Автор: Юлия Калюжная, 16 Июня 2010 в 01:37, реферат
Инвестиции Казахстана 2008-2009
Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования [1, с. 19].
Инвестиции составляют преобладающую часть всех средств, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство основных фондов. К ним относятся все капитальные затраты на прирост и возмещение износа основных фондов, включая затраты на капитальный ремонт и модернизацию основных фондов.
Целью работы является обобщение и структурирование теоретических знаний по теме проекта, а также оценка современного состояния инвестиционной активности и состояния капитальных вложений в Казахстане
В задачи представленной работы входит:
— характеристика инвестиционной политики республики, определяющей и регулирующей иностранные инвестиции;
— анализ современного состояния инвестиций в Казахстане и мер по их регулированию в Республике Казахстан.Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования [1, с. 19].
Инвестиции составляют преобладающую часть всех средств, обеспечивающих простое и расширенное воспроизводство основных фондов. К ним относятся все капитальные затраты на прирост и возмещение износа основных фондов, включая затраты на капитальный ремонт и модернизацию основных фондов.
Целью работы является обобщение и структурирование теоретических знаний по теме проекта, а также оценка современного состояния инвестиционной активности и состояния капитальных вложений в Казахстане
В задачи представленной работы входит:
— характеристика инвестиционной политики республики, определяющей и регулирующей иностранные инвестиции;
— анализ современного состояния инвестиций в Казахстане и мер по их регулированию в Республике Казахстан.
Помимо проводимого в настоящее время реформирования налогообложения фонда оплаты труда (отказ от прогрессивной шкалы подоходного налога, снижение ставок отчислений в социальные фонды), действующим законодательством предусмотрена инвестиционная льгота по нал огообложению реинвестируемой прибыли. При этом не допускается сокращение налогооблагаемой базы более чем в два раза (при большем объеме инвестиций налоговая льгота переносится на следующие налоговые периоды).
Острота проблемы налоговой реформы объясняется тем, что, с одной стороны налоговое бремя необходимо снизить с целью оживления инвестиционной активности в реальном секторе экономики, а, с другой, — его снижение приведет к эрозии текущих бюджетных поступлений и неизбежно усилит социальную напряженность. В этих условиях один из возможных подходов состоит в переносе центра тяжести налогового бремени со сферы материального производства на сферу потребления.
Другое направление реформирования налоговой системы состоит в создании условий, при которых частный сектор экономики сможет с помощью государства сам заработать право на снижение налогового бремени. Идея соответствующего механизма государственного регулирования заключается в возмещении предприятию части уплаченного налога на прирост прибыли, полученный за счет роста эффективности производства.
Рассмотренный механизм государственного регулирования означает использование регрессивной шкалы налогообложения текущих доходов эффективно работающих субъектов рынка. С одной стороны, он создает дополнительные стимулы оживления их инвестиционной активности, а, с другой, — способствует запуску механизма мультипликатора за счет перелива инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий.
Важным направлением стимулирования инвестиционной активности является и расширение сферы применения инвестиционных налоговых кредитов. В соответствии с частью первой Налогового кодекса — они представляют собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Возможный
инструментарий государственного регулирования
инвестиционного налогового кредитования
может быть сведен к либерализации
условий его получения
Все эти меры инвестиционной политики государства направлены на обеспечение прироста собственного инвестиционного потенциала предприятий. Не меньшее значение имеет и расширение инвестиционных возможностей за счет увеличения объемов использования заемных и привлеченных средств, что также требует развития применяемых методов государственного регулирования.
В Казахстане существует специальное инвестиционное законодательство, которое устанавливает правовую и экономическую основу для стимулирования притока инвестиций, обеспечивает защиту прав инвесторов и определяет меры осуществления государственной поддержки инвестиций и процедуру разрешения споров. Инвестиционные и налоговые льготы в Казахстане, в том числе, предоставляемые специальными экономическими зонами, и специальные льготы в отдельных отраслях направлены на осуществление целей Правительства по ускорению развития регионов, новых технологий, производства, ориентированного на экспорт, производства новых типов продукции, а также по привлечению инвестиций, разработке нормальных рыночных взаимоотношений, внедрению новейших методов делового управления, решению социальных проблем.
