Инфраструктура инновационной деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 23:19, курсовая работа

Описание работы

Сейчас представляется достаточно очевидным, что повышение конкурентоспособности российской промышленности возможно только через развитие инновационной деятельности. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной инфраструктуры. В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу построение инновационной инфраструктуры названо среди основных задач формирования национальной инновационной системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
I. Глава Инфраструктура инновационной деятельности организации…………………………………………...…………………………..3
1.1. Понятие и сущность инфраструктуры, классификация основных видов. …………………………………………………………………………...…3
1.2. Проблемы формирования и развития инфраструктуры инновационной деятельности………………………………………………...….6
1.3. Типология инновационных организаций в условиях рыночной экономики…………………………………………………………………….…..21
1.4. Современные тенденции организационной структуры инновационного предприятия ……………………………………………...…..26
II. Глава Разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) создания инновационной инфраструктуры на примере проекта создания технопарка в сфере высоких медицинских технологий на территории Пензенской области……………………………………………………………..29
2.1 . Пензенская область и её характеристика…………………………...29
2.2 . «Развитие инновационной деятельности в Пензенской области (2009-2014 годы)» за 2011 год………………………………………..31
2.3 . ОАО «Технопарк высоких медицинских технологий» (ОАО «ТВМТ»)……………………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………….….45
Список использованной литературы……………………………………46

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

— 327.00 Кб (Скачать)

В последнее  время в ряде регионов создаются  гарантийные структуры и фонды, которые должны решать проблемы обеспечения  займов малых предприятий в банковской системе. Успешное развитие получают также  лизинговые схемы закупки высокотехнологичного оборудования малыми предприятиями.

Следует отметить также зарождающуюся систему  финансирования инноваций бизнес-ангелами. В настоящее время в регионах России создано несколько объединений  частных инвесторов. Пока объемы финансирования МИП по этой схеме незначительны.

Еще одним источником финансирования инноваций является участие предприятий в международных  проектах. Расширение поступлений финансов из этого источника возможно с  развитием сети центров трансфера  технологий с участием иностранных  партнеров.

 

Сбытовая  инфраструктура

Одним из ключевых факторов конкурентоспособности современного предприятия является развитая сбытовая система. В силу объективных причин, связанных с историей развития российских предприятий, большинство из них  не обладает кадрами и навыками в области сбыта наукоемкой продукции. Низкая востребованность наукоемкой продукции со стороны российских промышленных предприятий, на которую часто ссылаются как на одну из причин слабого развития инновационного сектора экономики, объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью предприятий, а с другой - отсутствием информации о предлагаемых разработчиками возможностях, то есть активной работы по продвижению инновационной продукции на рынки со стороны ее производителей.

Еще более актуальна  эта проблема при выходе на мировые рынки. На внешних рынках практически отсутствует даже исходная информация о продукции российских инновационных предприятий, а следовательно, без серьезной работы в этом направлении нельзя надеяться на радикальное изменение ситуации с выходом наших предприятий на мировые рынки наукоемкой продукции и увеличения их доли с сегодняшних 0,3-0,5% до сравнимых с развитыми странами величин.

В связи с  этим, создание действенной системы  продвижения наукоемкой продукции  российских предприятий на внутренний и мировые рынки является крайне актуальной задачей, определяющей успех всей программы перевода промышленности на инновационный вариант развития.

Классические  методы продвижения (такие как участие  в выставках, продажи через интернет), характерные для традиционной продукции, плохо работают для инновационной продукции, характеристики и потребительские свойства на первых этапах продвижения не знакомы потенциальным покупателям. Громадный дефицит квалифицированных кадров для этой деятельности позволяет считать обеспечение этого ресурса ключевым, если не главным фактором ускорения инновационного развития экономики.

Решение проблемы можно искать в создании структур коллективного выхода на рынки (по аналогии с Рособоронэкспортом или советских  внешнеторговых организаций, обслуживавших экспорт отраслей). Для комплектации таких структур можно набрать достаточное число квалифицированных специалистов, которые будут обеспечивать не одно, а сразу несколько предприятий, объединенных по региональному или отраслевому принципу.

Естественно при  этом необходимо развивать и другие методы продвижения, существующие в  настоящее время - через выставочную  деятельность, профессиональные объединения  предприятий, посреднические фирмы  и систему консалтинговых и маркетинговых фирм.

 

    1. . Типология инновационных организаций в условиях рыночной экономики.

Инновационное предприятие, возникает, когда трансакционные издержки хозяйствующих субъектов, связанных с приобретением инновационного продукта на рынке, меньше внутренних затрат, связанных с созданием аналогичного продукта самим хозяйствующим субъектом.

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают  физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

  • создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);
  • выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);
  • осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской  деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств.

Основу инновационного предпринимательства составляют малые  инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся  отраслях экономики, открывающие новые  сегменты рынка, развивающие новые  производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

К сильным сторонам малых инновационных предприятий  относятся следующие:

  • оперативное принятие управленческий решений, позволяющее сократить длительность инновационного цикла;
  • низкий уровень накладных расходов, благодаря прямым и персональным контактам с ними;
  • отсутствие бюрократических процедур в организации в виду минимальной управленческой иерархии предприятий6.

