Инфляция: сущность, виды, причины и социально- экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;
- ознакомиться с взглядами на инфляцию разных экономических школ;
- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению;

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

1) Индекс стоимости  жизни  

      В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни – индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимости жизни, его прожиточный  минимум. Для его расчета применяется следующая процедура.

      Определяется  потребительская корзина: набор  наиболее

употребляемых, типичных товаров и услуг. Потребительская  корзина тем достовернее отражает динамику инфляции, чем больше в  ней представлено благ. Например, в  США рыночная корзина охватывает 300 потребительских товаров и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию «корзина» в нашей стране в 1992-1995 гг. содержала несравненно меньшее количество благ: 70 основных продовольственных продуктов, только 20 непродовольственных товаров и набор некоторых платных услуг.  

      Устанавливается базовый период – стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последующий период.

Определяется  совокупная цена рыночной корзины (суммарная  цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.

Подсчитывается  совокупная цена такой же корзины  для данного (текущего) периода.  

      Подсчитывается  индекс цен – показатель, отражающий относительное изменение общего (среднего) уровня цен (выражается в  процентах) по формуле: 

Индекс цен  =    Цена рыночной корзины в данном году  • 100 %

                           Цена рыночной корзины в базовом  году  

Индекс  цен может иметь три численных  значения: 

Индекс цен  равен 100 %. Значит, цены являются неизменными.

Индекс цен  выше 100%. Следовательно, цены повысились в текущем году по сравнению с  базовым, т.е. произошло инфляционное обесценение денег.

Третий вариант: индекс цен ниже 100%. Это означает, что произошла дефляция (от лат. deflatio – выдувание, сдувание), т.е. имело место падение уровня цен.  

      Индекс  стоимости жизни используется при  определении минимальной заработной платы, от него, в свою очередь, зависит  уровень заработной платы.  

2) Индекс оптовых  цен

 

      При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке. Два названных индекса тесно взаимосвязаны, так как рост промышленных товаров и услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.  

3) Дефлятор ВНП (индекс  цен на конечные  товары и услуги)

      Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. Следовательно, дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен.  
 

  Дефлятор  ВНП  =  Номинальный ВНП  • 100 %

                                   Реальный ВНП  

      При расчете дефлятора ВНП номинальный  ВНП означает расходы в нынешнем году по текущим ценам, реальный ВНП  – расходы в нынешнем году по ценам базового года.[5. с.754]  

1.2 Инфляция  как многократный процесс 

      Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. 

      Считается, что она появилась, чуть ли не с  возникновением денег, с функционированием  которых неразрывно связанна. Термин инфляция (от лат. Inflatio) впервые был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865г.  Что такое инфляция?  Инфляция – это повышение уровня цен. Наиболее общее определение инфляции – это обесценивание бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска. Однако это трактовку нельзя считать полной. В то же время все цены повышаются при инфляции. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Действительно, одним из главных больных мест инфляции является то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подсказываю, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Инфляция сложное социально-экономическое явления,   порождаемое  диспропорциями воспроизводство в различных сферах рыночного хозяйства. Она представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах.  

      Инфляция  проявляется в обесценивании  денег по отношению к товарам  и иностранным валютам, сохраняющим стабильность.  

      Некоторые     прибавляют к этому еще и золото. Но это в том случае, когда золото    считалось  всеобщим эквивалентом, и любые деньги обеспечивались золотом, что сейчас уже не происходит. Когда  повышается спрос над предложением на каком-то отдельном товарном рынке, цены начинают расти, но это еще нельзя назвать инфляцией. Инфляция – это повышение общего уровня цен по всей стране: Л.Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы некоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически не возможно. Подстегивать рост цен могут и конкретные  экономические обстоятельства. Обзор инфляционных процессов можно показать на примере США с 1920 года. Стабильность цен в 20-е годы и дефляция 30-х уступили место острой инфляции, которая наступила сразу после второй мировой воины. Период с 1951 по 1965г. Характеризуется довольно стабильным уровнем цен, а с 1965. явно наступил «век инфляции».   

