Инфляция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
В новых условиях, когда отброшены или изжили себя многие идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода России к рыночной экономике, страна начинает преодолевать многие препятствия, которые мешали активному и масштабному ее вовлечению в интеграционные процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Понятие инфляции и ее измерение
1.2 Причины возникновения инфляции
1.3 Виды и типы инфляции
1.4 Антиинфляционная политика
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
2.1 Особенности проявления инфляции в России
2.2 Последствия инфляции
2.3 Система антиинфляционных мер в России
ГЛАВА 3 ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
3.1 Система антиинфляционных мер на современном этапе
3.2 Прогноз условий экономического развития России в 2006-2007 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …
ПРИЛОЖЕНИЯ …

Работа содержит 1 файл

КУРС по эк теор.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

39

 

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Сибирский филиал

 

 

 

Факультет экономики и управления

 

 

Кафедра «Экономики и менеджмента»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

студента (ки) первого курса

 

очного (заочного) отделения

 

(фамилия, имя, отчество)

 

ТЕМА: Инфляция в России

 

 

Руководитель-консультант

к.э.н., доцент  Шургая Л.П.

 

Защищена

 

Оценка

«______» ____________ 200__ г.

«________________________»

 

 

 

 

Новокузнецк 2006 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение                                                                                                         

 

ГЛАВА 1 Понятие и виды инфляции                                                                                 

1.1      Понятие инфляции и ее измерение

1.2      Причины возникновения инфляции

1.3      Виды и типы инфляции

1.4      Антиинфляционная политика

 

ГЛАВА 2  Особенности инфляции в России

              2.1  Особенности  проявления   инфляции в России                                                                                    

2.2 Последствия инфляции

2.3 Система антиинфляционных мер в России

 

ГЛАВА 3  Инфляция в РосСИИ в начале 21 века

3.1 Система антиинфляционных мер на современном этапе                                                                                      

3.2 Прогноз условий экономического развития России в                                                 2006-2007 гг.

 

 

Заключение                                                                                                 

 

Список ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 

 

Приложения                                                                                                 

 

 

 

 

 

                                               ВВЕДЕНИЕ

 

           Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

                В новых условиях, когда отброшены или изжили себя многие идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода России к рыночной экономике, страна начинает преодолевать многие препятствия, которые мешали активному и масштабному ее вовлечению в интеграционные процессы.

                Однако болезненные явления, которыми сопровождается экономическая и политическая перестройка в России и других странах на территории бывшего СССР (падение производства, резкое сокращение инвестиций, разрыв производственных связей, инфляция и др.), ведут к тому, что роль России в мировой экономике не только не возрастает, но и снижается. 

           Неуправляемый рост цен с одновременным снижением платежеспособного спроса – одна из главных угроз осуществления реформ. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена к чисто денежному феномену. Это сложное «социально-экономическое» явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. По-прежнему сильная инфляция препятствует нормальному инвестиционному процессу, достижению полноценной конвертируемости рубля, снижает и без того упавшую покупательную способность населения.

          Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства России на ближайшую перспективу является не только восстановление докризисного уровня реальных  доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.

            Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы в России напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.

                 Проводимые экономические преобразования вызвали ряд экономических противоречий и дисбалансов. Наиболее важные из них – несоответствие между растущими ценами и объемом денежной массы, платежеспособным спросом и производством, доходами и реальными нуждами населения и товаропроизводителей. Сюда же необходимо отнести существующие ценовые дисбалансы между отраслями, расходами и доходами бюджета, вынужденной степенью жесткости налогового пресса и интересами производства. Без анализа конкретных механизмов этих противоречий и их последствий невозможно выработать действенные меры по выводу экономики из кризиса. Их рассмотрение правомерно начать с инфляции и инфляционного процесса в России, как с многофакторного и негативного для экономики дисбаланса других проявлений финансово-экономической нестабильности.

               Основной целью данной работы является попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в России, учитывая исторические предпосылки и особенности развития страны, опираясь на мировой опыт.

              Задача данной работы используя методы анализа, индукции, дедукции, используя статистический, динамический, ретроспективный подход, используя математическое моделирование, сделать перспективный прогноз для выявления направления реализации антиинфляционного регулирования в России.

 

 

Глава 1 Понятие и виды инфляции.

1.1. Понятие инфляции

    Что такое инфляция? Это понятие, возможно, возникло одновременно  с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция  появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег. Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг. Наиболее общим, традиционным является следующее определение инфляции: Инфляция - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.

       В отечественной литературе слово «инфляция» чаще всего отождествляется с установлением нового равновесия спроса и предложения в изменяющихся условиях. Нередко при определении инфляции ее ставят в зависимость от интерпретации таких экономических категорий, как спрос, предложение, равновесие. В частности, инфляцией считается превышение количества денег, находящихся в обращении, по отношению к стоимости товаров и услуг (при данной скорости оборачиваемости денег), приводящее к их обесценению. 1

            Инфляция, несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложным социально-экономическим явлением, и представляет собой одну из наиболее острых проблем современной экономики во многих странах мира. Итак, проявлением инфляции является повышение цен, однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке - это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Подстегивать рост цен  могут и конкретные экономические обстоятельства. Например, энергетический кризис 70-х гг. повлиял на общее повышение цен: общий уровень цен поднялся в 1973 году на 7%, а в 1979 году - на  9%. Независимо от состояния денежной сферы, цены на товары и услуги могут изменяться вследствие различных причин, таких как сезонные колебания рынка, изменения конъюнктуры, монополизацией рынка, рост производительности труда, государственного регулирования, введение новых ставок  налогов, внешнеэкономические воздействия, стихийные бедствия и т.д.  Среди перечисленных  выше причин роста цен хотелось бы выделить действительно  инфляционные. Так, рост цен связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цен. Другое дело - если повышение производительности труда в ряде отраслей сопровождается опережающим это повышение ростом заработной платы. Такое явление называемое инфляцией издержек, действительно сопровождается общим повышением уровня цен.  Стихийные бедствия не могут считаться причиной инфляционного роста цен. Так если в результате землетрясения разрушены дома, то, очевидно, поднимутся цены на стройматериалы, что будет стимулировать производителей стройматериалов расширять предложение своей продукции и по мере  насыщения рынка  цены станут понижаться.

