Информационная безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:35, реферат

Описание работы

I этап — до 1816 года — характеризуется использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.

Работа содержит 1 файл

Информационная безопасность России.docx

— 33.93 Кб (Скачать)

Информационная  безопасность России.

Исторические  аспекты возникновения и развития информационной безопасности

  • I этап — до 1816 года — характеризуется использованием естественно возникавших средств информационных коммуникаций. В этот период основная задача информационной безопасности заключалась в защите сведений о событиях, фактах, имуществе, местонахождении и других данных, имеющих для человека лично или сообщества, к которому он принадлежал, жизненное значение.
  • II этап — начиная с 1816 года — связан с началом использования искусственно создаваемых технических средств электро- и радиосвязи. Для обеспечения скрытности и помехозащищенности радиосвязи необходимо было использовать опыт первого периода информационной безопасности на более высоком технологическом уровне, а именно применение помехоустойчивого кодирования сообщения (сигнала) с последующим декодированием принятого сообщения (сигнала).
  • III этап — начиная с 1935 года — связан с появлением радиолокационных и гидроакустических средств. Основным способом обеспечения информационной безопасности в этот период было сочетание организационных и технических мер, направленных на повышение защищенности радиолокационных средств от воздействия на их приемные устройства активными маскирующими и пассивными имитирующими радиоэлектронными помехами.
  • IV этап — начиная с 1946 года — связан с изобретением и внедрением в практическую деятельность электронно-вычислительных машин (компьютеров). Задачи информационной безопасности решались, в основном, методами и способами ограничения физического доступа к оборудованию средств добывания, переработки и передачи информации.
  • V этап — начиная с 1965 года — обусловлен созданием и развитием локальных информационно-коммуникационных сетей. Задачи информационной безопасности также решались, в основном, методами и способами физической защиты средств добывания, переработки и передачи информации, объединённых в локальную сеть путём администрирования и управления доступом к сетевым ресурсам.
  • VI этап — начиная с 1973 года — связан с использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач. Угрозы информационной безопасности стали гораздо серьёзнее. Для обеспечения информационной безопасности в компьютерных системах с беспроводными сетями передачи данных потребовалась разработка новых критериев безопасности. Образовались сообщества людей — хакеров, ставящих своей целью нанесение ущерба информационной безопасности отдельных пользователей, организаций и целых стран. Информационный ресурс стал важнейшим ресурсом государства, а обеспечение его безопасности — важнейшей и обязательной составляющей национальной безопасности. Формируется информационное право — новая отрасль международной правовой системы.
  • VII этап — начиная с 1985 года — связан с созданием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей с использованием космических средств обеспечения. Можно предположить что очередной этап развития информационной безопасности, очевидно, будет связан с широким использованием сверхмобильных коммуникационных устройств с широким спектром задач и глобальным охватом в пространстве и времени, обеспечиваемым космическими информационно-коммуникационными системами. Для решения задач информационной безопасности на этом этапе необходимо создание макросистемы информационной безопасности человечества под эгидой ведущих международных форумов.

Информационная  безопасность России.

Информационная  безопасность государства[3] — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

В современном  социуме информационная сфера имеет две составляющие[4]: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т. п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Соответственно, в общем случае информационную безопасность общества (государства) можно представить двумя составными частями: информационно-технической безопасностью и информационно-психологической (психофизической) безопасностью.

Информационная  безопасность[2] — защита конфиденциальности, целостности и доступности информации.

  1. Конфиденциальность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, связанное с тем, что они не станут доступными и не будут раскрыты для неуполномоченных лиц.
  2. Целостность: неизменность информации в процессе ее передачи или хранения.
  3. Доступность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, определяющее возможность их получения и использования по требованию уполномоченных лиц.

Выделяют и  другие не всегда обязательные категории  модели безопасности:

  • неотказуемость или апеллируемость (англ. non-repudiation)[источник не указан 644 дня] — невозможность отказа от авторства;
  • подотчётность (англ. accountability)[9] — обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;
  • достоверность (англ. reliability)[5] — свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;
  • аутентичность или подлинность (англ. authenticity)[5] — свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.

Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы  обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо[2]:

  • выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты;
  • учесть требования национального и международного Законодательства;
  • использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ;
  • определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ;
  • распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ;
  • на базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие Политику информационной безопасности объекта защиты;
  • реализовать требования Политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации;
  • реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ);
  • используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ.

Как видно из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после  каждого пересмотра) возвращается к  первому этапу, повторяя последовательно  всё остальные. Так СОИБ корректируется для эффективного выполнения своих  задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно  обновляющейся информационной системы.

Нормативные документы  в области информационной безопасности 

В Российской Федерации  к нормативно-правовым актам в  области информационной безопасности относятся[12]:

Акты федерального законодательства:

  • Международные договоры РФ;
    • Конституция РФ;
    • Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);
    • Указы Президента РФ;
    • Постановления правительства РФ;
    • Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;
    • Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

К нормативно-методическим документам можно отнести

  • Методические документы государственных органов России:
    • Доктрина информационной безопасности РФ;
    • Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);
    • Приказы ФСБ;
  • Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют:
    • Международные стандарты;
    • Государственные (национальные) стандарты РФ;
    • Рекомендации по стандартизации;
    • Методические указания.

Органы (подразделения), обеспечивающие информационную безопасность

В зависимости  от приложения деятельности в области  защиты информации (в рамках государственных  органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.

Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:

  • Комитет Государственной думы по безопасности;
  • Совет безопасности России;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России);
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);
  • Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия

  • Служба экономической безопасности;
  • Служба безопасности персонала (Режимный отдел);
  • Отдел кадров;
  • Служба информационной безопасности.

Для построения Политики информационной безопасности рекомендуется  отдельно рассматривать следующие  направления защиты информационной системы[11]:

  • Защита объектов информационной системы;
  • Защита процессов, процедур и программ обработки информации;
  • Защита каналов связи;
  • Подавление побочных электромагнитных излучений;
  • Управление системой защиты.

При этом по каждому  из перечисленных выше направлений  Политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы  создания средств защиты информации:

  1. Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;
  2. Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;
  3. Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;
  4. Определение требований к системе защиты;
  5. Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;
  6. Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;
  7. Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.

Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты.

Документы верхнего уровня Политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т. п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях — для внешнего и внутреннего использования.

Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799—2005[2], на верхнем уровне Политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса».

Информация о работе Информационная безопасность России