Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является понимание сущности и особенностей инфляционного процесса в переходной экономике и пути ее преодоления.
Задачи данной работы: изучить теоретические особенности инфляции, причины, ее вызывающие, последствия, виды, а также раскрыть особенности и причины инфляции в России.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Инфляция в переходной экономике: причины и показатели…………6
Сущность и причины инфляции……………………………………6
1.2. Последствия инфляции………………………………………………13
Глава 2. Виды инфляции в переходной экономике…………………………….16
2.2. Методы борьбы с инфляцией………………………………………...20
Глава 3. Природа инфляции в российской переходной экономике…………...27
3.1. Особенности инфляции в России…………………………………….27
3.2. Антиинфляционная политика в Российской Федерации………… 31
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список использованной литературы…………………………………………… 36
Финансирование правительственных расходов посредством денежной эмиссии является альтернативой прямому налогообложению. Величина дохода, который правительство может получить от дополнительной эмиссии денег, зависит от того, насколько расширилась реальная денежная база (М) и какой процент она составляет от ВНП.
Доход, получаемый от печатанья денег, называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья денег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога - инфляционного. Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно, по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.
Чистый доход государства от инфляционного налога равен разнице между ценностью дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего не стоит.
Сеньораж - явление монетарной инфляции, а она связана с эмиссией денег, направленной на перераспределение доходов в пользу бюджета посредством взимания инфляционного налога.
Инфляционный
доход государства можно
Наряду с различными видами перераспределения доходов непременным спутником инфляции является быстрое социальное расслоение населения, глубокое имущественное неравенство.
Практика показывает, что в инфляционной гонке цен и доходов (заработной платы) всегда побеждают цены. И чем больше доходы отстают от цен, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению у разных слоев населения. Под воздействием инфляции не только снижаются реальные доходы, но и обесцениваются сбережения населения.
По мере нарастания подавленной инфляции происходит эрозия стимулов к труду. Если проанализировать все последствия инфляции, то можно сказать, что она обесценивает не только деньги, но и всю систему рыночного хозяйства.
Будучи многоаспектным явлением, инфляция имеет множество видов (форм, типов) своего проявления. Границы между различными видами инфляции достаточно условны и подвижны.
По характеру инфляционного процесса авторы различают открытую (ценовую) или скрытую (подавленную) инфляцию. Основанием для этого послужило сравнение опыта стран с переходной экономикой, в частности России и стран с рыночной экономикой. Открытая выражается в непосредственно наблюдаемом, систематическом повышении уровня цен, тогда как скрытая инфляция проявляется в растущем товарном дефиците, появлении “черного” рынка с непомерно высокими ценами при формальной стабильности цен, обеспечиваемой централизованно (замораживание цен, заработной платы). Возможна также комбинация этих двух типов инфляции.
Подобная классификация встречается и у В. Гальперина, и у В. Камаева, и у Л. Абалкина. Л. Гайгер склонен даже разделять подавленную и скрытую инфляцию. У него скрытая инфляция – это инфляция в странах с административно-командной экономикой, но официально зарегистрированная.
По месту распространения: локальная – рост цен происходит в границах одной страны, мировая – охватывает группу стран или всю глобальную экономику.
По темпам повышения цен бывают:
Нормальная инфляция – темпы растут медленно, примерно 3-5% в год; масштаб инфляции поддается контролю.
Умеренная инфляция (ползучая) – темпы достигают 10% в год; такая инфляция признается в целом безвредной и соответствующей нормальному экономическому развитию; масштабы ее приводят к непредвиденным нарушениям в распределении национального дохода между различными социальными группами.
Галопирующая инфляция – характеризуется ростом цен от 20 до 200% в год; в этих условиях невозможно контролировать не только рост цен, но и экономическое развитие в целом.
Гиперинфляция – начинается при повышении цен более чем на 50% в месяц на протяжении длительного срока (полгода или более); за год цены повышаются не менее, чем в 130 раз; деньги вытесняются из оборота и уступают место бартеру; расходование заработной платы и рост цен принимают катастрофический характер, что сказывается на благосостоянии всех слоев населения даже обеспеченных. Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги начинают утрачивать свои функции.
Большинство ученых выделяют только умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. В. Усов в своей работе “Деньги. Денежное обращение. Инфляция.” выделил такой вид, как нормальная инфляция. Основанием для этого, очевидно, послужило то, что в ряде стран с высокоразвитой рыночной экономикой, например, страны ЕС инфляция играет роль своеобразного рычага, балансирующего спрос и предложение и исправляющего ценовые диспропорции. Для этого ее уровень не должен превышать 5% в год.
По источникам возникновения выделяют инфляцию спроса (существует избыточный спрос, под давлением которого повышаются цены) и инфляцию издержек (вызывается увеличением издержек на единицу продукции, прежде всего увеличением номинальной заработной платы и цен на сырье и энергию).
