Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:06, реферат
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение
денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических
мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических
исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных
вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не
уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое
число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной
политики.
Темп инфляции =
Третий способ- это вычисление по правилу величины 70. Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.
приблизительное
количество
лет, необходимых для удвоения =
темпов
инфляции
уровня цен (%)
В мировой практике социально-экономические последствия инфляции выражаются в:
- перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками;
- обесценении денежных
накоплений населения,
- постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
- неравномерном росте
цен, что увеличивает
- искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и
валюту;
- закреплении стагнации,
снижении экономической
- обесценении амортизационных фондов;
- активном развитии теневой экономики;
- снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим
валютам;
- обострении социальных противоречий в обществе.
Остановимся на некоторых из этих последствий более подробно. Как мы уже отмечали, по мере углубления инфляции усиливается социально-экономическая неустойчивость в стране. Гиперинфляция несет в себе огромные социально-экономические издержки. Она отвлекает капиталы из сферы реального производства в сферу обращения, где они быстрее оборачиваются и приносят огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны, в связи с нарушением закона денежного обращения; ведетк деформации потребительского спроса, к «бегству от денег» к любым товарам, независимо от реальной потребности в них; искажает нормальную структуру соотношения спроса и предложения; усиливает спекулятивную торговлю; отрицательно влияет на кредит и кредитную систему; вызывает глубокое расстройство денежной системы. Обесценение денег подрывает стимулы к денежным накоплениям. Таким образом, инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях - как в сфере производства, так и в сфере обращения. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.
Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.
Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.
В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание
платежных балансов.
В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.
Таким образом, инфляция стала не только внутренней проблемой, но и основной разрушительной силой в международных валютных отношениях.
Под антиинфляционной политикой обычно понимают комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Антиинфляционная политика предполагает контроль за уровнем цен, а в наиболее острых случаях, особенно в ситуации гиперинфляции, — осуществление мер, направленных на сокращение денежной массы в обращении. Для регулирования инфляции используется два типа политики: политика, основанная на кейнсианских рецептах регулирования рыночной экономики, и политика на основе монетаристской концепции. Кейнсианцы главным рычагом
роста экономики считают развитие предложения. Для этого необходимо
стимулировать эффективный спрос предпринимателей посредством
государственных заказов
крупным частным фирмам. Это позволит
создатьмультипликационный
погасить после преодоления страной кризиса. Монетаристы считают,
что кейнсианские рецепты, досрочно выводя экономику из кризисных
процессов, сохраняют старые диспропорции. На них накладываются но
вые диспропорции, и страна быстро втягивается в инфляцию и кризис.
Недостаточность кейнсианских рецептов состоит в том, что идет быстрое
нарастание госдолга, а дефицит госбюджета не позволяет государству нести
дополнительные расходы. Наконец, в менее развитых странах экономика не
может задействовать мультипликационный эффект. Поэтому, по мнению
монетаристов, антиинфляционные меры должны быть связаны с ростом
предложения, который не требует дополнительных инвестиций. Для этого
государство должно применять следующие меры:
• повысить товарность экономики, выбрасывая на рынок разнообразные
товары-ресурсы, информацию и пр.;
• провести наступление на монополии;
• проводить разумную приватизацию;
• снять барьеры движению капитала;
• ограничить спрос через конфискационную денежную реформу, замораживание
сбережений;
• сокращать дефицит госбюджета, главным образом посредством
сокращения социальных программ, снятия дотаций нерентабельным
предприятиям либо за счет роста налогов;
• ввести дорогой кредит, который разорит нерентабельные фирмы, а
для рентабельных — понизить налоги.