 

1. /4. с. 100/.

 

 

 

1.2. Причины возникновения инфляции

             Перечислим теперь важнейшие причины инфляционного роста цен:

1. Диспропорциональность или несбалансированность государственных доходов  и расходов.

Эта несбалансированность выражается в дефиците государственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном   эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, то это приводит к росту массы денег  в обращении и, следовательно, к росту цен.

2. Аналогичная картина возникает при финансировании инвестиций осуществляемое подобным образом.

Особенно инфляционно опасным являются     инвестиции в военной области. Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет не только к потере национального богатства, но и создает дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов госбюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого выпускаются бумажные деньги.

3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры  рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции. Структура современного рынка в значительной степени напоминает олигополистическую. А олигополист имеет возможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении “ гонки цен ”, а также, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров).  Не желая “ испортить ” свой рынок снижением цен, монополисты и олигополисты препятствуют росту эластичности предложений  товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополии поддерживает длительное  несоответствие спроса и предложения. 4. Рост “ открытости ” экономики страны, втягивание ее в мирохозяйственные связи, вызывает опасность “ импортируемой ” инфляции.   Так, к примеру, скачок цен на  энергоносители в 1973 году вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке - на другие товары. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие  “ внешнего ” повышения цен на импортируемые товары. 1

Вместе с тем возможности бороться, с этим типом инфляции достаточно ограничены.

5. Одной из причин инфляции, имеющей особое значение в нашей стране - это, так называемые, инфляционные ожидания. Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающий характер инфляции.  Так, население, живущее в условиях постоянного ожидания повышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. В таких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Население запасается товарами впрок, опасаясь, что цены на них в скором времени еще более поднимутся. Производители, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие  поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают цену на свою продукцию.    Многие экономисты Запада и нашей страны особо выделяют фактор инфляционных ожиданий, подчеркивая, что их преодоление - важнейшая задача антиинфляционной политики.    Помимо основных   существуют также альтернативные концепции инфляции. К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек. В рамках этих концепций рассматривают различные причины инфляции.

1. /2. с. 328./

 

 

1) Инфляция спроса.

Это явление нарушения равновесия между  спросом и предложением в сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственных заказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и практически полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате активных действий профсоюзов.     В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к  количеству товаров; повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса.

2) Инфляция издержек.  Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержек производства. Причинами ее могут стать:

- олигополистическая практика ценообразования,

- экономическая политика государства,

- рост цен на сырье и т.д.

       На практике нелегко  отличить один существующий тип инфляции от другого, они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например, может выглядеть и как инфляция издержек. Необходимо отметить, что ни в одной экономически развитой стране во второй половине ХХ в. полная занятость, свободный рынок или же стабильность цен в течение длительного времени не наблюдались. Цены росли непрерывно, а с конца 60-х годов - и даже в периоды экономических спадов и застоя, когда недогрузка производства могла доходить до значительных размеров. Такое явление получило название стагфляции, что означает инфляционный рост в условиях стагнации, застоя производства, экономического кризиса. 2

2/3. с 324/

1.3. Виды и типы инфляций

Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, к примеру, во время войны. Однако  в последние два - три десятилетия во многих странах она стала постоянной. Принято выделять несколько типов инфляции.

1. Ползущая инфляция.

Это инфляция, темпы роста цен, в условиях которой не превышают 10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает как благо для экономического развития, а государство - как субъект проведения эффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректировать цены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.

2. Галопирующая инфляция.

Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год. Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой рост цен.

3. Гиперинфляция.

Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количества денег в обращении и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен  в этой стране достигал   33 000% . В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальное хозяйство.                             Во многих странах, испытавших гиперинфляцию, в том числе и в нашей, наблюдалось следующее явление: темпы роста цен значительно опережали темпы роста количества денег  в обращении, например в Венгрии в 1945-1946 гг. - в 4000 раз. Это объясняется тем, что когда население (и покупатели и производители) окончательно теряют доверие к обесценивающейся национальной валюте, они начинают стараться как можно быстрее избавиться от нее. Результатом является резкое увеличение скорости оборота денег, что равносильно увеличению их количества.                             Очевидно, что огромную роль в раскручивании спирали гиперинфляции играют инфляционные ожидания.  Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.    Существует также подавленная инфляция, при которой рост цен может и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различного рода дефицитах.

     Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, где инфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленном состоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качества продукции. Подавление инфляции, т.е. полный контроль над ценами и доходами, без устранения причин инфляции, негативно сказывается на развитии рыночных отношений.  До 1992 года в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. Сложность ситуации заключается в том, что антиинфляционную политику в Российской Федерации, например, нельзя свести лишь к косвенным экономическим рычагам. Очевидно, что нарушение пропорций в народном хозяйстве можно постепенно устранить при помощи структурной политики государства и даже прямыми административными методами, в частности, сокращением военных расходов, рационализацией производственных капиталовложений, переходом с бюджетного финансирования части производственных  капиталовложений на использование средств предприятий, привлечением акционерного капитала  и т.д., ломкой  монополистической структуры экономики. Все это необходимо дополнить мерами, которые ограничивают денежную массу, устраняют дефицит госбюджета,  стабилизируют курс национальной валюты, а также созданием условий для усиления конкуренции в экономике. В 50-60 гг. инфляция проистекала в большинстве стран умеренными темпами. А в 70-х годах стала выходить из-под контроля, превращаясь во “ врага общества номер один ”. Особую остроту инфляция приобрела во второй половине 70-х годов. Так, среднегодовой темп прироста розничных цен в США составлял в 1956-65 гг. - 1,7%, в 1966-1974 гг. - 5,1%, в 1975-1980 гг. - 9,3%. В Англии в тоже время: - 3,1 %, 7,1%  и  15,8%; в Италии - 3,4, 6,0 и 17,9%; во Франции - 5, 5,9, 19,9%.  В конце 80-х темпы роста цен понизились и составляли примерно 4% в год, что соответствует модели умеренной инфляции. Это можно объяснить рядом причин, среди которых основное - падение мировых цен на нефть, усиление ценовой конкуренции, прежде всего в международном масштабе, повышение производительности труда, сдерживание роста заработной платы.                     Инфляция может быть сбалансированной, т.е. рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен, возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.                          Противоположным случаем является несбалансированная инфляция, которая представляет собой различные темпы роста на различные товары.                    Различают также ожидаемую и неожидаемую инфляцию. В первом случае можно прогнозировать инфляцию на какой-либо период, или она планируется правительством страны. Во втором случае происходит резкий скачок цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системы налогообложения. Внезапный скачок цен в нормально функционирующей рыночной экономике, где у населения отсутствуют инфляционные ожидания, не вызовет серьезных последствий, т.к. потребители, ожидая, что повышение цен - явление кратковременное, будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспособного спроса. А раз уменьшается размер спроса, то начинается давление на цены в сторону их   снижения. Этот экономический эффект получил название эффекта Пигу.

