Инфляция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:32, реферат

Описание работы

Инфляция — это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

Содержание

Введение
1. Инфляция как экономическая категория
1.1. Сущность и причины возникновения инфляции
1.2. Виды инфляции
1.3. Показатели измерения инфляции
1.4. Социально-экономические последствия инфляции и методы ее регулирования
2. Инфляция в России
2.1. Сравнительный анализ инфляционных процессов в России на современном этапе
2.2. Уровень инфляции в России (второе полугодие 2007г.)
2.3. Показатели инфляции в Пермском крае.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Инфляция в россии.doc

— 356.00 Кб (Скачать)
  1. Отсутствие свободного рынка и совершенной конкуренции
    Современный рынок – рынок олигополический. Олигополиты заинтересованы в увеличении цен, сокращении производства и создании дефицита. Монополии способны сильно влиять на денежную политику государства и уровень инфляции. У них нет конкурентов, они способны диктовать свои цены. Поэтому государственный контроль над монополиями– необходим.
  2. Импортируемая инфляция.

     Рубль – валюта довольно не стабильная и  наши сограждане держат свои сбережения в валюте других стран, чаще всего  в американских долларах, забывая (или  не зная), что курс доллара тоже меняется, в том числе и падает, а значит мы у себя дома держим американскую инфляцию.

     Еще две возможные  причины инфляции:

     Первая  – налоговая инфляция. Когда к росту цен ведут избыточные налоги  со стороны государства.

     Вторая – политическая. Инфляция как будто создана для должников. Берешь кредит и чем больше упадет национальная валюта, тем больше твоя прибыль. И тем хуже положение кредиторов. Зная это, должники могут с помощью лобби, скажем, надавить на правительство с целью увеличения инфляции. При большой сумме долга – на этом можно сделать состояние.

     В  теориях,  разрабатываемых  западными  экономистами,  выделяются   в  качестве альтернативных концепций инфляции спроса и инфляции издержек.  Эти концепции рассматривают различные причины инфляции.

     Инфляция  спроса - нарушение равновесия между  спросом и предложением со стороны  спроса.  Основными  причинами  здесь  могут  быть   увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса  на  средства производства   в  условиях  полной  занятости  и   почти   полной   загрузки производственных  мощностей,  а   также   рост   покупательной   способности трудящихся (рост заработной платы), в  результате,  например,  согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег  по  отношению к количеству товаров и цены начинают расти.

     Инфляция  издержек  -  рост   цен   вследствие   увеличения   издержек производства. Причинами увеличения издержек могут быть  олигополистическая политика ценообразования, экономическая и финансовая  политика  государства, рост цен на  сырье,  действия  профсоюзов,  требующих  повышения  заработной платы.

     На  практике нелегко отличить один тип  инфляции  от  другого,  все  они тесно связаны и постоянно взаимодействуют.  Например,  рост  зарплаты  может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек.

     Инфляция  может возникать в результате повышения совокупного спроса, которое  является следствием увеличения оплаты труда госслужащих, социальных выплат, субсидий и других государственных расходов, не покрываемых соответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Основными причинами здесь могут также быть увеличение государственных заказов (например, военных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате, например, согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. Нарушившееся рыночное равновесие между количеством денег и товаров восстанавливается путем повышения цен.

     Повышение цен и появление излишнего  количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия. В мировой экономической литературе выделяют три основные силы, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

  • государственная монополия на эмиссию бумажных денег, на внешнюю торговлю, на непроизводственные, прежде всего военные, и прочие расходы, связанные с функциями современного государства.
  • профсоюзная монополия, задающая размер и продолжительность того или иного уровня заработной платы.
  • монополизм крупнейших фирм на определение цен собственных издержек.

     Все эти три причины взаимосвязаны  и каждая по-своему может вести  к росту или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.

     1.2. Виды инфляции.

     Существуют  различные виды инфляции:

     1. По причинам возникновения инфляцию  подразделяют на инфляцию  издержек  и инфляцию спроса:

  • Инфляция издержек означает рост цен вследствие увеличения издержек производства. Источником роста издержек является государство, профсоюзы и фирмы. Например, в условиях роста цен профсоюзы требуют повышение заработной платы, которая составляет существенную долю издержек. Рост заработной платы влечет за собой рост цен, а рост цен — повышение зарплаты и т.д. Появляется спираль «цены - зарплата».
  • Инфляция спроса предусматривает нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса. Основными причинами здесь могут быть расширение государственных заказов (военных и социальных), увеличение спроса на средства производства в условиях полной и почти 100% загрузки производственных мощностей, а также рост покупательной способности трудящихся (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов. Вследствие этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В такой ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут отреагировать на увеличившийся спрос ростом предложения товаров, и это выражается в росте общего уровня цен.

