Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Что такое инфляция? Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865г.г. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.
Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х г.г.
Наиболее общим, традиционным является определение инфляции. Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
ВВЕДЕНИЕ
1.Сущность, причины, формы проявления и виды инфляции.
2.Инфляция спроса и инфляция предложения: их взаимосвязь и взаимодействие.
3.Особенности инфляционных процессов в России.
ПРАКТИКУМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Несбалансированная инфляция – большая беда для экономики. Но еще страшнее, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы-лидеры роста цен останутся лидерами и завтра, и через неделю, и через год.
Выделяют инфляцию: ожидаемую и неожидаемую
Ожидаемая инфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности. Неожидаемая возникает стихийно, спорадически, прогноз невозможен.
Несбалансированность
и непредсказуемость инфляции в
России, в СНГ разрушает
2.
ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ИНФЛЯЦИЯ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Уже
говорилось, что инфляция является
результатом нарушения
- монополизм государства
(на эмиссию бумажных денег,
внешнюю торговлю, налоги; на рост
непроизводственных, прежде всего
военных и прочих расходов, связанных
с функциями современного
- монополизм профсоюзов,
задающих размер и
- монополизм крупнейших фирм на определение цен и собственных издержек.
Все три отмеченные монополии взаимосвязаны и каждая по-своему может влиять на динамику спроса и предложения.
1) Инфляция спроса.
Это явление нарушения равновесия между спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.
В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.
Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:
- Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военная техника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях, в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике, превращается в фактор, излишний для обращения;
- Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка. С мая 1993 г. РФ перешла от второго способа к первому, и началось покрытие дефицита госбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств (ГКД);
- Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля 1994г. объем кредитов, предоставленных Банком России Правительству, составил 27665 млрд.руб. или 38.9% его сводного баланса;
- Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом;
- Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом с рынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которых в оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.
График
№ 1. Рост цены сочетается с ростом производства,
увеличением изобилия материальных
благ:
P
D’
D
S
График 1. Классическая схема инфляции
спроса
2) Инфляция издержек.
Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:
- олигополистическая практика ценообразования,
- экономическая политика государства,
- рост цен на сырье и т.д.
Инфляций издержек характеризуется воздействие следующих неденежных факторов на процессы ценообразования:
- Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до 1973 года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировались на цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамках локально-территориального рынка.
- Снижение роста производительности труда и падение производства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Например, если в экономике США среднегодовой темп производительности труда в 1961-1973г.г. составлял 2,3%, то в 1974-1980г.г.- 0,2%, а в промышленности соответственно 3,5 и 0,1%. Аналогичные процессы были и для других промышленно развитых стран. Решающую роль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условий воспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.
- Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, с одной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению с отраслями материального производства, а с другой - большим удельным весом заработной платы в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукцию сферы услуг во второй половине 60-х - начале 70-х годов стимулировало заметное удорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5-2 раза превышая рост цен на остальные товары.
- Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы на единицу продукции Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзных организаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы до уровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результате монополистической практики ценообразования крупным компаниям были компенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернута спираль "заработная плата - цены".
- Энергетический
кризис. Он вызвал в 70-х годах
огромное вздорожание нефти и
других энергоресурсов. В результате,
если в 60- годы среднегодовой
рост мировых цен на продукцию
промышленно развитых стран
P
D
E’
S’
S
График 2. Классическая схема инфляции предложения
На практике нелегко отличить один существующий тип инфляции от другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек.
Структурные факторы инфляции не только обусловливают ускорение роста цен, т.е. создают ситуацию "инфляции издержек", но и оказывают большое влияние на развитие "инфляции спроса". Противоречие между развитием производства и узким внутренним рынком стараются в этих странах устранить, с одной стороны, путем дефицитного финансирования (при помощи печатного станка), а с другой - привлечением в растущих объемах иностранных займов. В результате в таких крупнейших латиноамериканских странах, как Бразилия и Аргентина, возникли огромные внутренние и внешние долги.
Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.
Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки "на всякий случай". Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.
Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ века полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдалась. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х г.г. - даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционные рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса.
Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL (график 3).
График 3: Взаимосвязь и взаимодействие инфляции спроса и инфляции предложения
DL – спрос
KS – предложение
В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен.
Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму.
Действие
рыночного механизма
Современная макроэкономическая трактовка инфляции учитывает более широкий спектр факторов ценообразования: помимо потребительского (денежного) спроса, к ним относят предложение товаров и услуг, формирование цен на факторы производства, степень монополизации рынка.
Инфляция, исходя из этих подходов, является результатом макроэкономической нестабильности, и определяется как дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, вызывающий повышение общего уровня цен.
Показатели инфляции – это прежде всего индексы цен. К числу наиболее значимых из них относятся: индексы цен на потребительские товары, индексы цен производителей, индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения, индексы-дефляторы.
Индекс потребительских цен _ Индекс потребительских цен