Интеонационализация

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:53, курс лекций

Описание работы

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологиче-ских процессов, а также сближение и слияние культур разных стран.

Содержание

1. Глобализм и антиглобализм: необходимость, тенденции, перспективы.
2. Многостороннее регулирование финансовых рынков и торговли.
3. Влияние транснациональных корпораций на мировую политику

Работа содержит 1 файл

Тема 3 Интернационализация и глобализация.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

Процедура присоединения

Процедура присоединения  к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования  ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.

На первом этапе в  рамках специальных Рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического  режима присоединяющейся страны на предмет  их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.

Прежде всего переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены  ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной  процедурой результаты всех проведенных  переговоров по либерализации доступа  на рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами:

  • Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
  • Списком обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
  • Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;
  • Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем уровнях.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

История ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой  юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.

Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд - 1986-1994гг., т.н. «Уругвайский раунд», - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

Всемирная торговая организация: основные правила и нормы

ВТО представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. ВТО была создана 1 января 1995 года после  завершения Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров 15 декабря 1993г. и подписанного в апреле 1994г. ВТО является приемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).

ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств, чем в ГАТТ (146 на июль 2003 г.), но и более широкими масштабами той деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами и услугами, а также защиту прав интеллектуальной собственности. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе переговоров и решения разногласий.

Юридически система ВТО зафиксирована  Соглашением об учреждении ВТО, известным  также как Марракешское соглашение, и 4 приложениями к этому соглашению, каждое из которых включает в себя международно-правовые договоренности по отдельным вопросам международной торговли. Соглашение об учреждении ВТО содержит 29 соглашений, 17 из них и связанные с ними правовые документы, включены в Приложения 1, 2 и 3 (именуемые Многосторонние Торговые Соглашения), составляют неотъемлемую часть данного Соглашения и являются обязательными для всех членов ВТО. Остальные Соглашения и связанные с ними правовые документы, включены в Приложения 4 (именуемые Торговые Соглашения с Ограниченным числом участников) являются обязательными для членов ВТО, которые их приняли и не создают обязательств для членов, которые их не приняли. Все соглашения определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли.

ГАТТ и ВТО основываются на двух основополагающих принципах, которые, в свою очередь, в международно-правовой практике проявляются в качестве четырех основных элементов.

Два основополагающих принципа - это  отказ от дискриминации и рыночная эффективность, или предсказуемый, открытый, безопасный взаимный доступ на рынки.

Четырьмя основными элементами являются:

  1. режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ);
  2. национальный режим;
  3. применение тарифов как единственного или предпочтительного инструмента защиты на границе;
  4. транспарентность, или прозрачность.

Режим наиболее благоприятствуемой нации, обозначаемый как РНБ, означает то, что члены ВТО одинаковым образом относятся к импортируемым товарам и услугам из других стран-членов, т.е. к товарам и услугам из стран-членов ВТО при пересечении таможенной границы применяются такие же правила, как и к наиболее благоприятствуемому среди них. Это отказ от дискриминации на границе. Исключением являются региональные таможенные союзы и зоны свободной торговли, к которым ВТО предъявляет, однако, целый ряд требований: например, нельзя устанавливать новые барьеры в торговле с третьими странами.

Национальный режим означает, что ко всем импортируемым товарам и услугам, как только установлено их соответствие всем требованиям какого-либо пограничного режима и они появились на внутреннем (национальном) рынке страны, относятся не менее благоприятно, чем к национальным товарам и услугам на национальном рынке, т.е. внутренние налоги не могут быть выше, чем для отечественных товаров на внутреннем рынке. Это отказ от дискриминации на внутреннем (национальном) рынке.

Принятие решений. В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса. При его отсутствии решение принимается большинством голосов, если другого не предусмотрено. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, интеллектуальной собственности, освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, консенсусом).

Выгоды от участия  в ВТО

Общие потенциальные выгоды от членства в ВТО можно суммировать следующим  образом:

  • предсказуемость и надежность в развитии торговых отношений с членами ВТО;
  • использование прав, которыми обладают члены ВТО;
  • значительное улучшение открытости торговой политики и практики торговых партнеров, обеспечивающее большую безопасность в торговых отношениях;
  • доступ к механизму разрешения споров в рамках ВТО, обеспечивающего защиту торговых интересов в том случае, если они были ущемлены торговыми партнерами;
  • использование ВТО в качестве средства продвижения своих торговых и экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах в рамках ВТО.

