Инвестиционная политика в России и проблемы инвестиций в современной экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 03:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы. Целью настоящей работы является оценка инвестиционного климата в России и разработка предложений по его улучшению.

Задачи курсовой работы:
выявление сущности, структуры и основных этапов развития инвестиций;
исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент.
проведение исследования инвестиционного климата России при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и выявить проблемы инвестиций в современной России;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Сущность инвестиций………………………………………………………...5
1.1 Анализ и виды инвестиций…………………………………………………...5
1.2 Сбережение - источник инвестиций…………………………………………6
1.3 От каких факторов зависят инвестиции……………………………………..9
1.4 Правовые аспекты инвестиционной деятельности………………………..12
2 Инвестиционная политика в России и проблема инвестиций в современной экономике России………………………………………………19
2.1 Инвестиционная политика в России……………………………………….19
2.2 Проблема инвестиций в современной экономике России………………..22
Заключение……………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………….29
Приложение 1………………………………………………………………..…...31
Приложение 2…………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.34 Кб (Скачать)

   Главным направлением предварительного анализа  является определение показателей  возможной экономической эффективности  инвестиций, т.е. отдачи от капитальных  вложений, которые предусматриваются  проектом. Как правило, в расчетах принимается во внимание временной аспект стоимости денег.

   Рассмотрение  любого инвестиционного проекта  требует большой тщательной предварительной  работы. Оценка инвестиционной привлекательности  того или иного проекта требует  детального анализа множества показателей; принимать решение приходится с  учетом таких факторов, как риск, неопределенность, инфляция.

   Обоснование целесообразности реализации инвестиционного  проекта невозможно без разработки бизнес-плана, являющегося неотъемлемой составной частью проектных материалов. Именно в случае положительных результатов его экспертизы заинтересованными участниками проекта формируется организационно-экономический механизм его реализации.

   Организационно-экономический механизм реализации проекта - форма взаимодействия участников проекта, фиксируемая в проектных материалах в целях обеспечения реализуемости проекта и возможности учета интересов каждого участника инвестиционного проекта. 

2 Инвестиционная политика  в России и проблема  инвестиций в современной  экономике России. 
2.1 Инвестиционная политика в России.

   В первые годы послесоветской России отмечался резкий спад инвестиций. Так, например, совокупные вложения в народное хозяйство в 1993 году снизились по сравнению с 1992 годом на 16%, а в 1992 году по сравнению с 1991 годом - на 40%. За два года объём инвестиций сократился почти в два раза.

   По  мнению экономистов, инвестиционный кризис был вызван не только структурной  перестройкой, характерной при переходе к рынку, но и разрушением механизмов, обеспечивавших процесс нормального  воспроизводства. Меры по стимулированию рыночных механизмов оказались явно недостаточными. Они не способны компенсировать потери и риск инвесторов в условиях финансовой нестабильности. Кроме того, не была выработана государством ясная  инвестиционная политика на период реформ. Кредитовать же капитальные вложения Центральный банк стал, по существу, за счёт эмиссии денег, что взвинтило и без того высокий уровень инфляции.

   До  проведения экономической реформы  основными ресурсами финансирования капитальных вложений были собственные  средства предприятий - амортизация  и прибыль, а также ассигнования из бюджета. С началом реформ старая система финансирования капитальных  вложений и аккумуляции собственных  средств полностью развалилась. Предприятия сами определяют потребности  в средствах на капитальные вложения. Но теперь они, как правило, не занимаются перспективой, их больше интересует текущая  деятельность. Предприятия по-прежнему начисляют амортизацию, но вследствие инфляции, отсутствия материально-технических  ресурсов, возросшей стоимости строительства  амортизационные средства многими  предприятиями не аккумулируются, а  используются как фонды потребления.

   Ясно, что без привлечения больших  капиталовложений невозможно преодолеть спад производства во всех отраслях и  произвести структурную перестройку  экономики, не говоря уже о модернизации оборудования.

   Каким же образом можно оживить инвестиционный процесс? Возможность выхода из сложившейся  ситуации многие эксперты видят, прежде всего, в создании чёткой правовой базы в стране, ясной политике государства и в стабилизации инфляции.