          В 1979 и 1980 годы уровень цен  ежегодно повышался на 12-13%. Однако к середине 80-х уровень цен понизился и стал ниже 4%.но инфляция не исключительно американское явление. Почти все промышленные страны кроме Западной Германии   и Японии, пережили более высокие темпы инфляции. В экономической науке инфляционные процессы давно исследовались и анализировались. Но многообразие их причин и форм протекания обуславливает стабильный интерес к этому вопросу.  

          Современное определение инфляции  будет звучать так:  инфляция  – это разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое, как правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным предложением и повышением цен. Не всякий рост цен, исходя из определения, будет признаком инфляции. Пример: повышение различных цен в результате прекращения субсидирования из госбюджета производства каких-либо товаров с передачей высвободившихся средств потребителям – не будет инфляционным. К инфляции, в принятой статистической практике, также не относят сезонные колебания цен на товары; кратковременное повышение цен, вызванное форс-мажорными обстоятельствами. Рассмотрим следующие вопросы: причины, типы, виды и механизмы инфляции. Прежде чем характеризовать виды инфляции, нужно отметить, что в реальности   эти виды в чистой форме не встречаются. Инфляционные процессы  представляют собой некоторою комбинацию, но для понимания таких процессов надо рассматривать по отдельности их составляющие как отдельные виды.[4. с.235] 

1.3. Основные  виды инфляции 

      Для классификации инфляции необходимо выделить категории классификации. В данной работе дается  классификация инфляции пот некоторым параметрам: с позиции  темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен, с позиции предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы. 

       

      С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на: 

● Ползучая (умеренная) инфляция 

● Ползучая инфляция 

● Гиперинфляция 

      Ползучая  (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного  влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции). 

      Риски при осуществлении инвестиций почти  не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5% в год. 

      Галопирующая инфляция (темп роста цен – до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику:  сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается.  Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой. Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии,  в 90-у годы в бывших социалистических странах. Ниже приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ (см. приложение). 

      Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении – более 10000%) такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом.   Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становятся катастрофическим, разрушается благосостояние  даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция.  

        Гиперинфляция. Помимо негативных  экономических последствий, опасна  еще тем, что, как правило,  остановить ее можно только  неэкономическими мерами: жестоким  контролем цен, принудительным  изъятием продовольствия у производителей и т.п. 

          К примеру, в Аргентине на  апрель 1990г. Зафиксирован рост  цен  в 200 раз (темп роста  инфляции – 2000%). Спасло аргентинцев  лишь то, что у них преобладает  натуральное с/х и без рыночных отношений можно прожить некоторое время, в Никарагуа, за период гражданской войны, среднегодовой прирост цен достигал 33000%.

         Наиболее ошеломляющими в истории  является пример гиперинфляции  в Венгрии в 1946г., когда довоенный  форинт (денежная единица Венгрии)  стоил 829 октильонов новых форинтов (единица с 22 нулями). 

         Россия по уровню инфляции  также занимает далеко не последнее  место. Ниже приведены показатели  уровня инфляции за период 1991-1995гг. 
 

 
Инфляция (на конец года в % - х.)
1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г.
144 252 40 24 31
 

          Вести успешный бизнес в условиях  гиперинфляции практически не  возможно. Речь может идти только  о стратегии выживания. Рецепт  выживания таков: автономность  и самодостаточность, упрощение  производства, сокращение внешних  связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования. Все чаще промышленным предприятиям  приходится заводить свои теплицы, свинофермы и даже мини-электростанции, усиливать акцент на бартерных и клиринговых операциях. 

         С точки зрения критерия соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:  

         ●  сбалансированная инфляция; 

         ●  несбалансированная инфляция.  

        При сбалансированной инфляции  цены различных товаров неизменны  относительно друг друга, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях. 

        Сбалансированная инфляция не  страшна для бизнеса. Необходимо  лишь периодически  повышать цены  товаров: подорожало сырье – соответственно увеличивается цена конечной продукции. В основном, риск потери доходности присущ предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен, это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях.  

        Несбалансированность инфляции  – составляет большую проблему  для экономики. Но еще сложнее,  когда нет прогноза на будущее,  нет уверенности хотя бы в  том, что товарные группы-лидеры  роста цен останутся лидерами  в дальнейшем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.[2. с.274] 

Информация о работе Инфляция: сущность, виды, причины и социально- экономические последствия