Закон «Об инвестициях», принятый 8 января 2003 года, обеспечивает правовую основу для инвестиций в Казахстан, как местных, так и зарубежных.
За период независимости в Казахстане значительно улучшились условия для инвестирования.
Совершенствовалась законодательная база, определяющая правовые и экономические основы стимулирования инвестиций. Предусмотрены инвестиционные преференции приоритетных видов деятельности, перечень которых утверждается Правительством Республики Казахстан.
Инвесторам представляется право по своему усмотрению использовать доходы, полученные от своей деятельности, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Казахстан первым из стран СНГ получил рейтинг инвестиционного класса от трех ведущих рейтинговых агентств мира: Moody’s (в 2002 году), Standard&Poor’s и Fitch (в 2004 году).
Казахстан подписал соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций с десятками стран. Почти все эти соглашения ратифицированы. Тем самым инвесторам предоставляется максимально благоприятный инвестиционный режим.
На фоне мирового финансового кризиса усиливаются экономические, политические и социальные риски для крупного бизнеса. В связи с этим во многих СМИ сегодня выражается обеспокоенность оттоком капитала из Казахстана. Специалисты МВФ считают, что введение контроля за потоками капитала это опция на крайний случай, и данная мера не решает проблему, которой для развивающихся стран является не чрезмерный отток капитала, а отсутствие притока. МВФ утверждает, что контроль за оттоком с высокой вероятностью перекроет возможность увеличения его притока.
Трудно не согласиться с мнением экспертов МВФ, которые считают, что контроль за потоками капитала не является сдерживающим фактором на пути оттока капитала из страны. Не важно, является ли страна развитой или развивающейся, принцип «насильно мил не будешь» никто не отменял.
Капитал чувствует себя комфортно там, где для него предусмотрены все условия для роста при минимальных рисках. Польза от контроля над инвестиционными потоками будет заключаться в статистическом учёте движения капитала, но не будет являться мерой повышения инвестиционного климата. Любой запрет всегда порождает за собой предоставление заведомо искаженной информации или увод капитала в тень. Следовательно, нужны иные меры, которые бы сдерживали утечку капитала из страны. Можно предложить более мягкие условия пребывания капитала в стране, но важнее гарантии того, что иностранный и отечественный капитал могут работать спокойно. В данном случае, последние дефолты некоторых казахстанских финансовых институтов лишний раз дали повод иностранным инвесторам задуматься над тем, что не всегда их инвестиции могут быть защищены.
В 2008 г. рост объема ПИИ в мире, который был достаточно динамичен с 2004 г. остановился, по данным ЮНКТАД. В 2007 г. общий объем всех мировых инвестиций достиг рекордной цифры в 1.8 трлн. долларов США. И в 2009 г. ожидаются отрицательные темпы роста инвестиций в связи с усугубляющимся влиянием мирового финансового кризиса на инвестиционные расходы транснациональных корпораций.
За период с 2004 года по 2008 год валовый отток прямых инвестиций из Казахстана зарубеж составил 8, 9 млрд. долл. США. За 2008 год валовый отток ПИИ составил 4,24 млрд. долл. США, что выше уровня 2007 года на 60,9 % (2,64 млрд. долл. США).
Снижение
мировых ПИИ в 2008–2009 гг. произошло
по двум причинам. Во-первых, доступ
фирм к финансовым ресурсам стал более
ограниченным из-за уменьшения прибылей
и большей стоимости финансовых ресурсов.
Во-вторых, значительная рецессия в развитых
странах стала также негативно влиять
на инвестиционные решения. Оба этих
фактора усиливаются еще и тем, что
многие компании сокращают свои издержки
и приостанавливают инвестиционные программы,
чтобы стать более устойчивыми к кризису
и противостоять возрастающим экономическим
рискам.
По
данным Национального Банка Республики
Казахстан за период
с 1993 года по 2008 год в казахстанскую
экономику привлечено около
89,7 млрд. долл. США прямых иностранных
инвестиций (далее - ПИИ). Рост притока
ПИИ в Республику Казахстан за 2008 год составил
7,3 % (19,8 млрд. долл.) по отношению
к предыдущему году. При этом за 2007 год
по отношению к 2006 году (10,6 млрд. долл.)
