Инвестиции. Понятие, структура и их роль в экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА1. ИНВЕСТИЦИИ И ИХ МЕСТО В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
1. 1.Понятие, структура и роль инвестиций в экономической
Системе………………………………………………………………………...3
2. Источники инвестиций в России…………………………………12
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ…………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

      Прямые  зарубежные инвестиции- это нечто  большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

      Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

      Существуют  и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

      Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производственных мощностей.

      Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением  тех которые находятся в государственной  монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы.

      Однако  для этого необходимо создать  эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

      Отток капитала. Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток.

      Многие  в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России слишком  нестабильна для осуществления  долгосрочных инвестиций. Поэтому и  предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как отток капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

      Основные  источники оттока капиталов могут  быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистика, естественно, учитывает только их легальную часть.

      Отток в крупных масштабах иностранной  валюты за пределы России побудил  власть принять организационно-правовые меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных принципах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ. 

      По оценкам независимых экспертов, Республика Коми имеет один из наиболее высоких инвестиционных рейтингов среди регионов России. Это обоснованно, так как республика  обладает рядом уникальных преимуществ для инвесторов, обусловленных наличием богатейшей минерально-сырьевой базы (валовая ценность запасов полезных ископаемых республики составляет 8 % прогнозного потенциала России), недра республики содержат почти 30 % разведанных, подготовленных к промышленному освоению запасов бокситов России, около 50 % титановых руд, около 80 % пьезооптического и кварцево-жильного сырья, значительную часть ресурсов России по высококачественным баритовым рудам, каменным и каменно-магниевым солям. Таким образом, Республика Коми располагает значительным потенциалом для привлечения и, что важнее, для эффективного применения инвестиций, расширения уже существующих производств и создания новых. В частности, в настоящее время в республике разработан ряд инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. К ним относятся:

      -          строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар- Пермь. Новая железнодорожная магистраль сократит до 800 км пробег из регионов Урала и Сибири к Архангельску и Мурманску и обеспечит выход к портам Финляндии. Основной объем грузоперевозок по новой магистрали составят коксующиеся и энергетические угли, лесо- и пиломатериалы, нефтяные продукты, бокситовые, марганцевые и хромитовые руды, строительное и технологическое оборудование (расчетный объем инвестиций 650 млн. долл. США);

      -          создание в Удорском районе Республики Коми на базе избыточных лесосырьевых ресурсов производства товарной беленой сульфатной целлюлозы из древесины лиственных и хвойных пород в объеме 500 тыс. в год (общая сумма инвестиционных затрат расчетно составляет 796,4 млн. долл. США);

      -          строительство завода по производству соли «Экстра». Проектом предусматривается организация рентабельного производства высококачественной соли мощностью 360 тыс. в год на базе крупного месторождения (2750 млн. тонн утверждены Государственной Комиссией по запасам каменной соли). Сегодня спрос на данную продукцию в Европейской части Российской Федерации покрывается за счет импорта соли из стран Дальнего Зарубежья (стоимость реализации проекта 1681 млн. руб.) и др.

      Необходима  разработка механизмов реализации государственной  политики для обеспечения экономической  безопасности  как хозяйствующих субъектов, так и региона в целом. Такими механизмами являются: активизация инвестиционной деятельности путем усиления регулирующей и стимулирующей роли государства в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики, создание эффективно действующей системы защиты прав собственности инвесторов, создание условий для дополнительных эмиссий акций, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение высокого уровня корпоративного управления.

      В Республике Коми на сегодняшний день действует республиканский закон об инвестиционной деятельности, определяющий правовые и экономические условия ее осуществления, а также формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти республики.

      Важным  элементом  системы стимулирования инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер, способных стимулировать потенциальных инвесторов, включая население к повышению инвестиционной активности.

      Говоря  о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством  использования  механизма рынка ценных бумаг, следует  отметить, что российскими регионами  не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира.  К таким формам относятся:

      -    освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;

      -    зачет отрицательных курсовых разниц для различных инвесторов;

      -    перенос отрицательных разниц на несколько лет вперед;

      -    поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;

      -    налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;

      -    вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы.

      Кроме того, в целях стимулирования инвестиционной деятельности целесообразным также  является восстановление налоговой льготы, действовавшей до 1 января 2002 г. В соответствии с этой инвестиционной льготой, компании могли выводить из-под налогообложения 50 % прибыли, если она направлялась на инвестиции. При этом не следует забывать, что налоговая льгота влияет на увеличение налогооблагаемой базы.

      Еще одним эффективным механизмом активизации  инвестиционной деятельности предприятий  Республики Коми, в условиях недостатка собственных оборотных средств  и невозможности получения дорогостоящих  банковских кредитов является выпуск дополнительных акций в целях привлечения инвестиций. Однако, анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования как в целом в стране, так и в Республике Коми показывает, что роль дополнительных эмиссий ценных бумаг в привлечении инвестиций является мизерной, а доля государственных инвестиций заметно уменьшается.

      Несмотря  на внушительные масштабы сформированного  в ходе приватизации корпоративного сектора, включающего около 30 тыс. акционерных  компаний, роль эмитируемых ими ценных бумаг в финансирование инвестиций  в России очень мала и составляет менее 1 % общего объема капитальных вложений в основной капитал.

      Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий  можно выделить следующие:

      - противодействие этому держателей  значительных пакетов акций, поскольку  это ведет к уменьшению доли  принадлежащих им ценных бумаг  в уставном капитале общества  и ослабляет контроль над ними;

      - малочисленность эффективных собственников  – субъектов присвоения, прямо или опосредованно обеспечивающих расширенное воспроизводство валового внутреннего продукта;

      - незаинтересованность в раскрытии  финансовой информации предприятиями  и профессиональными участниками  рынка ценных бумаг;

Информация о работе Инвестиции. Понятие, структура и их роль в экономической системе