Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 10:13, реферат
Оценить экономический рост можно с помощью системы взаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и его факторов.
В условиях рыночной экономики для обеспечения производства товаров и услуг необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Y есть функция от затрат труда (L), капитала (K), и природных ресурсов (N): Y=f(L,К,N).
Государственное регулирование экономики является необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих, безработных и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.
Успех государственного
регулирования экономики
Анализ развития национальной экономики нашего государства за последние годы показывает, что поддержание высоких темпов роста ВВП при ограниченном использовании методов рыночной саморегуляции далее невозможно. Беларусь, следуя общему направлению реформ в России и других странах, начиная с 1991г. активно разрушала институты централизованного управления, осуществляя либерализацию своей экономики. Однако желаемый успех на начальной стадии переходного периода не был достигнут, поскольку рыночные импульсы не получили адекватных откликов в обществе. И это объяснимо, поскольку создание формальных (законодательных) и тем белее неформальных (моральных норм, традиций и т.д.) институтов цивилизованного рыночного хозяйства - процесс длительный. Этап создания сильных государственных институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики начался с 1994г. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования и налогового субсидирования, ужесточения контроля на всех кровнях экономики остановить падение темпов развития и одновременно создать необходимую институциональную среду и инфраструктуру рынка. Однако по мере ее решения созданная среда стала тормозить экономический рост. Чтобы преодолеть эту фазу необходимы дальнейшие либерализация дебюрократизация экономики, проведение административной реформы, которая исключала бы оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления, сосредоточив их преимущественно на политических и на механизмах рыночной саморегуляции. Реструктуризация и приватизация крупных предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса продемонстрирует странам –партнерам и международным структурам приверженность Белоруссии рыночным принципам и свободам; создаст предпосылки для формирования среднего класса в обществе; повысит устойчивость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны.
Благоприятная институционная среда –инстремент к решению проблемы старения основного капитала. В белорусской промышленности коэффициент обновления основных фондов на протяжении последних лет колеблется в пределах 1,5-2,4. Это значит, что их полное обновление можно осуществить за 42-66 лет. Сократить этот срок способен лишь приток инвестиций. Доля инвестиций в основной капитал на уровне 16-18% ВВП не-достаточна и в отличие от развитых стран не позволяет нормально обновлять производство. Один из эффективных источников инвестиций –увеличение доли валового накопления в составе доли инвестиций ВВП. Это можно достичь или за счет снижения доли конечного потребления, или путем привлечения иностраннывх инвестиций, что как правило ведет к дефициту торгового баланса. Первый путь ограничен низким уровнем жизни населения и может осуществляться постепенно на основе опережащего роста валовых накоплений по отношению к росту конечного потребления в условиях ВВП. Но тогда проблему старения решить в ближайшее время не удасться, так как для этого необходимо удвоить долю инвестиций в ВВП.
Информация о работе .Источники и факторы экономического роста