Однако в экономике, где уже существуют инфляционные ожидания резкий скачок цен может вызвать резкое увеличение затрат населения на покупку товаров  и услуг, что само по себе создает трудности в экономике. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие  инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. 1                        

 

1. /4. с. 32/

 

 

1.4. Антиинфляционная политика.

 

   Помимо экономических последствий инфляция имеет и социальные. Она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что является причиной отставания темпов роста номинальной и реальной заработной платы от резко возрастающих цен  на товары и услуги. Инфляция наносит ущерб всем категориям наемных работников, лицам свободных профессий, пенсионерам и др.                          Инфляция оказывает также серьезное влияние на занятость населения. Это влияние наглядно описывается моделью “ инфляция спроса ”, предложенной в 1958 году английским экономистом А.Филлипсом.  Используя данные статистики Великобритании за 1861-1956 гг. он показал кривую, отражающую обратную зависимость между уровнем  ставок заработной платы и уровнем безработицы (рис.1). При этом было установлено, что увеличение  безработицы в Англии свыше 2,5 - 3% приводило к резкому замедлению роста цен и заработной  платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение сопровождается повышением цен и заработной платы. Таким образом, уровень безработицы может быть снижен за счет ускорения темпов инфляции. Теоретическую базу под расчеты Филлипса подвел экономист      Р. Липси. В дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и     Р. Солоу модифицировали кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных цен. В таком виде кривую стали использовать для экономической  политики, прежде всего для определения уровней, при которых возможны высокий уровень занятости и производства и определенная стабильность цен. На оси абсцисс показан уровень безработицы, на оси ординат - темпы роста товарных цен.

 

P                    

 

 

 

P2

 

 

 

P3

 

 

P1

 

        u2   u3         u1                     u

        

Рис. 1

Если правительство рассматривает уровень безработицы u1 как излишне высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия, стимулирующие спрос, что ведет к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Уровень безработицы снижается до величины u2, но одновременно возрастает темп инфляции до Р2. Возникшие условия могут вызвать кризисные явления, что вынудит правительство принять меры для снижения темпов роста цен до уровня Р3, а безработица увеличится до уровня u3.

Практика показывает, что кривая Филлипса применима для экономической ситуации в краткосрочный период, так как в долгосрочном  плане, несмотря на высокий уровень безработицы, инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств важно выделить политику стимулирования спроса стремление правительства снизить уровень безработицы ценой увеличения инфляции успешно только тогда, когда у населения удается создать так называемые “ложные ожидания”. К примеру, работающие по найму, наблюдая рост ставок зарплаты, увеличивают предложения труда. И тогда, как и предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции и связанной с ней номинальной заработной платы. Однако как только люди начинают замечать, что реальная заработная плата все уменьшается (в отличие от номинальной) то никто больше не будет    увеличивать предложения труда. Особое внимание на эти взаимосвязи обратил еще в 60-е гг. американский экономист М. Фридмен, который подчеркивал неэффективность борьбы  с безработицей путем “ накачивания “ спроса инфляционными мероприятиями. Таким образом, когда население преодолеет свои ложные ожидания, тогда инфляция будет сопровождаться уменьшением предложения труда, т.е. растущей безработицей.                    Считается также, что кривая Филлипса применима лишь для анализа в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях, темп инфляции возрастает неожиданно и может сопровождаться резким увеличением безработицы. На смену модели Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы. Суть этой теории заключается в том, что в долгосрочном плане умеренный уровень инфляции возможен лишь при естественном уровне безработицы, который определяется структурой рынка, с учетом инфляции о потребностях в различных профессиях и т.д.

Однако экономическая политика, направленная на обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает намеченных целей. При достижении естественного уровня безработицы инфляция какое-то время продолжает развиваться по инерции, темпы ее  не могут резко сократиться. Кроме того, следует отметить, что естественный уровень безработицы во многих западных странах в последние десятилетия возрастал.                       Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную антиинфляционную политику.                     Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

                     1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.  При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличению безработицы. В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижаются налоги. Налоги снижают в первую очередь для получателей средних и низких доходов. Однако стимулирование спроса  бюджетными средствами может усилить инфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходами и налогами.  

               2. Второй подход это гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительству центральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство для кратковременного воздействия  на экономику. Иными словами, государство должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.                       С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией может привести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% выше своего естественного уровня, при этом реальный Валовой Национальный Продукт (ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным. Для США, например, такое уменьшение ВНП в 1985 году оценивалось в 160 млрд. долларов. Начиная с 60-х гг. правительства многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигают намеченной цели. Параллельное применение различных мер для решения противоречивых проблем может сделать  экономическое регулирование в целом малоэффективным.  Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения или полного уничтожения                  (идеальный случай)  требует больших сил и материальных затрат.     

 

 

Глава 2 Особенности инфляции в России

2.1. Особенности проявления инфляции в России.

       

           Инфляция в России возникла не в начале 90-х годов, только семь послевоенных лет оказались безынфляционными (1947-1955), но уже с 1955 года инфляция наблюдалась в скрытой форме постоянно. В бывшем СССР государственная политика была заведомо инфляционной. Недостатки централизованной экономики требовали огромных расходов, которые нельзя было нести не прибегая к инфляции. Главной причиной скрытой инфляции были милитаризованная экономика и структурные перекосы в народном хозяйстве. Правительство традиционно наращивало добычу нефти и в то же время допускало упадок отраслей, создающих фонд потребления. В условиях планово-бюджетной экономики, где господствовали нерыночные факторы, инфляция носила подавленный характер: параллельно происходили рост цен, увеличение товарного дефицита, снижение качества товаров и услуг.