     2. С точки зрения темпов инфляции  выделяются три основных ее  типа: ползучая, галопирующая, гиперинфляция.

  • Ползучая инфляция характеризуется небольшими (5-10 процентов в год) темпами обесценения денег при ее застойности и постоянном воспроизведении. Экономическая теория, в частности, современное кейнсианство, рассматривает такую инфляцию как благо для экономического развития, а государство — как субъект проведения эффективной экономической политики. Такая инфляция позволяет корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.
  • Для галопирующей инфляции характерен рост цен от 10 до 100 процентов в год. Она отражает нестабильность экономической обстановки, хотя большинство сделок и контрактов учитывает такой темп роста цен.
  • Гиперинфляция представляет собой астрономический рост количества денег в обращении и уровня товарных цен (свыше 100 процентов в год). В таких условиях наносится огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушается натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег.

           3. В зависимости  от роста цен по разным товарным  группам можно выделить два вида инфляции: сбалансированную инфляцию и несбалансированную инфляцию.

  • При сбалансированной инфляции рост цен умеренный и одновременный на большинство товаров и услуг. В этом случае, соответственно ежегодному росту цен возрастает ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами.
  • Несбалансированная инфляция представляет собой различные темпы роста цен на различные товары.

     4. Следует также отличать ожидаемую  инфляцию от неожидаемой.  

  • Ожидаемую инфляцию можно прогнозировать на какой-либо период, либо она планируется правительством страны.
  • Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении и системе налогообложения.

     5. В зависимости от того, какие  формы принимает неравновесие спроса и предложения, различают открытый и подавленный типы инфляции.

  • Открытая инфляция характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги. Наблюдая рост цен, потребители стараются предугадать, насколько подорожают товары, и наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, а это, в свою очередь, сокращает объем кредитных ресурсов, что препятствует росту капиталовложений, производства и предложения.
  • Подавленная инфляция, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами (и, возможно, заработной платой), и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. Подавленная инфляция возникает вследствие поддержания государством товарных цен ниже цен равновесия спроса и предложения, при котором деньги перестают быть всеобщим покупательным средством и мерой распределения товаров и услуг. Этот вид инфляции очень опасен, т. к. ведет к разрушению рыночного механизма.
  1. Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.

     Таким образом, в зависимости от разных факторов выделяют различные виды инфляции. В экономике чаще всего происходит взаимодействие и переплетение этих видов, и она развивается как полномасштабная инфляция.

     1.3 Показатели измерения инфляции.

     Один  из наиболее наглядных  показателей  наличия  или  отсутствия  инфляции,  ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны  дать количественную оценку инфляционных процессов.

     Индексы - это относительные  показатели,  характеризующие  соотношение цен  во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду. Обычно цены базисного периода принимаются равными 100,% а цены отчетного периода перерасчитываются по отношению к базисному.

     Существует  три способа измерения инфляционных процессов2:

    1. Измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах.
    2. Определение силы инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия). Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит наблюдалась дефляция (падение цен).
    3. Вычисление "по правилу величины 70". Правило помогает быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен: надо только разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен в процентах.

     Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса потребительских  цен. Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет соотношение между покупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг («рыночная корзина») для данного периода с совокупной ценой идентичной и сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

     

     Индекс  потребительских цен является наиболее широко распространенным официальным показателем инфляции.

     Темп  инфляции - изменение общего уровня цен, выраженное в процентах.

     

     Так  называемое  «правило  величины  70»  дает  нам   другую   возможность     количественно   измерить   инфляцию.  Точнее  говоря,  оно  позволяет  быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

     Приблизительное кол-во лет

     

     Следует отметить, что «правило величины 70» обычно применяется тогда, когда, например, надо установить, сколько потребуется времени, чтобы реальный ВНП или Ваши личные сбережения удвоились.

     Например:

     70/ 25% =2.8 - лет, если темп инфляции  сохранится. Где 25% - годовая инфляция.

     Темп  инфляции для данного  года  можно  вычислить  следующим  образом: вычесть  индекс цен прошедшего  года из  индекса  этого  года, разделить  эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100.  Например,  если в 2000 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в  2001г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для  2001  г.  вычисляется  следующим образом:

           темп инфляции =(118,З - 113,6) /118,3 * 100 = 4,1%.

     Существует  несколько индексов цен.

  • индекс потребительских цен - первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города);
  • индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
  • индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
  • индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).

           Стабильный и умеренный  рост денежной массы, при соответствующем  росте объема производства, обеспечивает постоянство уровня цен. Лишь в этом случае рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым  эффективным и выгодным образом.

Информация о работе Инфляция в России