Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 13:11, курсовая работа
Целью данной работы – является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций;
исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства;
исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России;
исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе;
проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России;
обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций
Понятие и виды иностранных инвестиций. . . . . . . . . . . . . . . .
Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Иностранные инвестиции в Российской Федерации . . . . . . . . .
Анализ структуры и динамики инвестиций в РФ. . .
Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования. . . . .
Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. ... .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Меры по улучшению инвестиционного климата в России. . ….. .
Основные направления структурной политики. . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким образом, при характеристике инвестиционного климата для иностранного капитала в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Если обратиться к чисто количественным характеристикам, то перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 1995-2006 гг. было принято более 100 федеральных законов (основной Закон РФ "Об иностранных инвестициях" от 1999 года) указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Не менее солидно представлен и «задел» законотворческой деятельности Государственной Думы РФ в этой сфере, о чем свидетельствует и весьма обширный «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями.
Необходимо принять во внимание, что Россия - не только самая богатая природными ресурсами страна, но и страна, где многие ресурсы находятся в частной собственности, поэтому инвесторы могут прийти в Россию и заключить соглашения с частным бизнесом. Квалифицированные и готовые к инновациям люди, не требующие чрезмерно высоких зарплат, - еще один привлекательный момент. У Boeing огромный исследовательский центр в Москве, у Intel-в Нижнем Новгороде, и дело не столько в дешевизне труда, сколько в том, что русские ученые оказались способными решать сложные задачи.
Выше рассмотренные преимущества и недостатки инвестиционного климата России можно подытожить в SWOT-матрице (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Сильные стороны: | Слабые стороны: |
географическое
положение (близость к европейскому
и азиатскому рынку)
квалифицированная рабочая сила наличие значительного количества природных ресурсов на территории страны относительно низкие издержки факторов производства принятие Земельного, Таможенного и Налогового Кодексов растущая покупательная способность внутреннего рынка |
Коррупция
административные барьеры высокая неопределенность значительные регулирующие барьеры для ведения бизнеса непрозрачность принятия политических решений неэффективность судебной системы «развитая» бюрократия слабое конкурентное законодательство организованная преступность |
Возможности | Угрозы |
высокий
уровень экономического роста
макроэкономическая стабильность политическая стабильность проведение структурных реформ |
высокая зависимость
политической и экономической стабильности
от конъюнктуры на мировых рынках
нефти
отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения ПИИ слабое инвестиционное законодательство |
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных
инвестиций.
3.1.
Меры по улучшению
инвестиционного
климата в России.
Необходимость дебюрократизации экономики обсуждается практически на каждой встрече с представителями Правительства и деловым сообществом. Снижение административных барьеров для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы из неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные секторы экономики.
В области защиты прав собственников и инвесторов наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.
Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп).
Также, требуется существенное усиление ответственности собственников за действия исполнительных менеджеров и за собственные решения по развитию подконтрольной корпорации, принятые на уровне собрания акционеров или совета директоров. Необходимо сформировать условия для поддержания баланса интересов между различными группами акционеров (собственников), в первую очередь - между доминирующими и миноритарными акционерами.
Налоговая
реформа затрагивает
Осуществление комплекса мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с принципами, содержащимися в международных стандартах финансовой отчетности, является в настоящее время одним из важнейших направлений деятельности Правительства Российской Федерации и требует внесения изменений в действующее законодательство.
Внешнеэкономическая политика России сегодня во многом формируется под воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Учитывая эти процессы, Россия готовится присоединиться к ВТО.
К настоящему времени завершен в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения, и одновременно ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики.
Направленность таможенной политики стимулирования притока инвестиций обеспечивается совершенствованием Таможенного тарифа Российской Федерации.
Планируется дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий. Это позволит создать благоприятные возможности для ввоза в Россию оборудования, комплектующих, полуфабрикатов и т.д. для организации современных, в том числе сборочных производств взамен ввоза готовой продукции.
Процесс преобразований в финансовом секторе России в существенной мере определяется ходом реформирования банковской системы. Органам регулирования деятельности кредитных организаций за последние два года удалось в целом решить задачу расчистки банковской системы от неплатежеспособных банков, сохранения жизнеспособного ядра банковской системы и восстановления возможностей кредитных организаций по предоставлению базового комплекса услуг. Так, в настоящее время доля финансово стабильных банков в активах действующих кредитных организаций составляет практически 90%.
Укрепление
финансового положения банков стимулирует
их постепенный разворот в сторону кредитования
реального сектора экономики.
3.2.
Основные направления
структурной политики
В российской экономике есть сектора и отрасли, потенциально конкурентоспособные как на внутреннем, так и на мировых рынках. Первоочередные меры должны быть направлены на реализацию существующих конкурентных преимуществ (наличие незагруженных производственных мощностей, квалифицированного персонала, перспективных научно-технических разработок, высокого уровня платежеспособного спроса на продукцию) в перспективных секторах экономики. В указанной программе особое внимание должно уделяется формированию инфраструктуры экономики. В частности, необходимо предусмотреть:
Добиться
оживления инвестиционной активности
и повышения эффективности
а) в интеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и потоков;
б) во взаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектов финансирования и реального инвестирования;
в) во
взаимосвязи (взаимопроникновении) или
объединении
финансовых и реальных инвестиционных
ресурсов.
Такое
понимание финансово-
Одна из основных проблем, стоящих на пути реорганизации и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций, и принимая во внимание существенное технологическое отставание российской экономики по многим областям, России крайне необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые для России технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций, которые в состоянии сыграть огромную роль в экономическом подъеме страны. Иностранные инвестиции, поступающие в Россию, конечно, не решают главной проблемы восстановления инвестиционного процесса. Без значительных отечественных инвестиций невозможно перейти к экономическому росту.
Сегодня с уверенностью можно сказать, а так же это подтверждает опыт многих развивающихся стран, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом, но теперь эти страны сами являются экспортерами современных технологий.
Как
показывает опыт ряда развивающихся
стран, особенно латиноамериканских, что
неблагоприятная ситуация для работы
иностранных компаний внутри страны
приводят к необходимости внешних
государственных займов и возрастанию
внешнего долга страны, причем, государственные
займы как правило используются малоэффективно,
огромные внешние долги начинают тормозить
развитие экономики. Ко всему прочею, государственные
займы являются способом для политического
давления и причиной экономических уступок,
в том числе в области защиты внутреннего
рынка.