         Так, в отношении России следует отметить сложное сочетание различных групп инфляционных факторов: денежных и не денежных, долгосрочных и краткосрочных. Динамика роста цен после 1992 г. на товары и услуги в значительной мере предопределила и темпы инфляции. В условиях свободной рыночной экономики инфляция находит полное выражение в динамике цен, но при частичном государственном регулировании цен, как это происходило в первые годы реформ, инфляция не находит адекватного выражения в росте цен.

           Так как инфляция в Российской Федерации возникла задолго до начала перестройки и перехода к регулируемой рыночной экономике, ее глубинным основанием было и остается структурное несоответствием между развитием производственного и потребительского сектора. Жесткий контроль за ростом оплаты труда до поры до времени позволял контролировать соответствие между денежными доходами и товарными предложениями. Однако уже на рубеже 70-х годов в ходе осуществления первого этапа хозяйственных преобразований обнаружились существенные деформации в отраслевой структуре производства и, как следствие, - несоответствие между стоимостной и вещественной структурой совокупного продукта.

         Не существовало пропорциональности и в другом важном структурном компоненте экономики – в соотношении средств, выделяемых на капитальные вложения, и развитием капиталообразующего сектора хозяйства. Российская экономика полностью унаследовала отмеченные структурные несоответствия. И действие этого фактора ощущается до сих пор. Инфляция, возникшая в экономике бывшего СССР, носила подавленный характер. Искусственное, административное сдерживание цен, их ориентация, с одной стороны, на фактические издержки, складывающиеся в производстве (оптовые цены), а с другой – на полное игнорирование спроса (розничные цены), в конечном счете, тормозили развитие производства, совершенствования его технического уровня и породили острый товарный дефицит.

         В дальнейшем, когда были приняты решения по ликвидации жесткой плановой дисциплины, и государственным предприятиям (как правило, монополистам) была предоставлена свобода в выборе ассортимента производимой продукции, ее сбыта, а позже в выходе на внешний рынок – товарный дефицит достиг угрожающих размеров. Его преодоление могло быть осуществлено только либерализацией цен, за которой последовал мощный инфляционный взрыв. В решающей мере он явился расплатой за политическое маневрирование и нерешительность правительства на рубеже 80-х и 90-х годов.1

/5. с. 208/

            Инфляция в России, возникшая как инфляция спроса, переросла и превратилась в инфляцию издержек производства.

Развитие инфляционных процессов в России в 1992-1994 годах характеризуется некоторыми особенностями.

1.                         Инфляционное развитие экономики в России осуществляется в условиях существования огромного монополизированного государственного сектора. Это означает, что производственно – экономическая ткань в России, источники ее формирования и взаимодействия не подчиняются в полной мере требованиям рынка. Рыночные структуры развиваются неравномерно, порождая дополнительные звенья на пути движения денег от производителя к конечному потребителю, увеличивая для последнего издержки и тем самым во многом способствуя росту инфляции. В стадии формирования находится правовая база рыночного хозяйства.

2.                         Для инфляции в России в современный период характерно отступление от традиционных и, казалось бы, неизбежных ее последствий. Так, инфляционный рост не сопровождается адекватным высвобождением рабочей силы и безработицей в тех масштабах, которые соответствовали бы падению производства. Лишь в середине 90-х годов этот процесс несколько усилился. По данным Госкомстата РФ численность экономически активного населения в июне 1996 года составила около 50% от общей численности населения страны (73,7 млн. человек). Из них 6% (4,5 млн. человек) не имели занятий, но активно искали работу. Размеры неполной занятости оцениваются в 4,8 млн. человек (6, 4% экономически активного населения). С учетом не полностью занятых на производстве в силу объективных причин, общий потенциал безработицы в стране составил 10,1 млн. человек, или 13,5% экономически активного населения.

              Мировая практика показала, что в условиях инфляции и обесценения покупательной способности денег резко сокращаются капитальные вложения и растут сбережения населения. По данным Госкомстата России, за период 1992-1996 гг. при сокращении объемов капитальных вложений в народное хозяйство вдвое, заметно увеличился размер организованных и неорганизованных сбережений.

                Только за первое полугодие 1994 года населением на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и покупку валюты было израсходовано 78,3 трлн. Руб., то есть 24,5% всей суммы денежных расходов. Кроме того, на руках у населения осталось еще 16,9 трлн. рублей.

Прямо – таки при будущем негодовании по поводу обесценения сбережений населения и высказывании настойчивых предложений о необходимости их индексации государством граждане Российской Федерации ведут себя прямо противоположно. Вместо того чтобы избавляться от сбережений и ликвидировать их, население только в первом полугодии 1996 года вышло на годовой уровень сбережений 1995 года.

3.                         Основными побудительными причинами инфляции в России являются производственно-экономический монополизм предприятий и его диктат в области осуществления кредитно-денежной политики. Существование бюджетного дефицита во многом  связано с осуществляемой неоправданной уравнительной политикой социальной защиты населения и поддержанием экономически инфантильного государственного сектора. Ликвидация монополии государства во внешнеторговой деятельности, свободное хождение доллара на территории России, когда собственное производство неконкурентоспособно в производстве большинства продукции, ведет к искусственному завышению курса доллара по отношению к рублю.2

         Вместе с тем есть определенные основания считать, во всей гамме факторов инфляционного развития в России фактор роста заработной платы и особенно социальных выплат носит подчиненный характер.

          Россия большая страна и процент инфляции в разных регионах проявляется  по разному. Так, сводный индекс потребительских цен, который характеризует уровень инфляции, в январе 2005 года по Красноярскому краю сложился на более низком уровне, чем в соседних регионах и по России в целом. В Красноярском крае цены и тарифы выросли на 101, 15%, в Иркутской – на 101,22%, Кемеровской – 101.26%, Томской – 102.49%, Новосибирской – 103,66%, Алтайском крае – 105,24%, по России – 102,6%. В 24 субъектах Российской Федерации инфляция превысила 103%. В Москве инфляция составила 103,3%. Самая высокая инфляция зафиксирована в Республике Алтай, Белгородской области, Алтайском крае и Еврейской автономной области – 105,0 – 105,4%.

