Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
(ГОУВПО)
Тверской
государственный технический университет
Кафедра
«Менеджмент»
Контрольная
работа
По дисциплине:
Экономическая теория.
На тему:
Инфраструктура рыночной экономики. Сущность
и её основные элементы.
Основные функции инфраструктуры.
Выполнил:
студент гр.ЭУП(М)-118
Валинов
С.В.
Принял:
Селянин В.В.
Тверь2009
|
3 |
1. Инфраструктура
рыночной экономики: понятие и функции
|
4 |
2. Элементы инфраструктуры
|
9 |
- 2.1. Кредитная
система государства
|
9 |
- 2.2. Организация
банковской системы
|
10 |
- 2.3. Страховая
деятельность
|
11 |
|
12 |
|
15 |
- 2.6. Предприятия
торговли
|
17 |
|
18 |
|
19 |
Список использованной
литературы |
21 |
Введение
Процессы
преобразования и стратегия вывода
экономики страны из кризиса предполагает
усиление мер по поддержке предпринимательства,
формированию конкурентной рыночной среды,
созданию развитой рыночной инфраструктуры.
Необходимость соблюдения пропорциональности
между становлением рыночных отношений
и инфраструктуры рынка, а также внутри
самой инфраструктурой требует программно-целевого
подхода к развитию и совершенствованию
всех ее элементов с тем, чтобы "тылы"
рыночного хозяйства развивались комплексно.
Это, несомненно, является приоритетным
направлением в условиях коренного реформирования
экономики России.
Темой
моей курсовой работы является инфраструктура
рыночной экономики. Изучение данной темы
очень актуально и важно на данном этапе
развития рыночных отношений.
Инфраструктура
- неотъемлемая часть рынка, следовательно,
ее изучение необходимо для становления
и стабильного развития и функционирования
рыночных механизмов, для оптимизации
действия различных законов рынка, обеспечивающих
процесс товародвижения, удовлетворяющих
потребности населения, регулирующих
социальную сферу общества.
При административно-плановой
системе хозяйствования подход к
инфраструктуре сильно отличался от ее
понимания в условиях рыночной экономики.
В централизованной системе продукт распределялся
вне зависимости от существования институтов,
способствующих его продвижению от производителя
к конечному потребителю. При переходе
к рынку предприятиям приходится самостоятельно
налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие
сбыт их продукции на рынке. Кроме того,
изменилась и система расчетов между хозяйствующими
субъектами рынка, что обусловило появление
финансовых учреждений, являющихся элементами
инфраструктуры.
Изучение
инфраструктуры важно не только в
сфере производства, но касается социальной
и культурной жизни общества. С
предоставлением большей свободы
действий гражданам появляются организации,
обеспечивающие их самостоятельную деятельность,
исходя из их собственных интересов.
Переход
к рыночным отношениям еще не закончен,
многие рыночные механизмы и законы
еще не сформировались, действуют
не в полную силу. Чтобы завершить
этот процесс, прийти к стабильному,
урегулированному рынку, необходимо изучать
существующие рыночные институты, историю
их возникновения, выявлять их недостатки,
вырабатывать рекомендации по улучшению
их функционирования.
Важным
моментом является изучение зарубежного
опыта. Так как зарождение основ
рынка и его элементов произошло в странах
Европы и Америки. Однако прямое переложение
зарубежного опыта на российскую действительность
не допустимо, так как необходимо учитывать
российскую специфику, организацию хозяйствования.
Таким образом, необходимо найти оптимальное
сочетание рынка нашей страны и положительных
черт зарубежных рынков.
1. Инфраструктура
рыночной экономики: понятие и
функции
Известно,
что рынок товаров и услуг
представляет собой единую систему
с определенной иерархией, взаимосвязями
и пропорциями между отдельными секторами
экономики. На рынке действуют общие экономические
законы, имеет место общность главных
категорий рынка, используются приемы
и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая
контакты множества контрагентов, где
совершается огромное количество сделок,
предметом купли-продажи которых являются
многочисленные и разнообразные товары
и услуги.
Границы
рынка в самом общем виде охватывают
обмен, акты купли-продажи продукции
и услуг, и в массе своей
представляют сложную систему, требующую
затрат труда и соответствующего материально-технического
обеспечения. Рынок должен располагать
соответствующей инфраструктурой, от
процесса ее функционирования и развития
зависит создание конкурентной рыночной
среды и активизация предпринимательской
деятельности.
Таким
образом, одной из особенностей современного
этапа развития страны является повышение
роли и совершенствование инфраструктуры.
Рассмотрим
понятие "инфраструктуры".
В период
плановой экономики сложилась диспропорция
между развитием базисных отраслей
и инфраструктурой из-за занижения роли
инфраструктуры, недостаточных капиталовложений
вследствие понимания ее как вторичного
элемента по отношению к основному производству.
При становлении
любого типа экономики главенствующую
роль выделяют производству, которые является
основой для развития общества, поэтому
первоначальным определяется рассмотрение
именно производственной инфраструктуры.
В начале
своего развития до наступления машинного
способа производства, инфраструктура
не выделялась в особенную функцию. В общей
неразвитости производства удельный вес
инфраструктуры был незначителен.
В основе
развития инфраструктуры лежит введение
машинного способа производства,
который вызывает разделение деятельности
по производству продуктов на отдельные
обособленные виды труда, т.е. происходит
общественное разделение труда, в связи
с чем, происходит развитие инфраструктуры
из-за увеличения потребностей отдельных
видов труда. Таким образом, производственная
инфраструктура приобретает новое качество,
заключающееся в том, что она превратилась
в развивающиеся отрасли и виды деятельности.
