Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа
Цель курсовой работы – ознакомиться с историей регулирования деятельности монополий в зарубежных странах.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие и классификации монополий.
Изучить общие методы антимонопольного регулирования.
Исследовать мировой опыт антимонопольного регулирования.
Закон Селлера-Кефовера 1950г.
Государство продолжает осуществлять судебные антитрестовские преследования после Второй мировой войны. Федеральная торговая комиссия и Антитрестовское подразделение министерства юстиции следят за потенциальными монополиями или предотвращают слияния, способные уменьшить конкуренцию в той степени, которая причинила бы ущерб потребителям. В 1950г. в США принимается федеральный закон Селлера-Кефовера (Celler-Kefauver Act), как поправка к Акту Клейтона, в которой уточнялось понятие незаконного слияния и запрещающая фирме приобретать активы другой фирмы, если это приводит к ослаблению конкуренции. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния.
Антимонопольное законодательство США, базирующееся на “трёх китах”, трёх вышеописанных основных законодательных актах, определяет политику государства в данной области. Эта политика и сегодня не является устоявшейся догмой, более того, продолжает дискутироваться вопрос о её определении.
Например, Стэнли Фишер, не выделяя антимонопольную финансовую политику как самостоятельное понятие, считает, что “фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов” [19]. Аналогично Кэмпбелл Р. Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их “как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта” [15].
Причина такого положения, конечно,
кроется в его сложности
Пожалуй, важнейшей проблемой
антимонопольного регулирования является
высокая степень
Одним из специфических обстоятельств,
характерных для современного периода
развития России, является то, что решение
задачи преодоления элементов
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий - монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа [5]. Из них естественных монополий - 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги - тепло- и водоснабжение, канализация. Такие отрасли либо регулируются государством, либо они находятся в его собственности. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков в связи с технологическими нововведениями.
Монополия означает определённую степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и тому подобное. Цены на всё вокруг нас - от ракет до хлеба, света и тепла в домах - зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их, как только могли. И чтобы поставить определённый заслон деструктивным силам монополизации необходимо продуманно разработанное антимонопольное законодательство и последовательная практика его ежедневной реализации как взвешенная, выверенная система регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Антимонопольная политика должна представлять собой защиту и усиление конкуренции путём создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты [4,6,8] предлагают:
Американский подход к
государственному регулированию отнюдь
не является полностью сложившимся.
Регулирование в последние годы
становилось более жёстким в
одних областях и более мягким
в других. Одной из вечных тем
новейшей экономической истории
Америки был и остается вопрос
о том, когда и насколько государство
должно вмешиваться в
Россия, как и любая другая страна, имеет свои особенности, и механическое перенесение любых чуждых правил и законов жизни, в том числе и успешных форм регулирования деятельности монополий, неизбежно приведёт к провалу. Это не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт.
Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы, для согласования интересов всех участников, с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.
Под антимонопольной политикой
в современной научной
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран в
антимонопольном
Политика защиты конкуренции,
опирающаяся на антимонопольный
закон - его нередко именуют “
Причина такого положения, конечно,
кроется в его сложности
Американский подход к
государственному регулированию отнюдь
не является полностью сложившимся.
Регулирование в последние годы
становилось более жёстким в
одних областях и более мягким
в других. Одной из вечных тем
новейшей экономической истории
Америки был и остается вопрос
о том, когда и насколько государство
должно вмешиваться в
Россия, как и любая другая страна, имеет свои особенности, и механическое перенесение любых чуждых правил и законов жизни, в том числе и успешных форм регулирования деятельности монополий, неизбежно приведёт к провалу. Это не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт.
Информация о работе История регулирования деятельности монополий в зарубежных странах