Монетаристы отмечали, что меры, сдерживающие спрос, являются
достаточно тяжелыми для населения, поэтому антиинфляционные программы
должны дать эффект за короткий срок. В длительном периоде
даже низкий уровень занятости не спасает от роста инфляции, которую
по нарастающей генерируют монополии-фирмы и профсоюзы (через рост
заработной платы и цен), поэтому кривая Филлипса становится вертикальной
и не может использоваться для регулирования соотношения инфляции
и безработицы. В связи с этим в политике борьбы с инфляцией делается
упор на концепцию естественного уровня безработицы, разработанную американским экономистом М. Фридменом, которая провозглашает, что для эффективного развития экономики занятость должна быть оптимальной
н соответствовать естественному уровню безработицы (его составляют
фрикционная и структурная безработица при отсутствии циклической
безработицы). Колебание безработицы происходит вокруг ее естественного
уровня. При экономическом подъеме происходит падение безработицы
ниже естественного уровня, увеличиваются издержки производства и
растут темпы инфляции. Замедление экономического роста повышает
уровень безработицы до естественного уровня. Однако инфляция остается
инертной, сразу не снижается, поэтому в долгосрочном плане умеренный
рост инфляции происходит и при достижении экономикой естественного
уровня безработицы. Для снижения инфляции на 1% безработицу в течение
года необходимо поддерживать на 2% выше естественного уровня, что по
закону О’Кэна даст падение реального ВНП от его потенциального уровня
на 4—5% в год. Однако вопрос, можно ли платить безработицей за снижение
инфляции, решается неоднозначно. Это зависит в первую очередь от того, сколько лет потребуется экономике для адаптации к экономическим потрясениям, достижения естественного уровня безработицы. Не надо забывать также и о пределах терпимости населения к неурядицам в стране. Поэтому каждое государство применяет свои методы регулирования соотношения
инфляции и безработицы.
При выборе варианта антиинфляционной политики необходимо в
первую очередь правильно выявить ее источники. Так, если мы имеем
дело преимущественно с инфляцией спроса, основными направлениями
антиинфляционной политики будут:
1) сокращение темпов роста денежной массы за счет осуществления ограничительной кредитно-денежной политики (повышения цены кредита, сокращения выпуска денег и т.п.);
2) запрет на эмиссионный способ покрытия бюджетного дефицита. Данное
направление носит название дефляционной политики. Особенность действия
дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления.
Если речь идет об инфляции предложения, то правительство будет осуществлять:
1) понижение налоговых ставок в целях создания стимулов
для развития производства;
2) снижение степени монополизации экономики— осуществление активного антимонопольного регулирования;
3) повышение производительности факторов производства.
При осуществлении антиинфляционной политики важно также принимать
во внимание степень инфляционных процессов и их продолжительность.
Если инфляция носит умеренный характер, возможно, что государство не
будет склонно принимать сильные антиинфляционные меры. Скорее всего, антиинфляционная политика в такой ситуации будет носить адаптационный
характер: правительство постепенно индексирует экономику, привязывая рост цен к росту заработной платы; однако даже при частой индексации доходов она неизбежно отстает от роста цен. Если правительство имеет дело с галопирующей инфляцией, а тем более с гиперинфляцией, мероприятия антиинфляционной политики должны быть более радикальными. Радикальная антиинфляционная политика связана с денежными реформами, которые практически либо аннулируют старые деньги, либо изымают лишние деньги из обращения, либо обменивают старые денежные знаки в определенной пропорции на новые.
При выборе
антиинфляционной политики
конкретные экономико-
традиции данной страны, господствующие психологические установки,
степень реализованности социальных преобразований.
Инфляция в настоящее время
- один из самых болезненных и опасных
процессов. Она негативно воздействует
на финансы, денежную и экономическую
систему в целом. Инфляция означает не
только снижение покупательной способности
денег, она подрывает возможности хозяйственного
регулирования, сводит на нет усилия по
проведению структурных преобразований,
восстановлению нарушенных пропорций.
Существуют различные виды инфляции,
которые различаются между собой по своему
характеру, интенсивности и проявлениям,
хотя и обозначаются одним термином.
Инфляционные процессы не могут
рассматриваться как прямой результат
только определенной политики, политики
расширения денежной эмиссии или дефицитного
регулирования производства, ибо рост
цен оказывается неизбежным результатом
глубинных процессов в экономике, объективным
следствием нарастания диспропорций между
спросом и предложением, производством
предметов потребления и средств производства,
накоплением и потреблением и т.д. Процесс
инфляции - в различных его проявлениях
- носит не случайный характер, а весьма
устойчивый.
Управление инфляцией представляет
важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики. Необходимо
учитывать при этом многосложный, многофакторный
характер инфляции. При всей значимости
сокращения государственных расходов,
постепенного сжатия денежной эмиссии
требуется проведение широкого комплекса
антиинфляционных мероприятий. Среди
них - стабилизация и стимулирование производства,
совершенствование налоговой системы,
создание рыночной инфраструктуры, повышение
ответственности предприятий за результаты
хозяйственной деятельности, изменение
обменного курса рубля, проведение определенных
мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие
инфляции требуют выверенных, гибких решений,
настойчиво и целеустремленно проводимых
в жизнь.
1 Николаева И.П. «Экономическая теория» Москва «Юнити» 2008г.
2 Лобачёёва Е.Н. «Экономическая теория» Москва «Юрайт» 2012г.