Инфраструктура рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 13:49, контрольная работа

Описание работы

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

Содержание

Введение
3
1. Инфраструктура рыночной экономики: понятие и функции
4
2. Элементы инфраструктуры
9
o 2.1. Кредитная система государства
9
o 2.2. Организация банковской системы
10
o 2.3. Страховая деятельность
11
o 2.4. Биржи
12
o 2.5. Рекламные агентства
15
o 2.6. Предприятия торговли
17
o 2.7. Оптовая торговля
18
Заключение
19
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по эконом теории селянин инфраструктура рынка.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

(ГОУВПО)

Тверской  государственный технический университет

Кафедра «Менеджмент» 
 

Контрольная работа 

По дисциплине: Экономическая теория.

На тему: Инфраструктура рыночной экономики. Сущность и её основные     элементы. Основные функции инфраструктуры. 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр.ЭУП(М)-118

Валинов С.В.

Принял: Селянин В.В. 
 
 
 
 
 
 

Тверь2009 

    Содержание: 

    Введение 
3
    1. Инфраструктура  рыночной экономики: понятие и функции
4
    2. Элементы инфраструктуры 
9
    • 2.1. Кредитная система государства
9
    • 2.2. Организация банковской системы
10
    • 2.3. Страховая деятельность
11
    • 2.4. Биржи
12
    • 2.5. Рекламные агентства
15
    • 2.6. Предприятия торговли
17
    • 2.7. Оптовая торговля
18
    Заключение 
19
    Список использованной литературы
21

Введение

Процессы  преобразования и стратегия вывода экономики страны из кризиса предполагает усиление мер по поддержке предпринимательства, формированию конкурентной рыночной среды, созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктурой требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов с тем, чтобы "тылы" рыночного хозяйства развивались комплексно. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях коренного реформирования экономики России.

Темой моей курсовой работы является инфраструктура рыночной экономики. Изучение данной темы очень актуально и важно на данном этапе развития рыночных отношений.

Инфраструктура - неотъемлемая часть рынка, следовательно, ее изучение необходимо для становления  и стабильного развития и функционирования рыночных механизмов, для оптимизации действия различных законов рынка, обеспечивающих процесс товародвижения, удовлетворяющих потребности населения, регулирующих социальную сферу общества.

При административно-плановой системе хозяйствования подход к  инфраструктуре сильно отличался от ее понимания в условиях рыночной экономики. В централизованной системе продукт распределялся вне зависимости от существования институтов, способствующих его продвижению от производителя к конечному потребителю. При переходе к рынку предприятиям приходится самостоятельно налаживать хозяйственный связи, обеспечивающие сбыт их продукции на рынке. Кроме того, изменилась и система расчетов между хозяйствующими субъектами рынка, что обусловило появление финансовых учреждений, являющихся элементами инфраструктуры.

Изучение  инфраструктуры важно не только в  сфере производства, но касается социальной и культурной жизни общества. С  предоставлением большей свободы  действий гражданам появляются организации, обеспечивающие их самостоятельную деятельность, исходя из их собственных интересов.

Переход к рыночным отношениям еще не закончен, многие рыночные механизмы и законы еще не сформировались, действуют  не в полную силу. Чтобы завершить  этот процесс, прийти к стабильному, урегулированному рынку, необходимо изучать существующие рыночные институты, историю их возникновения, выявлять их недостатки, вырабатывать рекомендации по улучшению их функционирования.

Важным  моментом является изучение зарубежного  опыта. Так как зарождение основ  рынка и его элементов произошло в странах Европы и Америки. Однако прямое переложение зарубежного опыта на российскую действительность не допустимо, так как необходимо учитывать российскую специфику, организацию хозяйствования. Таким образом, необходимо найти оптимальное сочетание рынка нашей страны и положительных черт зарубежных рынков.

1. Инфраструктура  рыночной экономики: понятие и  функции

Известно, что рынок товаров и услуг  представляет собой единую систему  с определенной иерархией, взаимосвязями  и пропорциями между отдельными секторами экономики. На рынке действуют общие экономические законы, имеет место общность главных категорий рынка, используются приемы и методы маркетинга. Рынок - система, обеспечивающая контакты множества контрагентов, где совершается огромное количество сделок, предметом купли-продажи которых являются многочисленные и разнообразные товары и услуги.

Границы рынка в самом общем виде охватывают обмен, акты купли-продажи продукции  и услуг, и в массе своей  представляют сложную систему, требующую затрат труда и соответствующего материально-технического обеспечения. Рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой, от процесса ее функционирования и развития зависит создание конкурентной рыночной среды и активизация предпринимательской деятельности.

Таким образом, одной из особенностей современного этапа развития страны является повышение  роли и совершенствование инфраструктуры.

Рассмотрим  понятие "инфраструктуры".