        

2./1. с. 316/

 

 

 

 

2.2. Последствия инфляции

 

Трансформирование административно-командной системы управления народным хозяйством в систему социально ориентируемой рыночной экономики сопровождается рядом болезненных негативных явлений. Одним из них является инфляция. Инфляция стала причиной многих негативных явлений, среди которых можно выделить финансовую дестабилизацию, сокращение производства и понижение уровня жизни населения. Наиболее распространенным взглядом на содержание инфляции является утверждение о том, что инфляционное развитие экономики в решающей мере обязано своим существованием быстрому росту денежной массы в сравнении с ростом производства, несоответствию в скорости движения этих индикаторов.

Что же наблюдалось в России с начала 1990-х годов?

Бурный рост цен, сопровождаемый резким сокращением производства и инвестиций. В 1992, 1993 и 1994 гг. Цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 г. на 19%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 г. - на 15%. Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 г. - на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 г. - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, то есть денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах. В 1994 г. ВВП России достиг в номинальном выражении 629 трлн. руб., промышленная продукция - 339 трлн. руб. и капиталовложения - 103 трлн. руб. Таким образом, формировалось предложение товаров и услуг. Платежеспособный спрос не успевал за ростом соответствующего предложения в денежном выражении. За короткое время были «съедены» накопления предприятий и сбережения населения. Это, в свою очередь, отрицательно повлияло на инвестиции и нормальное развитие рынка ссудных капиталов, как в кредитной системе, так и на фондовой бирже, или рынке ценных бумаг. Повышение платежеспособного спроса у всех субъектов - государства, предприятий и населения - было возможно лишь путем кредитной экспансии ЦБР и коммерческих банков, что должно было найти выражение как в росте наличной, так и безналичной денежной массы, а также в скорости обращения денег. На начало 1992 г. налично-денежная масса (M0) составляла в России 165,9 млрд. руб. К концу 1992 г. она достигла 1678,4 млрд. руб., на конец 1993 г. - 13304,3 млрд. руб. и в 1994 г. - 36504,3 млрд. руб. Соответственно росла и безналичная денежная масса, о чем свидетельствует показатель M2, который на конец 1992 г. составлял 7140,3 млрд. руб., на конец 1993 г. - 36718,2 и в 1994 г. увеличился до 106403,1 млрд. руб. В то же время скорость обращения денег в 1992 г. несколько замедлилась: с 6,5 в I квартале до 4,6 в IV квартале, то есть в 1,5 раза. В 1993 г. скорость денежного обращения увеличилась с 7,0 в I квартале до 9,2 в IV квартале и в 1994 г. стабилизировалась на уровне 8,4 в I квартале и 8,7 в IV квартале. Но в начале 1995 г. этот показатель вновь возрос (10,4 за январь и февраль). Таким образом, ни со стороны объема денежной массы, ни со стороны скорости обращения денег нельзя объяснить колоссальный рост цен товаров и услуг в течение 1992-1995 гг. Напротив, денежной массы не хватало даже для обслуживания существовавшего платежеспособного спроса, что привело к двум явлениям: во-первых, к отсрочке платежей, а, следовательно, росту задолженности, во-вторых, к нарастанию неплатежей вообще. При этом в неплатежах было повинно как государство, не выполнявшее свои обязательства по утвержденному бюджету, так и предприниматели, задерживавшие платежи своим партнерам и банкам. Последнее создавало затруднения банкам, которые не выполняли обязательства ни перед своими клиентами, ни в сфере межбанковского кредитования. Неплатежи, составлявшие в начале 1992 г. 40 млрд. руб., уже в середине года возросли до 3,5 трлн. руб. После проведенного Центральным Банком России взаимозачета платежных требований сумма неплатежей сократилась на 1,7 трлн. руб., то есть более чем в 2 раза. Это обошлось Центральному Банку примерно в 300 млрд. руб. дополнительных кредитов. Но уже в 1993 г. размеры неплатежей вновь начали быстро расти, и к концу года они достигли 30 трлн. руб., а к началу 1995 г. приблизились к 100 трлн. руб. Это подтверждает вывод о том, что увеличение денежной массы в результате кредитной экспансии не успевало за ростом суммарных предложений товаров и услуг, и платежеспособный спрос не удовлетворялся. В результате платежи либо переносились с согласия сторон на новый срок, расширяя задолженность, либо вообще прекращались указанными субъектами, что выражалось в принудительной отсрочке платежа и нарастании долга с учетом штрафных санкций.1

Итак, в результате приведенного анализа можно сделать вывод: обесценение денег в России происходит не по причине «избытка» денежной массы, а в результате монопольного взвинчивания цен в условиях, когда отсутствуют конкуренция и государственное регулирование инфляционного процесса. Основное бесконтрольное увеличение цен осуществляется главным образом не столько производителями, сколько перекупщиками в сфере оптовой и розничной торговли, где особенно сильны мафиозные структуры. В результате конечная цена на товары и услуги, предложенные потребителю, зачастую в несколько раз превышает цену производства. Создание дополнительного платежеспособного спроса за счет кредитной экспансии поддерживает уже существующую инфляцию и вызывает дополнительную эмиссию денег, которая является не причиной, а следствием безудержного роста цен. Рестрикционный курс правительства в этих условиях провоцирует неплатежи и сокращение производства товаров и услуг, что ведет к дальнейшему углублению экономического кризиса и стагфляции. Поэтому экономический кризис вызван и обостряется несоответствием между «чрезмерным» предложением товаров и услуг в искусственном денежном выражении и «узким» платежеспособным спросом как следствием нехватки денежной массы.

