Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:19, курсовая работа
Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.
Введение…………………………………………………………………….2
I. Глава Инфраструктура инновационной деятельности организации…………………………………………...…………………………..3
1.1. Понятие и сущность инфраструктуры, классификация основных видов. …………………………………………………………………………...…3
1.2. Проблемы формирования и развития инфраструктуры инновационной деятельности………………………………………………...….6
1.3. Типология инновационных организаций в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….…..21
1.4. Современные тенденции организационной структуры инновационного предприятия ……………………………………………...…..26
II. Глава Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) создания инновационной инфраструктуры на примере проекта создания технопарка в сфере высоких медицинских технологий на территории Пензенской области……………………………………………………………..29
2.1 . Пензенская область и её характеристика…………………………...29
2.2 . «Развитие инновационной деятельности в Пензенской области (2009-2014 годы)» за 2011 год………………………………………..31
2.3 . ОАО «Технопарк высоких медицинских технологий» (ОАО «ТВМТ»)……………………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………….….45
Список использованной литературы……………………………………46
В последнее
время в ряде регионов создаются
гарантийные структуры и фонды,
которые должны решать проблемы обеспечения
займов малых предприятий в банковской
системе. Успешное развитие получают также
лизинговые схемы закупки
Следует отметить также зарождающуюся систему финансирования инноваций бизнес-ангелами. В настоящее время в регионах России создано несколько объединений частных инвесторов. Пока объемы финансирования МИП по этой схеме незначительны.
Еще одним источником
финансирования инноваций является
участие предприятий в
Сбытовая инфраструктура
Одним из ключевых
факторов конкурентоспособности
Еще более актуальна эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, а следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличения их доли с сегодняшних 0,3-0,5% до сравнимых с развитыми странами величин.
В связи с этим, создание действенной системы продвижения наукоемкой продукции российских предприятий на внутренний и мировые рынки является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.
Классические методы продвижения (такие как участие в выставках, продажи через интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.
Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с Рособоронэкспортом или советских внешнеторговых организаций, обслуживавших экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.
Естественно при этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в настоящее время - через выставочную деятельность, профессиональные объединения предприятий, посреднические фирмы и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.
Инновационное
предприятие, возникает, когда трансакционные
издержки хозяйствующих субъектов,
связанных с приобретением
Инновационное
предпринимательство –
Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.
Основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.
К сильным сторонам
малых инновационных
Трудности в деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.
Учредителям малых
инновационных предприятий
Повышенной
инновационной активности малого предпринимательства
способствуют свобода поисков, отсутствие
бюрократизма, быстрая апробация
новшеств и то, что инновационная
деятельность – это единственной
возможность для
Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:
В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.
Малые инновационные предприятия имеют по сравнению с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:
Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.
Эффективность
работы крупных инновационных
В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.
К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.
В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.
Поддержка инновационного предпринимательства должна способствовать преодолению субъектами инновационной деятельности барьеров организации, коммуникации, компетенции.
В практике инновационной деятельности организационные формы в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности. К настоящему времени сложились две группы прогрессивных форм инновационной деятельности, обеспечивающие интеграцию науки и производства. Первая группа этих организаций показала свою эффективность, получила определенное распространение и требует лишь дальнейшего совершенствования своей деятельности. К ним относятся:
- научно-производственные объединения (НПО);
- межотраслевые научно-
- инженерные центры;
- временные научно-технические коллективы;
- специализированные внедренческие организации;
- региональные научные центры.
Вторая группа организаций
связана с развитием рыночных
отношений, приведших к возникновению
принципиально новых организаци
К принципиально новым
формам интеграции науки и производства
(ко второй группе) можно отнести: научно-технологические
парки, малые инновационные
Информация о работе Инфраструктура инновационной деятельности организации