В период плановой экономики сложилась диспропорция между развитием базисных отраслей и инфраструктурой из-за занижения роли инфраструктуры, недостаточных капиталовложений вследствие понимания ее как вторичного элемента по отношению к основному производству.

При становлении  любого типа экономики главенствующую роль выделяют производству, которые является основой для развития общества, поэтому первоначальным определяется рассмотрение именно производственной инфраструктуры.

В начале своего развития до наступления машинного  способа производства, инфраструктура не выделялась в особенную функцию. В общей неразвитости производства удельный вес инфраструктуры был незначителен.

В основе развития инфраструктуры лежит введение машинного способа производства, который вызывает разделение деятельности по производству продуктов на отдельные обособленные виды труда, т.е. происходит общественное разделение труда, в связи с чем, происходит развитие инфраструктуры из-за увеличения потребностей отдельных видов труда. Таким образом, производственная инфраструктура приобретает новое качество, заключающееся в том, что она превратилась в развивающиеся отрасли и виды деятельности. Такими отраслями являются отрасли транспорта и связи. Функцией транспортной отрасли является осуществление процесса перевозки товаров, готовых к потреблению и необходимых для процесса производства. В самостоятельную отрасль выделилась также и отрасль по передаче сообщений, т.е. связь.

Процесс формирования инфраструктуры в качестве относительно самостоятельной сферы  общественного производства прошел ряд этапов, определяемых крупными вехами в общественном разделении труда.

Так, отдельные  ремесла от земледелия, или второе крупное общественное разделение труда, вызвав появление городов, объективно способствовало усилению продуктообмена между городом и деревней, что  вело к развитию объектов инфраструктуры. Третье крупное разделение труда в обществе - отделение торговли от земледелия и промышленности - привело к дальнейшему росту продуктообмена за счет вовлечения в хозяйственный оборот новых территорий, что в свою очередь, с необходимостью потребовало расширения инфраструктурной сферы.

Термин "инфраструктура" произошел от лат. - "infra" - ниже, под; structura" - строение, расположение. Несмотря на широкое  использование термина "инфраструктура" существуют различные трактовки  понятия.

Одна  группа авторов определяет инфраструктуру как всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в "предоставлении услуг производству и населению", в "обслуживании производства и населения"(Нуреев Р. М., Еремишин П. Г.).

Другие  понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в "создании общих условий производства", в "обеспечении деятельности основного производства" (Борисов Е. Ф).

Известна  и такая точка зрения, согласно которой инфраструктура составляет накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, "обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности, как часть национального богатства, которая... призвана обеспечить... беспрепятственное поле деятельности" (Бартнев С. А.).

При рассмотрении вопроса о производственной инфраструктуре важно выделить то, что она не производит какой-либо продукт, лишь создает  необходимые условия для его  производства.

Инфраструктурные элементы экономики являются лишь следствием своеобразной функций, возложенных экономикой на инфраструктуру. Эти функции с течением времени изменяются и все более обособляются от функций основного производства.

Поэтому в определении производственной инфраструктуры первичным признаком должны выступать ее функции, состоящие в обеспечении производства.

Функциональной  спецификой производственной инфраструктуры является, во-первых, то, что затрачиваемый  труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

В отраслях инфраструктуры создается продукт  в новой материально-вещественной форме.

Невозможно  резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации. Нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Функционирование  инфраструктуры носит двойной характер: с одной стороны - обслуживание материального производства, с другой - воспроизводство трудовых ресурсов, самого человека, т.е. фактора который также непосредственно участвует в производстве.

В рамках курсовой работы уместно упомянуть  о социальной инфраструктуре.

Социальная  инфраструктура - совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.

Социальная  инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным  и придаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального  обслуживания - население - состоит  с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.

Однако  необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое  состоит в том, что изменение  стоимости товара происходит как  оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).

Функции социальной инфраструктуры

1.Воспитание  подрастающего поколения, получение  квалификации, переквалификации (просвещение, образование);

2. Увеличение  продолжительности периода работоспособности  (здравоохранение);

3. Предотвращение  снижения производительности труда  в течении рабочего дня. (общественное  питание, пассажирский транспорт);

4. Обеспечение  условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).

Функции 2 и 3 можно рассматривать применительно  к производству.

Новым видом инфраструктуры является рыночная инфраструктура. С развитием рыночного  механизма в экономике страны появляется необходимость создания специализированного вида деятельности по удовлетворению потребностей отдельных рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение. Появление рынка обусловило возникновение новых организация, учреждений, обеспечивающих его цивилизованное функционирование.

Инфраструктура  есть категория, обозначающая сферу  услуг, организационно и материально  обеспечивающая основные рыночные процессы взаимного поиска друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также финансово-экономическая деятельность этих посреднических структур.

Информация о работе Инфраструктура рыночной экономики