Особое место в инфляционном процессе занимает государство, и не только по причине своей рестрикционной денежно-кредитной политики и либерализации цен, но и как обладатель части национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет. В расходной части государство не ограничивается доходами, а создает дополнительный платежеспособный спрос путем займов для покрытия дефицита бюджета. Таким образом, государство дополняет рассмотренную инфляцию издержек инфляцией спроса. Налоговые поступления составляют 11-13% ВВП, а расходы федерального бюджета - 20-25% и, следовательно, его дефицит - 8-10%. В западных странах этот показатель не превышает 5-6%. Дефицит государственного бюджета увеличивается из года в год. Если в 1992 г. он составлял 3,5 трлн. руб., то в 1993 г. - уже 15,3 трлн. руб., а в 1994 г. приблизился к 60 трлн. руб. Этот дефицит более чем на 80% покрывался за счет централизованных кредитов Центрального банка, а, следовательно, носил инфляционный характер. В бюджете на 1995 г. были предусмотрены иные формы покрытия дефицита, хотя размеры его вновь увеличивались до 70 трлн. руб. Задолженность по кредитам федеральному бюджету за 1994 г. возросла с 13 трлн. руб. до 66 трлн. руб. В I квартале 1995 г. было предоставлено еще 5 трлн. руб. кредитов на покрытие бюджетного дефицита.2

Важное место занимал и внешний фактор инфляции, связанный с процессом долларизации. Курс доллара влиял на инфляцию, как и другие товары, на которые растут цены. Этот фактор относится к виду импортируемой инфляции. Приобретаемые в России доллары увеличивают величину суммы цен товаров и услуг в стране, а, следовательно, нуждаются в дополнительном платежеспособном рублевом спросе со стороны предприятий, банков и населения. Только в 1994 г. расходы в России на покупку валюты составляли примерно 50 трлн. руб. Если купленный за рубли валютный товар - доллары или (или другие валюты) находится в запасах как внутри страны, так и за ее пределами, то его эквивалент (рубли) остается во внутреннем денежном обращении, усиливая инфляционный процесс. Иностранная валюта в России официально не выполняет денежные функции средства обращения и платежа (за исключением валюты на «черном» рынке). Следовательно, в стране нет законного параллельного обращения других валют, кроме рублей. Вывоз долларов за границу равносилен экспорту других товаров, что обостряет инфляционные процессы внутри страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1./4. с.132/

2./4. с. 137/

2.3. Система инфляционных мер в России

   

       Начиная с 1992 г. в стране непрерывно звучали официальные заявления о начинающейся или близкой стабилизации экономического положения. Но эти заявления не находили какого-либо серьезного практического подтверждения. Говоря о стабилизации, чаще всего ссылались на замедление инфляционных процессов. Но такое замедление с учетом следующих важных моментов, не является достаточным основанием для предположения о стабилизации.

           Инфляцию не зря называют проблемой века. Многие страны мира в результате инфляционных кризисов испытали болезненную полосу развития, прежде чем удалось привести экономику к стабильности.

        В конце XX столетия российская экономика претерпела одну из самых глобальных в мире перестроек, пришла в состояние значительного спада. Положение осложнилось тем, что «наша» инфляция по своей природе далека от модели классической инфляции спроса или монетаристской концепции инфляции издержек. Соответственно и программы радикальных рыночных реформ требовали адекватного подхода к «лечению» экономики, характеризующейся уникальными социально-экономическими условиями: деформированной структурой народного хозяйства с огромным преобладанием выпуска средств производства и вооружений, полная монополизация и огосударствление, низкопроизводительное сельское хозяйство, невысокий уровень жизни, соци­альная и политическая нестабильность.

В этих условиях Россия стоит перед необходимостью решения нескольких взаимообусловленных сложных задач, основными из которых являются:

      политическая стабилизация, прежде всего на путях фор­мирования российской государственности;

      социально-экономическая стабилизация и выход из жес­точайшего и всеохватного кризиса;

      проведение собственно рыночной экономической реформы таким образом, чтобы она не вызывала нарастания в хозяйстве страны разрушительных процессов, в первую очередь — инфляционных.

Процессы инфляции, охватывая непосредственно сферы обращения и распределения, в конечном счете, сказываются на состояниях материального производства и сферы обслуживания, вызывают структурные изменения в этих сферах, оказывают на них негативное воздействие.

           Инфляция постперестроечного периода определяется конкретными особенностями развития российского общества. Смена экономических систем и хозяйственных механизмов породила разбалансированность всей социально-экономической системы России, привела к поляризации доходов различных социальных групп населения, возникновению неполной занятости, разорению фермеров и мелких кустарей.

           Либерализация цен вызвала резкое падение реальной заработной платы. Дальнейший рост этих двух компонентов экономики привёл к раскручиванию спирали «заработная плата – цены». Возникла парадоксальная картина: если темп роста денежной массы оставить постоянным, то производство начинает неуклонно снижаться; если темп роста денежной массы сократить, то производство так же, как и инфляция, будет падать ещё быстрее. /5. с. 344/

             Сейчас уровень жизни ниже, чем в последние годы Советской власти. В реальном выражении зарплата составляет максимум 80 % от уровня 1989 года. Это в среднем. Зарплата повышалась несколько раз, но люди на самом деле не ощущают этого, так как много съедает инфляция. Правительству легче управлять инфляцией, когда у населения денег нет. /14. с.6/ 

До 1992 г. в странах бывшего СССР серьезной антиинфляционной политики не проводилось. В 90-х годах в России были предприняты три попытки финансовой стабилизации (1992 г., 1993-1994 гг., и 1996-1997 гг.). Жесткая финансовая политика, хотя и проводилась очень непоследовательно, привела к постепенному снижению инфляции. Индекс потребительских цен снизился с 2505 % в 1992 г. до 11% в 1997 г. Вместе с тем снижение инфляции сопровождалось «отсроченной инфляцией» (давлением на экономику невыплаченных государством заработной платы и пенсий, неоплаченных поставок продукции по государственным заказам, нарастанием внешнего и внутреннего долга и т.д.) В результате острого кризиса государственных финансов и девальвации рубля в августе 1998 года произошел новый всплеск инфляции (до 84 % в целом за 1998 год). Главная причина неоднократного срыва финансовой стабилизации заключается в том, что антиинфляционное регулирование не может проводиться в отрыве от реального сектора и ценой снижения производства, так как спад его ведет к повышению расходов на единицу продукции, уменьшению сбора налогов и в итоге – к бюджетному дефициту. /3, стр. 692/     

 

 

3.1 Система инфляционных мер на современном этапе.

             

               Теоретически инфляцию можно удержать в запланированных ранее пределах, но практически это очень трудно. Центробанк намерен аккуратно и разумно использовать  имеющиеся в его распоряжении инструменты удержания инфляции. Но не все зависит от него. Многое будет зависеть от того, насколько аккуратно по объему и графику будут расходоваться бюджетные средства. ЦБ в целях борьбы с инфляцией может, например, проводить политику, направленную на то, чтобы кредит стал дороже, валютный курс оказывал понижательное воздействие на инфляцию, а также предлагать такие инструменты по стерилизации, как облигации Банка РФ. Но все это можно применять в очень ограниченных масштабах. Как говориться, чтобы лекарство оказалось не вреднее болезни.