Такими отраслями являются отрасли транспорта
и связи. Функцией транспортной отрасли
является осуществление процесса перевозки
товаров, готовых к потреблению и необходимых
для процесса производства. В самостоятельную
отрасль выделилась также и отрасль по
передаче сообщений, т.е. связь.
Процесс
формирования инфраструктуры в качестве
относительно самостоятельной сферы
общественного производства прошел
ряд этапов, определяемых крупными
вехами в общественном разделении труда.
Так, отдельные
ремесла от земледелия, или второе
крупное общественное разделение труда,
вызвав появление городов, объективно
способствовало усилению продуктообмена
между городом и деревней, что
вело к развитию объектов инфраструктуры.
Третье крупное разделение труда в обществе
- отделение торговли от земледелия и промышленности
- привело к дальнейшему росту продуктообмена
за счет вовлечения в хозяйственный оборот
новых территорий, что в свою очередь,
с необходимостью потребовало расширения
инфраструктурной сферы.
Термин
"инфраструктура" произошел от
лат. - "infra" - ниже, под; structura" - строение,
расположение. Несмотря на широкое
использование термина "инфраструктура"
существуют различные трактовки
понятия.
Одна
группа авторов определяет инфраструктуру
как всю систему обслуживания,
видя функцию инфраструктуры в "предоставлении
услуг производству и населению",
в "обслуживании производства и населения"(Нуреев
Р. М., Еремишин П. Г.).
Другие
понимают под инфраструктурой только
систему производственного обслуживания,
видя ее назначение в "создании общих
условий производства", в "обеспечении
деятельности основного производства"
(Борисов Е. Ф).
Известна
и такая точка зрения, согласно
которой инфраструктура составляет
накопленное материальное богатство,
как совокупность объектов и сооружений,
"обеспечивающих необходимые материально-технические
условия для успешного функционирования
предприятий промышленности, как часть
национального богатства, которая... призвана
обеспечить... беспрепятственное поле
деятельности" (Бартнев С. А.).
При рассмотрении
вопроса о производственной инфраструктуре
важно выделить то, что она не
производит какой-либо продукт, лишь создает
необходимые условия для его
производства.
Инфраструктурные
элементы экономики являются лишь следствием
своеобразной функций, возложенных экономикой
на инфраструктуру. Эти функции с течением
времени изменяются и все более обособляются
от функций основного производства.
Поэтому
в определении производственной
инфраструктуры первичным признаком должны
выступать ее функции, состоящие в обеспечении
производства.
Функциональной
спецификой производственной инфраструктуры
является, во-первых, то, что затрачиваемый
труд в отраслях производственной инфраструктуры
является производительным, он увеличивает
стоимость национального дохода.
В отраслях
инфраструктуры создается продукт
в новой материально-вещественной
форме.
Невозможно
резервировать или складировать
продукцию отраслей инфраструктуры,
т.к. она проявляется в форме процесса
перемещения, хранения, передачи информации.
Нельзя характеризовать производственную
инфраструктуру как вспомогательную и
тем более второстепенную сферу.
Функционирование
инфраструктуры носит двойной характер:
с одной стороны - обслуживание материального
производства, с другой - воспроизводство
трудовых ресурсов, самого человека, т.е.
фактора который также непосредственно
участвует в производстве.
В рамках
курсовой работы уместно упомянуть
о социальной инфраструктуре.
Социальная
инфраструктура - совокупность объектов
отраслей сферы обслуживания (транспорта
и связи по обслуживанию населения; образование,
здравоохранения) деятельность которых
направлена на удовлетворение личных
потребностей, обеспечение жизнедеятельности
и интеллектуального развития населения.
Социальная
инфраструктура не является механизмом,
обслуживающим вспомогательным
и придаточным для некой основной
структуры. Ведь объект социального
обслуживания - население - состоит
с непроизводственной сферой в отношениях,
не имеющих ничего общего с отношениями
производства, экономики и инфраструктуры,
обслуживающей производство.
Однако
необходимо отметить сходство производственной
и социальной инфраструктуры, которое
состоит в том, что изменение
стоимости товара происходит как
оказание услуг в производственной сфере
транспортирование узлов из одного предприятия
на другое), так и в социальной сфере (ремонт
обуви, одежды).
Функции
социальной инфраструктуры
1.Воспитание
подрастающего поколения, получение
квалификации, переквалификации (просвещение,
образование);
2. Увеличение
продолжительности периода работоспособности
(здравоохранение);
3. Предотвращение
снижения производительности труда
в течении рабочего дня. (общественное
питание, пассажирский транспорт);
4. Обеспечение
условий для отдыха работников, повышение
их культурного уровня (жилищное хозяйство,
культура, искусство).
Функции
2 и 3 можно рассматривать применительно
к производству.
Новым
видом инфраструктуры является рыночная
инфраструктура. С развитием рыночного
механизма в экономике страны появляется
необходимость создания специализированного
вида деятельности по удовлетворению
потребностей отдельных рынков, организованной
системы, отражающей спрос и предложение.
Появление рынка обусловило возникновение
новых организация, учреждений, обеспечивающих
его цивилизованное функционирование.
Инфраструктура
есть категория, обозначающая сферу
услуг, организационно и материально
обеспечивающая основные рыночные процессы
взаимного поиска друг друга продавцами
и покупателями, товародвижение, обмен
товаров на деньги, а также финансово-экономическая
деятельность этих посреднических структур.