Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:59, доклад
Теперь рассмотрим более подробно реакцию потребителя на снижение цены товара при неизменности цен прочих товаров и дохода потребителя. Пусть фруктовый набор включает в себя определенное количество хурмы и апельсинов, и пусть цена на хурму снизилась.
Это приведет:
1. к росту покупательной способности потребителя или, другими словами, к росту его реального дохода. Он сможет приобрести прежний набор фруктов, который ранее был для него оптимален, за меньшую сумму денег, а на сэкономленные средства увеличить закупки обоих видов благ;
Эффект замены и эффект дохода.
Теперь рассмотрим более подробно реакцию потребителя на снижение цены товара при неизменности цен прочих товаров и дохода потребителя. Пусть фруктовый набор включает в себя определенное количество хурмы и апельсинов, и пусть цена на хурму снизилась.
Это приведет:
1. к
росту покупательной
2. к
увеличению потребления хурмы
и уменьшению потребления
Эти два процесса происходят одновременно и их трудно отделить один от другого. Первый процесс получил название эффекта дохода, а второй - эффекта замены.
Под эффектом дохода понимается изменение спроса исключительно вследствие изменения реального дохода, а эффект замены означает изменение спроса на товар исключительно вследствие изменения его относительной цены.
Идея разложения
общего эффекта изменения цены на
эффект замены и эффект дохода принадлежит
российскому экономисту и математику
Е.Е.Слуцкому, опубликовавшему в 1915
г. в итальянском журнале статью
по этому поводу. Hо эта статья
осталась для мировой науки
Версии Хикса и
Слуцкого отличаются разными подходами
к определению реального
Рассмотрим графическую модель разложения общего эффекта изменения цены на эффект замещения и эффект дохода по версии Дж.Хикса (Рис.14.).
Пусть KL - исходная бюджетная линия. Ей соответствует исходная равновесная точка потребителя Q0. Количество потребляемой хурмы (товар X) в точке Q0 равно x0. Снижение цены на хурму приведет к повороту бюджетной линии и она займет положение KL1, которой соответствует новая равновесная точка Q1. Количество потребляемой хурмы в точке Q1 равно x1. Реальное увеличение потребления хурмы в результате снижения ее цены составит x1 - x0. Этот отрезок надо разделить на две части, чтобы показать, какая его часть связана с эффектом замены, а какая - с эффектом дохода.
Хикс определяет,
каким должен быть денежный доход
потребителя, чтобы при изменившемся
соотношении цен обеспечить ему
прежний уровень
Переход от точки вспомогательного оптимума Q2 к точке нового оптимума Q1 означает рост потребления и апельсинов, и хурмы. При этом увеличение спроса на хурму происходит исключительно в силу роста реального дохода, поскольку оба оптимума (Q2 и Q1) характеризуются одинаковым соотношением цен товаров.
Подход Е.Слуцкого к проблеме разложения общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода существенно отличается от подхода Дж.Хикса (Рис.15.).
Слуцкий определяет,
каким должен быть денежный доход
потребителя, который обеспечил
бы ему возможность приобрести после
изменения цен тот же самый
набор товаров, что и до изменения.
Для этого надо через точку Q0 провести
вспомогательную бюджетную
Hовая равновесная точка Q1 принадлежит более высокой бюджетной линии, чем точка вспомогательного оптимума Q2. Hо в то же время соотношение цен на хурму и апельсины в точках Q1 и Q2 одинаково. Следовательно, увеличение потребления хурмы, равное x1 - x2, есть эффект дохода.
Сравнив два подхода к решению проблемы, можно сделать следующие выводы.
1. линия Слуцкого
всегда выше линии Хикса, так
как первая является секущей
к исходной кривой безразличия,
2. метод Хикса
в большей мере соответствует
основным положениям