             С точки зрения бюджетной политики важно максимально равномерно расходовать бюджетные средства и сохранить за Стабилизационным фондом функции самого мощного, практически автоматически работающего стерилизатора избыточного  денежного предложения. /10./             

Важно устранять негативные тенденции, сдерживающие наращивание производства ВВП. Сдерживать инфляцию можно главным образом на основе увеличения производства отечественной продукции. Длительное преобладание импорта усугубляет финансово-экономические трудности страны. Цены выше в тех регионах, где в товарообороте больше удельный вес импортных изделий.

Практика показала, что улучшить работу предприятий невозможно только  с помощью льгот. Требуется комплексная социально-экономическая политика, рассчитанная на профессиональное управление производством, совершенствование его структуры и повышение эффективности.

         Немаловажно  усиление роли экономических рычагов в стимулировании производительности труда, снижение издержек производства и повышении качества продукции. Это касается не только автомобильной промышленности, которая стала улучшать качество изделий, но и отраслей переживающих кризис. Решению таких задач должно способствовать совершенствование порядка оплаты труда и распределение доходов предприятий.        

        

                Для стабилизации цен и курса рубля решающее значение будет иметь рост ВВП, а также совершенствование его структуры с учетом изменения спроса на внутреннем и повышения эффективности экспорта. Этому могут способствовать ускоренная замена устаревшего оборудования и внедрение новейших технологий, улучшение работы предприятий. Важную роль играет наращивание инвестиций за счет всех источников (бюджет, прибыль и амортизация предприятий, продажа акций, привлечение зарубежных средств). Доходы от продажи акций (в том числе государственных) было бы целесообразно направлять на обеспечение роста производства товаров и повышение их качества. В развитых странах важнейшая функция банков - предоставление кредитов промышленным и коммерческим фирмам по доступным для них процентам (не выше 5-10 % по сравнению с темпами инфляции). Кредит служит надежным фактором увеличения инвестиций на развитие и техническое перевооружение производства. При этом банки входят в состав крупных корпораций и действуют в интересах их   развития на внутреннем и мировом рынках. У нас же обособленно действующие коммерческие банки мало содействуют росту производства ВВП и уровня жизни народа.

      

               Необходимо, чтобы законодательство было направлено на совершенствование кредитно – банковской системы, повышение роли ЦБ России и его филиалов, а также улучшению работы коммерческих банков, более широкое применение краткосрочных кредитов. Это будет способствовать устойчивому росту товарного производства, повышению его экономической и социальной эффективности, укреплению курса рубля и преодолению инфляции. 1          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1./11. с. 25/ 

3.2 Прогноз условий экономического развития России в                                                  2006-2007 гг.

         

        Применительно к периоду 2006 – 2007 гг. рассматриваются два подхода к управлению экономикой: продолжение либерализации, которое заложено в правительственные сценарии и программу; организация государственного регулирования на основе долгосрочной стратегии социально-экономического развития России. Прошедший период рыночной трансформации показал, что либерализация несовместима с интересами страны и привела к огромным и геополитическим потерям. Негативные последствия не преодолены. Если состояние экономики зависит от экспорта природных ресурсов, спрос ограничивается покупательной способностью населения, которая ниже, чем в экономически развитых странах, в 3-5 раза. Данные о росте экономики за счет роста производства сырья и полуфабрикатов показывают неэффективность проводимой экономической политики.

              Россия должна выбирать собственные ориентиры социально – экономического развития. Важно обеспечить не только экономический рост, но и эквивалентное повышение доходов населения, оптимизировать систему распределения ВВП.

              Необходимо исправить допущенные ранее экономические просчеты, создать и реализовать стратегию экономического роста, при которой темпы роста ВВП будут соответствовать ресурсным возможностям, потребностям экономики населения страны. 

               При определении уровня цен (тарифов) естественных монополий необходимо учитывать их влияние   не только на доходы и инвестиционную привлекательность самих монополий, но также на конкурентоспособность и перспективы развития обслуживаемых ими потребителей. Это положение не учитывалось при разработке программы. Установление уровня тарифов на прогнозируемый период должно решать задачу нахождения компромисса между финансовыми потребностями естественных монополий, с одной стороны, экономики в целом – с другой, и потребителей, населения – с третьей. Согласно проведенным Минэкономразвития РФ исследованиям, вклад повышения цен на продукцию и услуги естественных монополий в общий прирост потребительских цен в 2000 – 2003 гг. составлял от 3,7 до 4,3 п.п., или около трети ежегодного уровня инфляции. Параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий не должны приводить к существенному росту издержек потребителей и должны обеспечивать выполнение намеченных целевых макроэкономических параметров на прогнозируемый период – темпов и эффективности экономического роста и снижение инфляции.

            

            Расчеты показывают: чтобы обеспечить рассчитанный целевой уровень инфляции в 2004-2007 гг., вклад повышения цен на продукцию (услуги) естественных монополий в прирост потребительских цен на товары и услуги не должен превышать 2,5 – 3,5 п.п. за год. Целесообразно на прогнозируемый период установить параметры прироста потребительских цен от повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на уровне не более 30 – 35 % проектируемого уровня  инфляции.

            Многое зависит прежде всего от деятельности и создаваемых им экономических механизмов, мер стимулирования инвестиций, ограничения  оттока капитала, развития реального сектора экономики. Стратегическая программа должна содержать систему централизованных управляющих воздействий.

             При этом полезно использовать и некоторые доказавшие свою эффективность механизмы управления социально – экономическим развитием, применяющиеся в ходе реализации государственных программ    в различных странах.1

                        Прогнозы на 2006 год: эксперты топливных ассоциаций прогнозируют повышение цен на бензин 5-8 % . Темпы роста могут быть и существеннее. Все зависит от международных цен на нефть. Жилье в Москве будет дорожать не более чем на 1 – 1,5 % в месяц, убежден вице-президент Гильдии риэлторов России Константин Апрелев. В других регионах намечается замедление роста и стабилизация цен.

                 Российские машины будут дорожать на 5% за полгода, уверен начальник аналитического отдела компании «АСМ – Холдинг» - Виктор Пашков.