Вышеприведенная классификация может быть дополнена иным критерием: соотносительностью роста цен по различным товарным группам. Данная типология приведена у В. Усова, В. Камаева. В этой связи выделяют следующие виды инфляции (по степени сбалансированности роста цен):
Сбалансированная инфляция – цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. Центральный банк подсчитывает результаты среднегодового роста цен и поднимает процентную ставку. Таким образом ситуация выравнивается и балансируется как ситуация со стабильными ценами. Товаропроизводители периодически повышают цены. Потери несут только производители сложной продукции, которые стоят в конце технологической цепочки.
Несбалансированная инфляция означает, что цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. Это касается как отраслевых, так и территориальных диспропорций. Рост цен на сырье превышает рост цен на конечную продукцию, а цена комплектующего может оказаться выше цены конечного изделия. Это вид инфляции очень опасен для производителей. В подобных условиях невозможно составить прогноз роста цен. Товарные группы – лидеры роста цен сегодня могут не являться таковыми завтра. Производители не могут рационально выбрать сферу приложения капитала, сравнить прибыльность инвестиционных проектов. В таких условиях промышленность не имеет возможности развиваться.
В соответствии с критерием ожидаемости можно также выделить два вида инфляции: ожидаемую и неожиданную. Данная классификация представлена у всех изученных авторов.
Ожидаемая инфляция – та, которая прогнозируется на какой-либо период времени, она предсказуема с достаточной степенью надежности. Такая инфляция нередко является последствием действий правительства. Фактор ожидаемости позволяет, имея прогноз роста цен, адаптироваться к нему. Даже в случае гиперинфляции прогнозируемый рост цен может нанести экономическим субъектам ущерб менее значительный, чем неожиданный скачок цен пусть даже на небольшое количество процентов.
Неожиданная инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что отрицательно отражается на налоговой системе и системе денежного обращения. Возможный вариант развития этого вида инфляции основывается на инфляционных ожиданиях населения. При наличии их у покупателей возникает резкое увеличение спроса, что деформирует экономику, искажает картину совокупного спроса, так как предсказать подобный скачок крайне затруднительно. При отсутствии же у населения инфляционных ожиданий возникает “эффект Пигу” - резкое сокращение спроса, так как люди надеются на скорое снижение цен. Производитель товаров вынужден снижать цену, в результате ситуация возвращается в состояние равновесия. Такая ситуация пагубно сказывается на большом бизнесе: психологическая стабильность бизнесменов сменяется депрессивным ожиданием, сто сковывает их инновационный потенциал.
К вышеприведенной классификации можно добавить еще несколько видов инфляции.
Структурная инфляция – это по существу перемещение спроса. На товары, пользующиеся повышенным спросом, цены растут. В то же время на товары, спрос на которые невелик, цены либо не снижаются, либо снижаются несущественно (из-за неэластичности предложения по отношению к спросу, слабой мобильности факторов производства и др.). Это может произойти в таких отраслях, как металлургия, химическая промышленность, лесозаготовки. Вследствие этого происходит рост средних цен, сокращение или полное прекращение выпуска дешевых товаров, снижение качества товаров при стабильных ценах на них.
Данный вид инфляции выделен Л. Гайгером, и его точка зрения представляется обоснованной. Ассортимент товаров постоянно растет, они модифицируются, усовершенствуются, поэтому спрос действительно может переключиться на более современные и престижные товары.
Л. Гайгер также склонен выделять в рамках инфляции издержек несколько ее подвидов в зависимости от источника растущих издержек. По этому критерию он выделяет:
Инфляция роста зарплаты – удельный вес заработной платы в цене товара сравнительно невелик (25-30%), но даже в таком случае рост рыночной заработной платы может инициировать инфляцию.
Инфляция прибылей - промышленные предприятия и другие субъекты экономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, не компенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции особенно опасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров.
Инфляция налогов – ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Это снижает возможности инвестиций, что сокращает производство и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой для инфляции.
“Товарная” инфляция – это ситуация, когда резко дорожают сырье и материалы.
Тот факт, что деятельность естественных монополий, особенно в России, в значительной степени регулируется государством, позволил В. Андрианову выделить такой тип инфляции, как административная.
Административная
инфляция – воля государственных
органов, союзов и объединений. Согласно
этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные
перевозки, плата за почтовые услуги, услуги
связи, коммунальные услуги. Эта инфляция
стимулирует инфляцию издержек.
2.2. Методы борьбы с инфляцией.
Можно выделить несколько теоретических подходов.
Сторонники
кейнсианского направления
Монетаристская теория признает действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба только с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль.
Сторонники теории “экономики предложения” признают только один антиинфляционный путь – стимулирование развития производства и предложения товаров.
Сторонники теории “структурной инфляции” в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структуру экономики.
Не смотря на многообразие факторов, вызывающих инфляцию, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. Опыт развитых стран позволяет выделить 3-4 варианта. Все методы антиинфляционной политики укладываются в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, - сферу денежного обращения.
Информация о работе Инфляция в переходной экономике и пути ее преодоления