечающих требованиям НТП.

      Опережающие темпы роста экспорта по сравнению  с ростом производства ВВП, продукции промышленности и сельского хозяйства должны обеспечить потребности страны в валюте для увеличения закупок инвестиционных ресурсов.

      Улучшится состояние окружающей среды. При  росте объемов производства продукции промышленности на 28—32% и сельского хозяйства на 22—28% прирост выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных и передвижных транспортных средств составит 6—9%, использование свежей воды увеличится на 7—8%, сброс сточных вод в поверхностные водоемы возрастет лишь на 9—10%, что связано с внедрением прогрессивных технологий, увеличением доли природного газа в топливном балансе страны, реализацией атмосфере- и водоохранных мероприятий.

      Осуществление намеченных мероприятий региональной политики будет способствовать выравниванию уровней и повышению комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов.[21c.159-161] 

      Вывод. 

      1. Под экономической системой понимают  сложную, упорядоченную совокупность  всех экономических отношений  и видов хозяйственной деятельности  общества, осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение потребностей общества в материальных благах и услугах.

      В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической  системы, можно выделить следующие  типы экономических систем: капиталистические рыночные; коммунистические административно-командные; смешанные.

      “Идеальной” экономической системой является рыночная. Однако такая система в чистом виде никогда не существовала. Тем  не менее можно говорить о том, что в течении нескольких десятилетий второй половины 20в. экономика многих стран была приближена такой системы.

      2. На основе рассмотренных подходов  можно сделать вывод, что формационный  подход основное внимание в  экономической системе уделяет  формам собственности на средства производства и присвоению результатов производства.

      Формационный  подход позволил выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения о том, что решающая роль в общественном производстве принадлежит непосредственному процессу производства или способу производства.

      Цивилизационный подход основное внимание уделяет общечеловеческим ценностям: свободе, демократии, культуре и направления развития экономических процессов.

      Цивилизационный подход означает необходимость изучения эволюции капиталлистической экономики, трансформации ее структуры, анализ успехов и недостатков. Этот подход позволяет обосновать новую концепцию эволюции капитализма, а, следовательно, и его современного облика, отличную от той, что до недавнего  времени господствовала в нашей политической экономии.

      3. Теория "индустриального общества" возникает в 40-х гг. ХХ в. Ее родоначальником считают американского экономиста П. Дракера.

            В 50-х гг. она находит широкое распространение, однако наиболее законченное и развернутое выражение эта теория получила в трудах У. Ростоу, Белла, Р. Арона и Дж. Гэлбрейта.

Информация о работе Экономическая система: понятие, структура, генезис