   Важную  роль в активизации инвестиционного  процесса играют коммерческие банки, которые  призваны аккумулировать временно свободные  денежные средства населения и направлять их в инвестиционную сферу. Однако в  современных экономических условиях участие коммерческих банков в инвестиционном процессе невыгодно. Реальный доход  от кредитования (номинальная процентная ставка минус индекс инфляции) есть величина отрицательная. Основным источником погашения инвестиционных кредитов и выплаты процента является прибыль  от реализации инвестиционного проекта, но в условиях высокой инфляции прибыль  заёмщика, как правило, недостаточна для возврата кредита и выплаты  процента на уровне рыночного. При этом, чем выше срок кредита, тем больше потери кредитора. Обесценивание суммы вследствие инфляции не компенсируется полученным доходом. Кроме того, в условиях нестабильности становиться сложно достоверно оценить эффективность проекта.

   Таким образом, российские коммерческие банки  вряд ли будут заинтересованы в инвестиционном кредитовании пока не будет достигнута финансовая и политическая стабильность в стране.

   В сложившейся  ситуации возрастает роль иностранных  инвестиций. Иностранные бизнесмены заинтересованы в российских рынках сбыта, так как их рынки в значительной мере насыщены и искать перспективы  дальнейшего экономического роста  достаточно сложно. Раньше основным каналом  привлечения инвестиций были государственные  внешнеэкономические связи. Сегодняшний результат - колоссальный государственный долг при продолжающейся деградации экономики. Теперь иностранные инвестиции привлекаются под конкретные проекты, например, освоение месторождений полезных ископаемых. Таким образом, чётко прослеживается цель инвестиций и видны субъекты кредитования, что обеспечивает реализуемость проектов. Но сказать, что подобная политика принесла ощутимые результаты весьма сложно. Политическая и экономическая нестабильность в России удерживает крупных инвесторов от участия в долгосрочных проектах. Кроме того, многих отпугивают бюрократические сложности, имеющие место в нашей стране. Требуется новая стратегия привлечения иностранных инвестиций в Россию. Возможно использование российских коммерческих банков, за счёт принятия на себя определённой части риска иностранных инвесторов. Так как Центральный банк осуществляет довольно строгий контроль за деятельностью коммерческих банков, то риск иностранных инвесторов становиться значительно меньше. По мнению председателя правления Международного промышленного банка Сергея Веремеенко, подобная стратегия при определённой законодательной основе и налоговой политике может принести эффективные результаты, которые не были достигнуты в рамках прежней стратегии привлечения иностранных инвестиций[12].

   Важна также и роль государства как  инвестора в восстановлении российской экономики. Перестройка промышленности требует колоссальных затрат. Если обратиться к опыту послевоенной Европы или к экономическим достижениям  новых индустриальных стран, то станет ясно значение государства как организатора и источника ресурсов для структурной  перестройки. Оно могло бы создать  на свои средства или в союзе с  частными инвесторами новые производства. В последующем эти предприятия  могли бы быть приватизированы. Таким  образом, можно поступить с целыми отраслями. Кроме того, государство  в соответствии с выбранными приоритетами могло бы на возвратной основе предоставить ресурсы коммерческим банкам для того, чтобы они разместили их в производство. Это должно проходить открыто и использование средств должно строго контролироваться.

2.2 Проблема инвестиций в современной экономике России.

   Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России. Удвоение ВВП к 2012 году - цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, - продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций - отечественных и иностранных.

   Однако  работа по их привлечению идёт пока не очень успешно. Участие России в мировых ПИИ в период экономической  стабилизации после 2000 г. осталась практически  неизменным, не превышая в среднем 4-4,5 млрд.долларов США в год, что составляет 0,4-0,5% доли глобальных потоков(для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций.

   Основные  страны-инвесторы в I полугодии 2009 г. - Люксембург, Китай, Нидерланды, Кипр, Германия, Соединенное Королевство (Великобритания), Франция, США. На долю этих стран приходилось 77,0% общего объема накопленных иностранных инвестиций, 75,5% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций[14].

