Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
Экономическая теория связана со многими социально – экономическими дисциплинами. Она соприкасается с социологией, политической наукой, психологией, антропологией и историей. Особого внимания заслуживает связь экономической теории со статистикой. Экономическая теория предполагает использование математики и теории вероятности. Она непосредственно связана с такими дисциплинами, как бухгалтерский учет и анализ.
Предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.
Из
данного определения следует, что
экономические отношения
Наиболее устойчивой является структура курса экономической теории, в основу которой положен предмет экономической науки - экономика и ее уровни - отдельное предприятие, фирма, национальная экономика страны, интернациональные процессы в экономике.
Микроэкономикой (от гр.микро – маленький) называется анализ причин, закономерностей и последствий функционирования отдельных субъектов в рыночной экономике (например, промышленной фирмы, семейной фермы и т. п.).
Макроэкономика рассматривает экономические процессы на уровне национальной экономики. Она изучает в агрегированном, совокупном виде такие величины, как национальный объём производства, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход. Макроэкономика занимается изучением взаимосвязи совокупного спроса и предложения, их влияния на национальную объём производства, проблеи установления общего равновесия на товарном, денежном и ресурсном рынках; государственного вмешательства в экономику; проблем инфляции, безработицы, социальной защищенности населения. Основными макроэкономическими показателями являются национальный объём производства, производительность труда, общий уровень цен, процентная ставка и занятость.
Интерэкономика
(мировая экономика) рассматривает
экономические отношения в
Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» – некоторые проблемы, как, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделов экономической теории.
Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую.
Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами.
Практическая
функция позволяет
Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук.
Критическая
функция состоит в том, что
явления рассматриваются
Познавательная функция является общей для всех наук. Применительна к экономической теории есть лишь одна особенность: проведение экспериментов здесь ограничено и слишком дорого.
Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития,
В общих основах экономической теории дается характеристика понятия общества и экономики, материального производства как основы жизни человеческого общества; обосновывается необходимость изучения законов и закономерностей развития общественного производства, раскрываются предмет и объект экономической теории, показывается исторический процесс развития данной науки.
Таким образом, экономическая теория предстает
перед нами как система знаний о сложном
многообразии явлений экономической жизни
общества, дающая возможность в экономических
понятиях, категориях, законах, принципах
и формах увидеть определенный порядок,
причинно-следственную зависимость, поддающуюся
познанию и воздействию на нее.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.
Экономическая теория – одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире. Еще тогда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создавали законченных систем экономических взглядов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием «буржуазного» способа производства.
Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских «Законах Ману» (IV – III в. до н.э.) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.) мы обнаруживаем различение умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый – монополия высших слоев общества, второй – удел простолюдинов.
Экономические
взгляды древнегреческих
- идея о полезности как основе ценности благ,
- оценка стоимости продукта также и трудом;
- рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов.
Термин «экономия» (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. «Ойкос» – дом, хозяйство; «номос» – учение, закон. Сегодня в русском языке понятие «экономия» используется в другом значении, оно замещено термином «экономика», используемым в следующих значениях:
- хозяйство (страны, района, группы стран);
- научная дисциплина, изучающая хозяйство;
- исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему.
Все древние мыслители физический, производительный труд считали неприличным занятием для свободного гражданина.
Христианство
совершило переворот в
Экономическая действительность весьма многообразна, противоречива и изменчива, и экономическая наука не вправе претендовать на абсолютно точное, адекватное отражение действительных процессов и тенденций. Научное знание постигает истину лишь с известной степенью приближения и по мере происходящих в экономической жизни изменений уточняет или отбрасывает прежние представления, приходит к новым обобщениям и выводам. В экономической науке существуют разные направления и школы, в основе типологии которых лежат различия в методах анализа, понимании предмета и задач исследования, в общем концептуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем. Деление это в значительной мере условно. В рамках одного направления может существовать несколько школ. Например, монетаризм (школа) развивается в общем русле неолиберального направления, экономика предложения (школа) примыкает к неоклассическому направлению.
Нередко школы получают свое наименование по географическому признаку — стокгольмская, лондонская, кембриджская. Представители одной школы объединяются в силу общности взглядов, методологии, позиций, хотя обычно отличаются проблематикой, кругом интересов, разработкой более частных проблем. К одной школе принадлежат нередко профессора одного крупного вуза, ученики и продолжатели идей и концепций «основателя» школы.
Классическая экономическая теория как особая область научных знаний возникла в период разложения феодализма и зарождения капитализма. Эта теория формировалась и утверждалась под названием политической экономии, хотя нередко крупные экономисты использовали и иную терминологию. Англичанин Уильям Петти (1623— 1687), Колумб политической экономии, основатель экономической статистики, именовал свою науку политической арифметикой. Создатель первой макроэкономической модели, француз Франсуа Кенэ (1694—1774), называл себя экономистом. Основной труд шотландца Адама Смита (1723—1790), классика политической экономии, получил название «Исследование о природе и причинах богатства народов». Главная его идея состоит в том, что люди, преследуя собственные интересы и личную выгоду, создают, ведомые «невидимой рукой» рыночных законов, блага и выгоды для общества в целом. Английский предприниматель и экономист Давид Рикардо (1772—1823) завершивший создание классической экономической теории, оставил нам «Начала политической экономии». Труд теоретика и систематика англичанина Джона Стюарта Милля (1806— 1873) назывался «Основания политической экономии».
Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVIII веках. Это – период становления капитализма, зарождения мануфактуры, развития общественного разделения труда, формирования внутренних рынков и мировой торговли, интенсификации денежного обращения. В это время создается первая значительная школа в мировой экономической науке – меркантилизм (меркантильный – денежный).
Сущность их учения – в специфическом определении источника происхождения богатства. Этот источник меркантилисты выводили из сферы обращения, отождествляя богатство с деньгами, первоначально – только с золотом. Решение многих экономических проблем они видели в запрещении вывоза благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности, связанной с притоком в страну денег, поддерживали идею активного торгового баланса. Составляющая меркантилизма – политика протекционизма, направленная на защиту национальной экономики от зарубежных конкурентов.
Наиболее
известные меркантилисты –
Англия XVII века была самым экономически развитым европейским государством. Не случайно здесь появилось немало мыслителей – экономистов, среди них – Вильям Петти (1623 – 1686 гг.). Важнейшие его работы: «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.), «Политическая арифметика» (1646 г.), «Кое-что о деньгах» (1682 г.). Знаменитый афоризм Петти: «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».
Шотландец Джон Ло (1671 – 1729 гг.), современник В. Петти, впоследствии ставший генеральным контролером финансов Франции, известен экономистам как «отец инфляции». Понимая, что деньги не являются реальным богатством, он считал, что увеличение количества денег в стране способствует стимулированию предпринимательства, экономическому процветанию. Ло предпринял попытку введения в обращение бумажных денег. Однако в то время еще не созрело понимание необходимости жесткого контроля за денежным обращением, и попытка оказалась неудачной: деньги упали в цене десятикратно, это расстроило даже крупные состояния и экономику страны в целом.
Французский экономист Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.) – глава школы физиократов (термин произошел от греческих слов: phisis – природа, kratos – власть). В центре теоретической системы физиократов – сельское хозяйство, производительным они считали лишь земледельческий труд. «Экономические таблицы» (1758 г.) Ф. Кенэ – попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления пропорциональности натуральных и денежных потоков в движении общественного продукта.