Соглашения ВТО создают возможности  для расширения внешней торговли, прежде всего экспорта, для стран-членов и обеспечивают более строгие многосторонние правила, ведущие к созданию более безопасной и предсказуемой торговой среды. Во многих случаях страны- не члены ВТО будут участвовать в международной торговле на менее выгодных условиях, поскольку выгоды, предусмотренные этими соглашениями, не будут распространяться на них. В качестве примеров, можно отметить следующие соглашения ВТО:

Соглашение по текстилю и одежде - неучаствующие страны не получат выгод, вытекающих из либерализации торговли, предусмотренной этим Соглашением; в частности, это относится к поэтапной ликвидации импортных квот на товары, ограничения на которые будут сохранятся в течении десятилетнего переходного периода. Кроме этого, неучаствующие страны могут столкнуться с введением ограничений в отношении их экспорта текстиля и одежды без указания каких-либо сроков отмены.

Соглашение по сельскому  хозяйству - в большинстве случаев неучаствующие страны не смогут получить выгоды от минимальных обязательств по доступу на рынок, предусмотренных этим соглашением и списком уступок членов в области доступа на рынок, которые распространяются только на членов ВТО. С другой стороны, их экспорт сельскохозяйственной продукции будет облагаться высокими ставками таможенных пошлин, в результате проведенной членами ВТО тарификации. В то время как Соглашение по сельскому хозяйству запрещает использование количественных импортных ограничений на сельскохозяйственную продукцию членов ВТО, измененное по итогам Уругвайского раунда законодательство некоторых крупнейших участников торговли по-прежнему сохраняет возможность применения количественных ограничений в отношении импорта сельскохозяйственных товаров из неучаствующих стран.

Соглашения по антидемпингу, субсидиям и компенсационным мерам - согласно этим соглашениям, все члены ВТО имеют право на проведение проверки факта нанесения ущерба в ходе антидемпинговых и компенсационных расследований. Вместе с тем, согласно измененному по итогам Уругвайского раунда законодательству некоторых крупнейших участников торговли, проверка факта нанесения ущерба может не распространяться на товары, импортируемые из неучаствующих стран. Кроме того, против неучаствующих в ВТО стран, как показывает практика, могут применяться количественные ограничения в порядке урегулирования антидемпинговых мероприятий, что является дискриминационной мерой и запрещено правилами ВТО для стран-членов(разрешаются только обязательства по ценам).

Соглашение по защитным мерам - основополагающие положения этого Соглашения (такие как применение защитных мер на основе принципа РНБ с минимальными дискриминационными отклонениями; ликвидация соглашений о добровольном ограничении экспорта; необходимость строгого выполнения процедур по введению защитных мер, таких как консультации и уведомления) не будут распространятся на присоединяющие страны, что может усилить их дискриминацию в международной торговле.

Генеральное соглашение по торговле услугами - включает в себя многосторонний свод принципов и правил для торговли услугами с целью расширения такой торговли на условиях гласности и постепенной либерализации, содействия экономическому росту всех торговых партнеров и развитию развивающихся стран.

Соглашение о технических  барьерах в торговле (ТБТ) предусматривает меры по ограничению препятствий для торговли, вызванных наличием обязательных стандартов и поощряет максимальную транспарентность в этой сфере. Страна-член ВТО предоставляет товарам, поставляемым другими членами на ее территорию, режим наибольшего благоприятствования и национальный режим в том, что касается применения стандартов и сертификации.

Процедура присоединения к ВТО  состоит из трех взаимосвязанных  процессов:

1.Рассмотрение внешнеторгового  режима присоединяющейся страны  и его совместимости с многосторонними торговыми соглашениями ВТО.

Это осуществляется следующим образом: присоединяющая страна представляет свой меморандум о внешнеторговом режиме, который рассматривается в ходе последовательных ответов и вопросов, после чего вырабатывается доклад Рабочей группы и протокол о присоединении, который включает условия присоединения. Эта часть присоединения осуществляется на многосторонней основе с участием всех заинтересованные членов ВТО, хотя некоторые вопросы, имеющие отношения к внешнеторговому режиму могут потребовать неформальных двусторонних или многосторонних переговоров между присоединяющейся страной и отдельными членами ВТО.

Информация о работе Интеонационализация