Экономическая активность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

В данной работе описывается исследование безработицы и занятости населения

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

      Уровень безработицы – удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения;

      Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течении которого лицо не имеет работы.

Если подробнее останавливаться на показателе продолжительности поиска работы, то по данным Госкомстата за промежуток 2007- 2008 года среднее время поиска работы составило 8,5 месяцев.[2] Причем у мужчин за аналогичный промежуток времени среднее время поиска работы составляет 8,2 месяцев, а у женщин – 8,9 месяцев. Эти данные взяты мной из таблицы «Среднее время поиска работы безработными по возрасту».

 

 

 

 

Таблица №2 «Среднее время поиска работы безработными по возрасту».

Месяцев

 

Всего

В том числе в возрасте, лет

до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

Всего

2007 февраль

9.2

7.6

9.0

9.2

9.4

9.1

9.5

10.3

9.1

9.7

10.6

2007 май

8.9

6.0

7.5

9.2

9.5

9.6

10.1

10.0

10.4

9.2

8.8

2007 август

8.3

4.4

7.0

8.9

9.7

9.2

8.8

10.0

10.0

8.7

9.9

2007 ноябрь

8.4

5.3

7.7

8.9

8.2

8.9

9.9

9.2

9.3

8.3

10.6

2008 февраль

8.4

6.7

7.1

8.5

8.2

8.9

9.2

9.5

9.8

9.3

9.9

2008 май

8.0

4.9

6.1

8.6

8.5

8.8

8.7

9.4

8.9

10.3

8.6

Мужчины

2007 февраль

8.9

7.8

9.1

8.3

8.7

8.8

9.0

10.1

8.9

9.2

10.1

2007 май

8.7

6.3

7.3

9.0

9.5

10.0

9.8

9.3

9.7

9.3

9.2

2007 август

8.0

4.4

6.6

8.6

9.2

8.7

9.0

9.8

9.3

9.3

8.5

2007 ноябрь

8.0

5.2

7.4

8.3

7.7

9.0

9.3

8.6

8.6

8.6

10.6

2008 февраль

8.1

6.4

7.1

8.0

8.5

8.5

8.4

8.5

8.9

9.5

9.5

2008 май

7.5

4.0

5.4

8.0

7.5

9.0

8.3

8.8

8.2

11.0

8.5

Женщины

2007 февраль

9.6

7.3

9.0

10.2

10.3

9.4

10.0

10.6

9.4

10.4

11.2

2007 май

9.0

5.6

7.7

9.4

9.6

9.2

10.3

10.7

11.3

9.1

8.1

2007 август

8.7

4.5

7.3

9.4

10.2

9.7

8.4

10.1

10.7

7.9

11.6

2007 ноябрь

8.9

5.4

8.0

9.7

8.9

8.8

10.6

9.7

10.0

7.9

10.6

2008 февраль

8.9

7.0

7.1

9.1

7.9

9.5

10.0

10.5

10.9

8.9

10.6

2008 май

8.5

5.9

6.9

9.4

9.5

8.7

9.1

10.0

9.5

9.1

8.7

В среднем за период

Всего

фев.2007-ноя.2007

8.7

5.9

7.8

9.1

9.2

9.2

9.6

9.9

9.7

9.0

10.1

май.2007-фев.2008

8.5

5.6

7.3

8.9

8.9

9.2

9.5

9.6

9.9

9.0

9.9

авг.2007-май.2008

8.3

5.4

7.0

8.7

8.6

9.0

9.2

9.5

9.5

9.3

9.7

Мужчины

фев.2007-ноя.2007

8.4

6.0

7.6

8.5

8.7

9.1

9.3

9.5

9.1

9.1

9.7

май.2007-фев.2008

8.2

5.6

7.1

8.4

8.6

9.0

9.1

9.0

9.1

9.2

9.5

авг.2007-май.2008

7.9

5.0

6.7

8.2

8.2

8.8

8.8

8.9

8.8

9.7

9.3

Женщины

фев.2007-ноя.2007

9.1

5.7

8.0

9.7

9.7

9.3

9.9

10.3

10.3

8.8

10.6

май.2007-фев.2008

8.9

5.7

7.5

9.4

9.1

9.3

9.9

10.3

10.7

8.5

10.4

авг.2007-май.2008

8.7

5.8

7.3

9.3

9.0

9.2

9.7

10.1

10.3

8.5

10.2

 

 

Для решения проблемы безработицы важно определить тип безработицы и ее действительные размеры.

 

Виды безработицы.

Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с

переменой рабочих мест, места жительства. Среди со­вокупной рабочей силы какая-то часть постоянно находится в дви­жении, перемещаясь на но­вые рабочие места.

              По существу фрикционная безработица является добровольной, а возникающая при этом временная незанятость гражданина не носит принудительного характера. В промышленно развитых странах фрикционной безработицы охвачено 2-3 % экономически активного населения. Фрикционная безработица считается неизбежной, так как обусловлена естественным ходом жизни.

Структурная безработица является следствием несоответствия между свободными определенными рабочими местами и специально подготовленной рабочей силой, желающей получить работу.  Этот тип безработицы является следствием структурных изменений в национальной экономике.

              Так как в стране создаются новые, более современные товары и услуги, требующие внедрения прогрессивных технологий, соответственно осуществляется структурная перестройка производства с сокращением старых и развитием новых хозяйственных объектов. В этой связи осуществляется набор и обучение кадров, повышение квалификации имеющихся работников, причем часть сотрудников может быть высвобождена.