               Свинина и говядина наверняка подорожают на 10 – 15 %, цена на другие продукты тоже не будет стоять на месте. Картошка к весне   подорожает процентов на 30%, считают аналитики Института конъюнктуры аграрного рынка.

                Президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что все алкогольные напитки подорожают на 15 %. 2

                 В городе Новокузнецке новые тарифы на содержание и ремонт жилья уже выше прошлогодних в среднем на 15 %. Введенные решением городского Совета народных депутатов с 1 января 2006 года. 3

                 На «Евраз Групп С.А.» (бывшем Западно-Сибирском комбинате) считают, что в настоящее время экономика начинает «охлаждаться» и признаки улучшения конъюнктуры, а значит, и основания для  оптимизма могут появиться не раньше, чем в 2007 году. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1./12. с. 19-20/

2. /13/

3. /18. с. 1/

4. /19. с. 1/    

Заключение

            Цены в ушедшем году Петуха нас, честно говоря клевали не раз. Подорожало все: начиная от коммунальных услуг и заканчивая мясом и бензином. Из - за прожорливой инфляции деньги обесценились больше, чем на 11 %.

                 В январе прошлого года инфляция  составила 2,6 %. В нынешнем, году Огненной Собаки, как считают многие аналитики, общий рост цен не превысит 2 %. Но к концу 2006 года – составит все 11%. /13/

                 После новогодних торгов курс доллара упал сразу на один процент. А перед этим европейская валюта, которая все время росла, стала падать. На глазах озадаченных аналитиков драгоценные металлы обновляют максимумы двадцатилетней давности. А это признак явной нестабильности, недоверия к финансовым инструментам. /16. с. 3/

          Хотя директор Всероссийского центра уровня жизни, доктор экономических наук, профессор Вячеслав Бобков, считает, что сегодня хозяйственный комплекс во многом адаптировался к рыночным условиям. Начала действовать вертикаль власти. /18. с. 3/

                По сравнению с девяностыми годами, страна конечно стала жить лучше, но осталось много нерешенных проблем, которые цепляются за нами еще из планового ведения хозяйства, многие проблемы появились оттуда, откуда их не ждали.

              Вряд ли  правительству удастся в этом году уменьшить инфляцию по сравнению с прошлым годом. Глядя на новогодние прогнозы, инфляция будет больше, чем 11%.

              У государства есть два эффективных инструмента экономического управления: регулирование развития экономики на основе прямых воздействий, в том числе инвестиционной политики и управления государственной собственностью; создание объективной экономической системы управления, стимулирующей экономический рост и распределение созданного продукта. Это в первую очередь бюджетная, кредитная, налоговая, инвестиционная, и инновационная системы. Они требуют в современных условиях радикальной корректировки.    

 

             С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего. Народное хозяйство, полностью свободное от инфляции существует лишь только в воображении, но никак не на практике. Современная экономика инфляционна по своему внутреннему устройству, и в обозримом будущем много ждать не приходиться. Поэтому, когда правительство обещает гражданам покончить с инфляцией, искоренить ее, оно только верно указывает конечный стратегический ориентир, обозначающий линию горизонта, которая удаляется по мере приближения к ней.                      

         Отсюда следует, что противодействие инфляции не может выступать в виде политических и социально-экономических программ, рассчитанных на какой – то срок. Это бессрочная, повседневная обязанность государства, его постоянная функция.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      М.Н. Чепурин, А.В. Киселев. Курс экономической теории . Учебное пособие /Москва, 1996 г. 475 с.

2.      И.А. Спиридонов. Мировая экономика. Учебник. Москва. Инфра – М, 1997 г. – 280 с.

3.      А.С. Булатов Мировая экономика. Учебник.  ЮристЪ. Москва, 2000 г. – 710 с.

4.      В.В. Усов «Деньги, денежное обращение, инфляция». М: «Банки и Биржи», 1999 г.

5.      Б.А. Райсберг Курс экономики. М: Инфа-М 1999 г.

6.      В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. Экономическая теория. Учебник Москва, Инфа - М, 2003 г. – 714 с.

7.      А.С. Булатов. Экономика. Учебник. Москва, Бек, 1997 г. – 816 с.

8.      М.П. Березина. «О взаимосвязи платежной системы и инфляции в России» (текст) Финансы № 6, 1999 г.

9.      А.С. Улюкаев. «Оптимизмом Центробанка инфляцию не испугаешь», (текст), «Экономика и жизнь» № 17, 2005 г. с. 6

10. Сайт газеты «Экономика и жизнь», www.akdi.ru

11. А.С. Бачурин. «Стабилизация цен и курса рубля», (текст), «Экономист» № 12, 2000 г. с. 19-25.

12. В. Архангельский. «Об условиях экономического развития в 2004 – 2007 гг. (текст), «Экономист» №  7, 2004 г., с. 15-20

13. Сайт газеты «Комсомольская правда»,   www.kp.ru

14. Л. Овчарова. «Зарплаты? Только повышать». (текст), «АиФ», № 3, 2006 г.

15. Газета «Труд» от 18.01.2006 г. с. 3.

16. Сайт «Сибирского Медиа – Института»,  www.sibmedia.ru

17. Газета «Труд» от 17.01.2006 г. с. 3.

18. Газета «Кузнецкий рабочий» № 7,от 21.01.2006 г.

19. В.И. Хорошковский, Газета «Металлург Запсиба», № 5 от 17.01.2006 г.

 

 

Приложения

 

Рис. 1. Развитие инфляции                             Рис. 2 . Траектория движения

в модели AD-AS при                                                     экономики

монетарном импульсе

 

 

 

 

                           

 

Рис.3 Реакция экономики на шок предложения

 

 

Основные прогнозные показатели

Социально – экономического развития России в 2004-2008 гг.

 

2004

2005

2008

Прирост ВВП, в % к предыдущему году

3,8 – 5,2

4,8 – 5,9

5,0 – 6,5

Структура производства ВВП, %

 

 

 

Производство товаров

35, 4

35,1

34,4

Производство услуг

53,8

54,1

54,8

Расходы федерального бюджета, в % к ВВП

14,3

13,5

13

Расходы консолидированного бюджета, в % к ВВП

24,8

23.2

 

Инфляция

8-10

6.5-8,5

5-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Инфляция в России