Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа
Цель курсовой работы – ознакомиться с историей регулирования деятельности монополий в зарубежных странах.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и классификации монополий.
Изучить общие методы антимонопольного регулирования.
Исследовать мировой опыт антимонопольного регулирования.
Ознакомиться с законами: Шермана, Клейтона, Робинсона-Питмэна, Селлера-Кефовера.
Определить проблемы и способы антимонопольного регулирования в России.
Франклин
Рузвельт отмечал: "В США перед
нами стоит не только опасность коммунизма,
но равная опасность концентрации всей
экономической и политической власти
в руках тех, кого древние греки
называли олигархией". После 30-х годов
были приняты многие другие законы
и регулирующие правила для дополнительной
защиты работающих и потребителей.
Дискриминация при найме по возрастному,
половому, расовому или религиозному
признаку является противозаконной. Детский
труд запрещен в целом. Независимым
профсоюзам гарантированы права
на организацию, заключение соглашений
и проведение забастовок. Государство
выпускает кодексы о
Влияние государственных регулирующих правил распространяется почти на все продаваемые в США товары: производители продуктов питания должны ясно сообщать о том, что находится в банке или коробке; не допускается продажа лекарств до их тщательной проверки; автомобили должны создаваться в соответствии с нормами безопасности и экологическими требованиями; цена на товары должна быть ясно указанной; рекламодатели не имеют права вводить покупателей в заблуждение [21].
Закон Селлера-Кефовера 1950г.
Государство продолжает осуществлять судебные антитрестовские преследования после Второй мировой войны. Федеральная торговая комиссия и Антитрестовское подразделение министерства юстиции следят за потенциальными монополиями или предотвращают слияния, способные уменьшить конкуренцию в той степени, которая причинила бы ущерб потребителям. В 1950г. в США принимается федеральный закон Селлера-Кефовера (Celler-Kefauver Act), как поправка к Акту Клейтона, в которой уточнялось понятие незаконного слияния и запрещающая фирме приобретать активы другой фирмы, если это приводит к ослаблению конкуренции. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.
Антимонопольное законодательство США, базирующееся на “трёх китах”, трёх вышеописанных основных законодательных актах, определяет политику государства в данной области. Эта политика и сегодня не является устоявшейся догмой, более того, продолжает дискутироваться вопрос о её определении.
Например, Стэнли Фишер, не выделяя антимонопольную финансовую политику как самостоятельное понятие, считает, что “фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов” [19]. Аналогично Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их “как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта” [15].
Причина
такого положения, конечно, кроется
в его сложности многогранности
и в ответственности за неверные
решения и действия. Антитрестовское
законодательство не следует рассматривать
исключительно как средство противодействия
созданию трестов и их ограничительной
практике. В настоящее время оно являет
собой одну из специфических форм государственного
регулирования экономики, попытку регулировать
рыночные отношения, уровень и масштабы
конкуренции с целью повышения эффективности
экономики.
Пожалуй,
важнейшей проблемой
Одним
из специфических обстоятельств, характерных
для современного периода развития
России, является то, что решение
задачи преодоления элементов
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа [5]. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги - тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.
Монополия означает определённую степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и тому подобное. Цены на всё вокруг нас - от ракет до хлеба, света и тепла в домах - зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли. И чтобы поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации необходимо продуманно разработанное антимонопольное законодательство и последовательная практика его ежедневной реализации как взвешенная, выверенная система регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Антимонопольная политика должна представлять собой защиту и усиление конкуренции путём создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты [4,6,8] предлагают:
Американский
подход к государственному регулированию
отнюдь не является полностью сложившимся.
Регулирование в последние годы
становилось более жёстким в
одних областях и более мягким
в других. Одной из вечных тем
новейшей экономической истории
Америки был и остается вопрос
о том, когда и насколько государство
должно вмешиваться в
Россия,
как и любая другая страна, имеет
свои особенности, и механическое перенесение
любых чуждых правил и законов
жизни, в том числе и успешных
форм регулирования деятельности монополий,
неизбежно приведёт к провалу. Это
не значит, что нужно с порога
отвергать чужое. Изучать иной опыт
можно и должно, но стоит помнить,
что это именно чужой опыт.
Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы, для согласования интересов всех участников, с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.
Под антимонопольной политикой в современной научной литературе понимается комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, устранение административных барьеров и обеспечение условий для развития конкуренции на рынке.
Подводя
итог сказанному, можно утверждать,
что антимонопольное
Опыт
западных стран в антимонопольном
законодательстве велик и разнообразен.
Возникновение подобного
Политика защиты конкуренции, опирающаяся на антимонопольный закон - его нередко именуют “экономической конституцией” свободного предпринимательства - отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства, и отработанные приемы, и, конечно же, исторические особенности развития экономики каждой конкретной страны.
Причина
такого положения, конечно, кроется
в его сложности многогранности
и в ответственности за неверные
решения и действия. Антитрестовское
законодательство не следует рассматривать
исключительно как средство противодействия
созданию трестов и их ограничительной
практике. В настоящее время оно
являет собой одну из специфических
форм государственного регулирования
экономики, попытку регулировать рыночные
отношения, уровень и масштабы конкуренции
с целью повышения
Американский
подход к государственному регулированию
отнюдь не является полностью сложившимся.
Регулирование в последние годы
становилось более жёстким в
одних областях и более мягким
в других. Одной из вечных тем
новейшей экономической истории
Америки был и остается вопрос
о том, когда и насколько государство
должно вмешиваться в
Россия, как и любая другая страна, имеет свои особенности, и механическое перенесение любых чуждых правил и законов жизни, в том числе и успешных форм регулирования деятельности монополий, неизбежно приведёт к провалу. Это не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт.
Информация о работе История регулирования деятельности монополий в зарубежных странах