   В I полугодии 2009 г. в экономику России поступило 32,2 млрд. долл. США иностранных инвестиций, что на 30,9% меньше, чем в I полугодии  2008 г. (в первом квартале 2009 г. -- 12,0 млрд. долл. США (на 30,3% меньше), во II квартале -- 20,2 млрд. долл. США (на 31,2% меньше)[14].

   Объем погашенных инвестиций, поступивших  ранее в Россию из-за рубежа, составил в I полугодии 2009 г. 31,8 млрд. долл. США, или  на 7,1% меньше, чем в I полугодии 2008 г. (в первом квартале 2009 г. -- 12,1 млрд. долл. США (на 15,3% меньше), во II квартале -- 19,7 млрд. долл. США (на 1,2% меньше)[14].

   15 декабря  2005г. агентство Standard&Poor's повысило  суверенный рейтинг России до  инвестиционного уровня. Теперь  российский инвестиционный рейтинг  подтвержден всей тройкой мировых  рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный  уровень суверенного рейтинга  России был установлен агентствами Moody's и Fitch.

   Standard&Poor's считается самым консервативным  агентством из этой тройки. Оно  действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна  признается инвестиционно привлекательной  с того момента, как это подтверждают  все три мировых агентства,  так что у российского правительства  есть все формальные основания  считать свою политику успешной.

   Дальнейшее  повышение рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими  и институциональными рисками, которые  будут расти. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности  России обслуживать свой внешний долг.

   Первое  снижение суверенных рейтингов России со времени обострения мирового финансового  кризиса произошло в декабре 2008 г., когда международное рейтинговое  агентство S&P понизило суверенный рейтинг  России с «ВВВ+» до «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный»[15].

   По  мнению агентств, «снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных резервов и  других инвестиционных потоков, что  привело к росту издержек и  трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании». По той же причине агентство Fitch в  феврале 2009 г. понизило рейтинг России с уровня «ВВВ+» до уровня «ВВВ», прогноз по рейтингу «негативный».

   В августе 2009 г. агентство Fitch подтвердило рейтинг, установленный в феврале 2009 г. В  пресс-релизе агентства S&P в сентябре 2009 г. отмечено, что оно не стало  менять суверенные рейтинги России. Причиной подобного решения было названо  сохранение рисков для российской экономики.

   Агентство Moody's не стало понижать рейтинг России вслед за S&P и Fitch, подтвердив в  конце 2008 г. свой позитивный прогноз  РФ по долговым обязательствам и депозитам, ограничившись лишь снижением прогноза по рейтингу с «позитивного» на «стабильный» (в июле 2008 г. Moody's повысило российский рейтинг с «Ваа2» до «Baal», прогноз по рейтингу «позитивный»). В конце октября 2009 г. агентство заявило, что, по его мнению, суверенный рейтинг России в ближайшее время останется в диапазоне «A3» - «Ваа2» и шансы на его значительное снижение невелики.

   Основные  факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся: 

  • высокая зависимость  национального хозяйства, государственных  финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры  при существующей структуре ВВП;
  • избыточные административные барьеры для предпринимателей;
  • недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;
  • достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;
  • отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;
  • недостаточный уровень развития фондового рынка.

   Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации” предусматривает  возможность предоставления льгот  по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”.Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

   Поэтому к числу первоочередных мер в  данном направлении следует отнести  укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных  отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести  отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

   Отраслевые  проблемы привлечения иностранных  инвестиций тесно стыкуются с  не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

   В территориальном  распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую  роль играют интересы инвесторов. Они  вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной  прибыли и направляют его туда ,где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой. Прежде всего, это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

   Действуют и другие факторы. Так, отмечаемый ежегодно масштабный приток инвестиций в Омскую область связан в основном с финансовыми  операциями компании “Сибнефть”, а  отнюдь не с реальным зарубежным инвестированием в ее экономику.

Информация о работе Инвестиционная политика в России и проблемы инвестиций в современной экономике России