Инфляция в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г. (за исключением периода 1843-1853 гг.); США - в период войны за независимость 1775-1783 гг. и гражданской войны 1861-1865 гг. Англии - во время войны с Наполеоном в начале XIX в. Франции - в период Французской революции 1789-1791 гг.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Инфляция как экономическое явление: 5
1.1. Сущность инфляции. 5
1.2. Виды и типы инфляции. 6
1.3. Причины инфляции. 8
1.4. Социально-экономические последствия инфляции. 10
1.5. Измерение и прогнозирование инфляции. 12
Глава 2. Инфляция в республике Беларусь: причины, социально-экономические последствия и пути преодоления: 14
2.1. Инфляция: причины и последствия. 14
2.2. Особенности инфляционных явлений в экономике
Республики Беларусь: 15
2.2.1. Инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь в
период 1991 – 2001гг. 15
2.2.2. Инфляционные процессы в Республике Беларусь 2002-2009 гг. 22
2.2.3.Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь. 25
Заключение. 29
Список используемой литературы. 31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 65.25 Кб (Скачать)

 

  • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
  • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
  • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

 

  • Законодательно запретить использования кредитно-денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;
  • Проводить политику «дорогих денег» путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;
  • Либерализировать денежно-кредитный и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;
  • Применять процедуры санации и банкротств предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;
  • Разработать систему мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству. Несмотря на принятие декрета Президента о сохранности вкладов)

 

Таким образом, в период 2002-2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в  свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. при падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации.

 

2.2.3.Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь

Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась  высоким уровнем монополизации  и скрытой безработицы, что создало  предпосылки для развертывания  в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. С середины 1993 г. инфляция спроса уступила в Беларуси место инфляции издержек, основными  факторами которой явился значительный рост издержек, обусловленный повышением цен на сырье, труд и др.

С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий  государство проводит на разных стадиях  инфляционного процесса антиинфляционную политику. В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен  на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста  потребительских цен, обеспечение  выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные  выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать  антиинфляционной, так как она  касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

Во всем мире на практике разработан и апробирован комплекс мер антиинфляционного регулирования  как на долгосрочную перспективу (антиинфляционная стратегия), так и на короткий отрезок  времени (антиинфляционная тактика). Для  успешной реализации долгосрочной стратегии  необходимо правительство, пользующееся доверием большинства граждан и  твердо придерживающееся курса на подавление инфляции. Большое значение для обуздания  инфляции имеет правильная долгосрочная денежная политика, направленная на введение жестких ограничений роста денежной массы, независимо от состояния бюджета, уровня безработицы и т.д. Как правило, при решении этой задачи используется арсенал инструментов, находящихся в распоряжении Центрального банка: изменение ставки межбанковского кредита и нормы обязательных резервов, проведение операций на рынке ценных бумаг с государственными долговыми обязательствами. Повышая ставку процента и норму обязательных резервов, Центральный банк задает всем звеньям банковской системы неинфляционную линию поведения, а осуществляя операции на открытом рынке, он непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Долгосрочное антиинфляционное регулирование, опираясь на рациональную денежную политику Центрального банка, должно подкрепляться мерами по решению  стратегической задачи -- уменьшения дефицита бюджета на основе сокращения его  расходной и увеличения доходной части. Понятно, что эти механизмы  рассчитаны на долгосрочную перспективу  и должны дополняться методами краткосрочной  антиинфляционной тактики. Максимальный эффект будет получен, если, во-первых, увеличить объем предложения  без увеличения совокупного спроса и, во-вторых, снизить текущий спрос  без уменьшения предложения.

Для наращивания объема предложения  применяется такой метод, как  льготное налогообложение предприятий, повышающих уровень товарности национальной экономики, особенно в тех ее секторах, где формируются рыночные отношения, например информационное производство, охваченное товарными отношениями  только на 30%. Средствами антиинфляционной тактики могут быть импорт потребительских  товаров и реализация части государственных  резервов, разумно организованная приватизация государственной собственности.

Цель краткосрочного регулирования  текущего спроса состоит в увеличении объема сбережений и уменьшении уровня их ликвидности. Это можно осуществить, например, путем повышения процентов  по срочным вкладам, временного замораживания  вкладов до востребования, широкого распространения акционерной формы  собственности. В любом случае меры краткосрочного регулирования, предпринимаемые  правительством, должны сочетаться с  долгосрочной антиинфляционной стратегией, направленной на установление равновесия денежного и товарного рынков.

Какие же существенные изменения  произошли в Беларуси за 2009 год

Так в среднем за 2009 год  ставка по новым срочным депозитам  населения составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте. Несмотря на непростую ситуацию на международных рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности - процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном - перенося сроки акционирования на более поздний период. В Беларуси в 2009 г. форму собственности сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной  антимонопольной политики, будет  организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и  Минским горисполкомом. Если сделать  глобальный вывод, то получается, что  у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой  только зарождается система рыночных отношений. Белорусская экономика - свежая глина, из которой, если захотеть можно вылепить всё что угодно, чем мы и занимаемся. Единственно  чего нам не хватает - это опытной, умной, экономически и политически  эрудированной команды гончаров. И пусть мне простят эту  творческую вольность.

 

Заключение

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных  преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним  термином. Инфляционные процессы не могут  рассматриваться как прямой результат  только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или  дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов  в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом  и предложением, производством предметов  потребления и средств производства, накоплением и потреблением и  т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а  весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов населения; обесценение сбережений населения; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями, в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения  и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает  тенденция замедления темпов инфляции.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

Республика Беларусь, столкнувшись вместе с другими постсоветскими странами с гиперинфляцией, пыталась обуздать данное негативное явление  различными методами. И только в 2002 году мы видим нормализацию данного  показателя. Не следует забывать, что  под нормализацией здесь понимается ИПЦ не более 10%. Это все равно  много по меркам развитых экономик. К тому же можно наблюдать до сих  пор проблемы с антиинфляционной политикой и на современном этапе. Ведь в ходе кризиса инфляция должна падать и очень сильно, вплоть до дефляции. Однако в результате девальвации  и высокого импортного потребления  инфляция в РБ оказалась на уровне 2008 г.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи. 2005.
  2. Инфляция шествует с опережением графика // Белорусский рынок. - 2002. - №15. - С. 22.
  3. Бюджет на будущий год верстается с дырами // Белорусский рынок. - 2001. - №45. - С. 2,10.
  4. Бюджет: доходы не собираем, но расходы планируем // Белорусский рынок. - 2002 - №1. - С. 1-9.
  5. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. М.: Финансы, 1980
  6. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1999. Гл. 7, 8.
  7. Горшков А.В. Инфляция, сущность, виды и последствия // Учебное пособие, 2006. - 378 с.
  8. Макроэкономика. Учеб. пособие. / Под ред. Т.В. Юрьевой. - М.: МЭСИ, 2003. - 267 с.
  9. Самуальсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.
  10. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 2007. Гл. 15, 22.
  11. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: изд-во МГТУ. 2005
  12. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело, 2002. - 472 с.
  13. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.
  14. Гаврилов В. Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.
  15. Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.
  16. Грузицкий Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.
  17. Зеленкевич М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43.
  18. Ковалев М. Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.

Информация о работе Инфляция в РБ