Трудности в  деятельности таких предприятий связаны с низким профессиональным уровнем менеджмента, ограниченными возможностями внешнего финансирования, низкой специализацией рабочих мест. Из-за отсутствия множества структурных подразделений, что связано с незначительной степенью разделения труда, малые инновационные предприятия не получают синергетический эффект.

Учредителям малых  инновационных предприятий свойственна  высокая мотивация предпринимательской  деятельности несмотря на персональную ответственность за ее успех в  условиях коммерческого риска. К мотивам инновационного предпринимательства можно отнести:

  • возможность реализации собственных творческих проектов;
  • высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений;
  • утверждение высокого имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

Повышенной  инновационной активности малого предпринимательства  способствуют свобода поисков, отсутствие бюрократизма, быстрая апробация  новшеств и то, что инновационная  деятельность – это единственной возможность для предпринимателя, хозяйствующего в небольшой фирме, повысить свой статус, создать более масштабную организацию. Из-за ограниченности всех видов ресурсов малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов, доведении до стадии промышленного образца нововведений, которые передаются на коммерческой основе для использования крупным предприятиям.

Как малые, так  и средние формы инновационных  предприятий могут быть представлены следующими организациями:     

  • деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;
  • внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов 
    инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

В отличие от названных выше форм инновационного предпринимательства, венчурные (рисковые) фирмы являются временными структурами, создаваемыми для получения конкретного конечного инновационного продукта.

Малые инновационные  предприятия имеют по сравнению  с подобными крупными субъектами высокие шансы на получение предпринимательской прибыли при:

  • использовании стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
  • отсутствии жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
  • невысокой капиталоемкости производства и продвижении на рынок;
  • использовании результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;
  • возможности прямых контактов с потребителями;
  • возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложение их к различным потребностям;
  • относительной стабильности экономических условий деятельности и устойчивость цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.

Крупные инновационные  предприятия отличаются консервативностью  и медленно реагируют на новые  общественные потребности и коммерчески  выгодное воплощение новых идей в  рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

Эффективность работы крупных инновационных предприятий  повышается при:

  • возможности масштабного использования инноваций;
  • наличии жесткой конкуренции на уже освоенных 
    рынках, требующей крупных вложений для продвижения инноваций;
  • высоких начальных издержках в производстве инновационного продукта;
  • необходимости использования сложных технических систем, проведении длительных процедур испытания, апробации, лицензирования и сертификации инновационного продукта.

В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.

К крупным организационным  формам инновационного предпринимательства  относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.

В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.

Поддержка инновационного предпринимательства должна способствовать преодолению субъектами инновационной  деятельности барьеров организации, коммуникации, компетенции.

 

    1. Современные тенденции организационной структуры инновационного предприятия

В практике инновационной  деятельности организационные формы  в основном себя оправдали. Но изменившиеся условия производства, усложнение общественных потребностей и необходимость повышения конкурентоспособности новшеств требуют поиска новых форм инновационной деятельности. К настоящему времени сложились две группы прогрессивных форм инновационной деятельности, обеспечивающие интеграцию науки и производства. Первая группа этих организаций показала свою эффективность, получила определенное распространение и требует лишь дальнейшего совершенствования своей деятельности. К ним относятся:

- научно-производственные  объединения (НПО);

- межотраслевые научно-технические  комплексы (МНТК);

- инженерные центры;

- временные научно-технические  коллективы;

- специализированные  внедренческие организации;

- региональные научные  центры.

Вторая группа организаций  связана с развитием рыночных отношений, приведших к возникновению  принципиально новых организационных форм инновационной деятельности.

К принципиально новым  формам интеграции науки и производства (ко второй группе) можно отнести: научно-технологические  парки, малые инновационные предприятия, венчурные организации, финансово-промышленные группы (ФПГ). Многие из этих организационных форм находятся в стадии становления, развития и экономического эксперимента. Отсутствует четкое определение их роли и места в системе научного обслуживания, не уточнены их права и обязанности. Но, тем не менее, на основе опыта отдельных отраслей и организаций можно определить формы связи науки и производства, которые на этапе перехода к рыночным отношениям представляются более целесообразными. В этом плане малый бизнес в сфере инноваций, т.е. малые инновационные предприятия, в том числе венчурные (рисковые), является наиболее прогрессивной новой формой. В последние годы роль малых инновационных предприятий (организаций) резко возросла. Это обусловлено, во-первых, возможностью оснащения таких организаций адекватной их размерам современной техникой (микро-ЭВМ, микрокомпьютеры), позволяющей вести научные разработки; во-вторых, новой формой финансирования (рискового капитала); в-третьих, нежеланием крупных предприятий (фирм) разрабатывать принципиально новые изделия и осуществлять технологическую перестройку производства. Последнее особенно ярко проявилось в годы перехода к рыночным отношениям.

Информация о работе Инфраструктура инновационной деятельности организации