рост составил 73% ((18,5 млрд. долл.) Рисунок
2).
Рисунок
2. Структура валового притока ПИИ по годам
В структуре валового притока иностранных прямых инвестиций по странам в отчетном периоде доминировали Нидерланды (22,0% от валовых поступлений ПИИ), США (10,4%), Великобритания (9,1%), Франция (6,1%), Каймановы острова (Британские) – 4,9%, и Канада (4,8%). В сравнении с предыдущим периодом в 1,5 раза снизился объем ПИИ из Виргинских (Британских) островов. Валовые поступления ПИИ из стран СНГ увеличились на 10,6%, составив в сумме 887,3 млн. долл. (Таблица 1).
В
структуре валового притока ПИИ
по видам деятельности основное вложение
прямых инвестиций осуществлялось в
операции с недвижимым
имуществом – 40 % от суммы валовых поступлений
ПИИ, в горнодобывающую промышленность
– 15 %, в финансовую
деятельность – 11 %, а также обрабатывающую
деятельность – 9 %
(Рисунок 3).
Таблица
1. Структура валового притока ПИИ
по основным странам-инвесторам
Страна | 2007 | 2008 | ||
млн.долл.США | % | млн.долл.США | % | |
Всего | 18 453,4 | 100,0 | 19809,1 | 100 |
в том числе | ||||
Нидерланды | 3147,8 | 17,1 | 4349,4 | 22 |
США | 2462,1 | 13,3 | 2059,5 | 10,4 |
Великобритания | 909,3 | 4,9 | 1797,2 | 9,1 |
Франция | 1022,6 | 5,5 | 1203,8 | 6,1 |
Каймановы острова (Британские) | 9,3 | 0,1 | 976,5 | 4,9 |
Канада | 314,1 | 1,7 | 944,8 | 4,8 |
Рисунок 3. Удельный вес валового притока ПИИ по видам деятельности
за
2008 год
При этом, сократился объем ПИИ в горнодобывающую отрасль по отношению к 2007 году на 13,5% (2007 год – 5 390,5 млн. долл., 2008 год – 3 104,4 млн. долл.), в том числе добычу нефти и газа (почти в 2 раза по сравнению с базовым периодом) связано с изъятием инвесторами реинвестированной прибыли прошлых лет в виде дивидендов и зачислением этих средств на счета своих казахстанских филиалов, что обеспечило прирост ПИИ в деятельность профессиональных организаций, ассоциаций и объединений.
В сравнении с предыдущим периодом на 33,4% сократился объем ПИИ в торговлю, ремонт автомобилей и изделий домашнего пользования, на 20,9% - в добычу металлических руд, на 6,2% - в цветную металлургию.
Следует отметить значительное увеличение объема ПИИ, в обрабатывающую промышленность на 65% (2007 год – 1 061,2 млн. долл., 2008 год – 1 756,5 млн. долл.), что составляет 9 % от общего валового притока ПИИ по видам деятельности, и увеличение по отношению к предыдущему году на 2,6 %, в том числе в черную металлургию (в 19 раз) обусловлено признанием реинвестированных доходов инвесторов.
По состоянию на 1 января 2009 года в Казахстане зарегистрировано 19109 предприятий с участием иностранного капитала (137 стран).
Кроме того, наблюдается поляризация в уровне обеспеченности недвижимостью по городам Казахстана. Наиболее благополучными городами в этом плане являются Астана, Алматы, Актау и Атырау. При сильном росте инвестиций в недвижимость государством не были запущены адекватные программы по развитию рынка строительных материалов. Такого рода программы должны были опережать программы по инвестированию в операции с недвижимостью, а не следовать за ними. В связи с этим Казахстан импортирует многие стройматериалы, даже те, которые не требуют сложных производственных процессов. Данная ситуация имеет место, несмотря на наличие в Казахстане: а) финансовых ресурсов, б) природных ресурсов, в) колоссального внутреннего спроса на рынке стройматериалов.
Что касается притока в сырьевом секторе, то напрашивается очередной тезис о необходимости диверсификации экономики и последствиях роста экономики при падающих ценах на энергоресурсы и иные полезные ископаемые.