              Сезонная безработица – результат колебаний на труд из – за сезонных изменений в производстве и занятости. Она порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы  происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения.

Циклическая безработица возникает вследствие неспособности спроса в национальной экономике создать достаточное количество рабочих мест для всех желающих работать. Она является результатом недостатка рабочих мест в целом в экономике страны из–за снижения темпов экономического роста.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. Отсутствие циклической безработицы в стране определяет естественный уровень безработицы.

              Также, исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”. Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в отпуска.

              Существует еще так называемая безработица по обследованию – «оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения».[3]

 

 

 



1

 

              В разных регионах нашей страны уровень безработицы разный  и колеблется в пределах от 0,6%, например, в Москве, до 64,9%, например, в Чеченской республике. На карте, изображенной ниже, наглядно показана неравномерность безработицы на территории Российской Федерации.[4]

Светло-зеленым цветом показаны регионы, уровень безработицы, в которых балансирует в пределах от 0,6% до 1,2%. Это такие города как Москва и Санкт - Петербург, а также Московская, Тюменская, Калужская области и Краснодарский край. Чуть более насыщенным цветом показаны области, в которых уровень безработицы в среднем равен 1,8%. В основном это области находящиеся в Центрально-Черноземном районе РФ. Ярко зеленным цветом обозначены области, уровень безработицы которых в среднем равен  3,5%. Это регионы, расположенные в Восточносибирской полосе и на Юге России.

Темно-зеленым цветом обозначены области, где уровень безработицы довольно высокий, от 7% до 64,9%. Это Республика Ингушетия,

Кабардино-Балкария, Тыва и Чеченская республика.

Понятие «полная занятость» не озна­чает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу со­вершенно неизбежной, следовательно, уро­вень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется есте­ственным уровнем безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы регулирования занятости.

 

В современной экономической теории существуют различные подходы к регулированию занятости. Традиционно выделяются два главных направления: неоклассическое и кейнсианское.

Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда. Суть их рекомендаций сводилось к тому, что если основной причиной безработицы является снижение совокупных расходов в экономике, то государство путем стимулирования расширения платежеспособности спроса на рынке благ и услуг может значительно снизить безработицу. Этому должны способствовать поощрение государством инвестиционной активности бизнеса, увеличение госзаказов, снижение ставок подоходного налога, расширение нецентрализованного сектора, рост управляемости экономикой, усиление контроля над расходованием бюджетных средств. Проведение такой политики должно привести к росту производства и занятости. Однако при этом возникает проблема увеличения дефицита госбюджета и роста инфляции. Попытка решить данную проблему была предпринята английским экономистом А. Филипсом в 50-е годы. Он установил обратную зависимость темпа роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы, т.е. чем выше темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Выведенная им закономерность долгое время оставалась основой для проведения макроэкономической политики. Однако продолжавшийся рост безработицы в 70-80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данный метод борьбы с безработицей стал неэффективным. Альтернативной концепцией стала теория «естественного» уровня безработицы, предложенная экономистом М. Фридманом. В отличие от кейнсианцев, монетаристы считают, что обратная связь между безработицей и инфляцией возможна лишь в краткосрочном периоде, когда хозяйствующим субъектам трудно предвидеть те макроэкономические изменения, которые возникают при проведении правительством мер по регулированию совокупного спроса. В долгосрочном периоде при неоднократном проведении государством подобной политики адаптивные ожидания рыночных субъектов изменяются в сторону наиболее полной и объективной оценке предстоящих изменений в экономике на основе прошлых знаний. В такой ситуации работники, предвидя рост цен вследствие увеличения совокупного спроса, могут заранее предусмотреть при заключении трудовых договоров с администрацией фирм индексацию заработной платы. Поэтому в условиях адаптивных ожиданий, как бы правительство не стремилось снизить «естественный» уровень безработицы путем активного стимулирования совокупного спроса, это может привести лишь к краткосрочной стабилизации занятости ниже ее естественного уровня. Под влиянием рыночного механизма при достижении экономикой долгосрочного равновесия произойдет рост безработицы. Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффек­тивности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздержи­ваются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономиче­ского роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

Что касается более современного взгляда на политику регулирования занятости, то в первой редакции Закона о занятости, принятого в 1991 году, содержатся многие нормы, заимствованные из законодательства западных стран, доказавшие свою эффективность. Неизменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.

Активные меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера- выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы.

Создание новых рабочих мест - важнейшая макроэкономическая мера , которая в контексте инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. В США, например, в последние годы практикуются еженедельные программы создания новых рабочих мест, которые во многом обеспечивают рекордно низкий уровень безработицы (4,9%).

Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости. Ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест.

Эффективный инструмент политики занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.)

Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся в заведомо не равных условиях рынка труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.

К активным мерам регулирования занятости относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки, безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.

К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% средств расходуется на эту пассивную меру. Если учесть, что значительная часть средств направляется на развитие самой службы занятости, то такая модель финансирования обусловливает скорее мультипликацию безработицы, нежели эффективную политику занятости.

Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденций развития.

 

 

 

 

Государственное регулирование и стратегическое планирование занятости.

Для полноценного государства, стремящегося к высокому экономическому росту, к внушающим показателям ВВП, к процветанию наконец, одной из самых главных задач является  решение одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.

В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.  

При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2007–2008 годах численности населения в трудоспособном возрасте. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке. 

Информация о работе Экономическая активность