Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 23:38, доклад
Различные причины, виды и типы инфляции
-Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.
-Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.
-Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.
-Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.
-Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.
-Индекс Пааше —
показывает отношение текущих потребительских
расходов к расходам на приобретение такого
же ассортиментного набора в ценах базисного
периода.
Последствия
инфляции и антиинфляционная
политика
Экономические
и социальные последствия инфляции сложны
и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют
росту цен и нормы прибыли, являясь, таким
образом, фактором временного оживления
экономической конъюнктуры. По мере углубления
инфляция превращается в препятствие
для воспроизводства, обостряет экономическую
и социальную напряженность в обществе.
ПОСЛЕДСВИЯ:
-Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. -Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.
-Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях;
-Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;
-Сокращение реального
объема национального производства, которое
при стабильном уровне денежной массы
приводит к росту цен, так как меньшему
объему товаров и услуг соответствует
прежнее количество денег;
В антиинфляционной
политике государств можно выделить два
подхода. Первый подход (его разрабатывают
представители современного кейнсианства)
предусматривает активную бюджетную политику
– маневрирование государственными расходами
и налогами в целях воздействия на платёже
– способный спрос.
При инфляционном,
избыточном спросе государство ограничивает
свои расходы и повышает налоги. В результате
сокращается спрос, снижаются темпы инфляции.
Однако одновременно ограничивается и
рост производства, что может привести
к застою и даже кризисным явлениям в экономике,
к увеличению безработицы. Такова для
общества цена сдерживания инфляции.
Бюджетная политика
проводится и для расширения спроса в
условиях спада. Если спрос недостаточен,
осуществляются программы государственных
капиталовложений и других расходов, понижаются
налоги. Низкие налоги устанавливаются,
прежде всего, для людей со средними и
невысокими доходами, которые обычно быстро
используют (тратят) свои доходы. Считается,
что таким образом расширяется спрос на
потребительские товары и услуги. Однако
стимулирование спроса бюджетными средствами
может и усиливать инфляцию. К тому же
большие бюджетные дефициты ограничивают
правительственные возможности маневрирования
налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется
экономистами неоклассического направления,
выдвигающими на первый план денежно-кредитное
регулирование, косвенно и гибко воздействующее
на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования
проводится Центральным банком (формально
неподконтрольным правительству), который
изменяет количество денег в обращении
и ставки ссудного процента, воздействуя
таким образом на экономику страны. Экономисты
неоклассического направления считают,
что государство должно проводить дефляционные
мероприятия для ограничения платежеспособного
спроса, поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное поддержание занятости
путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над
инфляцией.
Современная рыночная
экономика инфляционна по своему характеру,
поскольку в ней невозможно устранить
все причины инфляции(бюджетный дефицит,
монополии, диспропорции в народном хозяйстве,
инфляционные ожидания населения и предпринимателей,
переброс инфляции по внешнеэкономическим
каналам и др.).
В связи с этим очевидно,
что полная ликвидация инфляции невозможна.
Поэтому многие государства ставят перед
собой такие цели: как сделать ее умеренной,
контролируемой и не допустить ее разрушительного
размера.
Большой опыт проведения
антиинфляционных мероприятий в западных
странах показывает целесообразность
сочетания долговременных и краткосрочных
мер. Схематично комплекс мер антиинфляционной
политики может быть представлен следующим
образом:
– во-первых, долговременные
меры включают в себя погашение инфляционных
ожиданий населения, которые (ожидания)
нагнетают текущий спрос. Для этого правительство
должно проводить четкую последовательную
антиинфляционную политику и завоёвывать
таким образом доверие населения. Для
чего государству следует стимулировать
производство, принять антимонопольные
меры, произвести либерализацию цен, ослабить
административный таможенный контроль,
способствовать эффективному функционированию
рынка, что повлияет на изменение потребительской
психологии;
– во-вторых, принять
меры по сокращению бюджетного дефицита,
поскольку его финансирование посредством
займов Центрального банка ведет к инфляции.
Это достигается за счет повышения налогов
и снижения расходов государства;
– в-третьих, осуществлять
мероприятия в денежном обращении путем
установления жестких лимитов на ежегодный
прирост денежной массы, что позволит
контролировать уровень инфляции;
– в-четвертых,
ослабить влияние внешних факторов. В
частности, задача состоит в уменьшении
инфляционного воздействия на экономику
переливов иностранного капитала в виде
краткосрочных кредитов и займов правительства
за рубежом для финансирования бюджетного
дефицита.
Краткосрочная
политика направлена на временное снижение
темпов инфляции. Здесь успешный результат
возможен в случае расширения совокупного
предложения без увеличения совокупного
спроса. В этих целях государство предоставляет
льготы предприятиям, выпускающим дополнительно
к основному производству побочные товары
и услуги. Государство может продать часть
своей собственности и таким образом увеличить
поступления в государственный бюджет
и облегчить решение проблемы его дефицита,
а также понизить инфляционный спрос за
счет продажи большого количества акций
новых частных предприятий. Содействует
росту предложения и увеличение импорта
потребительских товаров.
Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.