Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:22, курсовая работа
Понятие «инфляция», возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана.
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем движения современной экономики. В большей или меньшей мере она проявляется почти во всех странах. В 50-60 годы она протекала умеренными темпами, а в 70-е стала выходить из-под контроля, дезорганизуя нормальный ход воспроизводства и превратилась во врага общества номер один.
Введение
1. Инфляция
1.1 Сущность инфляции и причины ее возникновения
1.2 Источники инфляции
1.3 Измерение инфляции
1.4 Типы и виды инфляции
2. Социально-экономические последствия инфляции
3. Антиинфляционная политика государства и важнейшие современные концепции инфляции
4. Особенности инфляции в России и пути ее преодоления
5. Перераспределение доходов
Заключение
Список используемых источников
Монетарные программы осуществляются в три этапа (рисунок 2.).
На I и II этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на III – рычаги, стимулирующие рост товарной массы.
I этап
II этап
III этап
Рисунок 2. Монетарная антиинфляционная политика
Несмотря на жесткость и сильный радикализм (сначала углубляется спад, усиливается безработица, общество угнетает социальная нестабильность, ухудшается криминальная обстановка, происходит стагнация инвестиционного климата), эффект от монетаристских рецептов, использованных в США, Великобритании и других стран, привел к длительному и эффективному подъему.
Экономические взгляды монетаристов легли в основу стандартного набора рекомендаций Международного валютного фонда (МВФ) развивающимся и постсоциалистическим странам для стабилизации их экономики (так называемые меры ортодоксальной стабилизации). Практика показала, что без задействования немонетаристских инструментов экономического регулирования (таких как фиксация валютного курса, деиндексация контрактов, административные ограничения отдельных видов цен, политика доходов), результаты монетаристской политики оказываются низкими: резкий экономический спад, высокая безработица, падение уровня жизни населения.
Все это сопровождалось ростом критических взглядов на ортодоксальные монетаристские концепции среди ряда ученых и практиков и побудило их к поискам иной, альтернативной монетаризму экономической концепции, отвечающей в первую очередь реалиями стран с переходной экономикой. Такой концепцией стал структурализм, крупнейшими центрами развития которого стали США, Израиль и латиноамериканские страны. Необходимо отметить, что в 1997 году негативно оценил монетаристские концепции макроэкономического регулирования для развивающихся и переходных стран МФВ; официальная позиция которого теперь состоит в необходимости мощного государственного вмешательства в переходных экономиках.
Структурализм. Ключевой элемент этой концепции – утверждение о наличии «инерционной инфляции», не связанной с расширением денежной массы. Такая инерция вызывается явлениями долгосрочной адаптации экономики к высокому уровню инфляции, в частности возникновением у экономических субъектов высоких инфляционных ожиданий. Ими приводятся в действие различные адаптационные механизмы, что само вызывает усиление инфляции, возникает ситуация порочного круга, который, как показали практики латиноамериканских стран, практически невозможно разорить традиционными методами, не вызывая тяжелых побочных последствий, таких, как резкий спад производства.
В рамках данной концепции произошла определенная интеграция собственно структуралистских идей с концепциями поздних кейнсианцев. В первую очередь это касается концепции инфляции издержек, то есть роста цен, вызванного не расширением денежной массы, а в значительной степени автономным от нее ростом издержек. Кроме того, была обнаружена возможность инфляционного воздействия внешнего ранка на «открытые» экономики развивающихся стран («импорт инфляции»).
Это привело структуралистов к мысли о принципиальной неэффективности монетаристских «стабилизированных» мер и о необходимости прямого административного ограничения инфляции. Ими был сформирован соответствующий инструментарий (например, «гетеродоксный шок» - одновременное замораживание основных цен и доходов с целью сбить уровень инфляционных ожиданий, меры по борьбе с инфляцией издержек). Кроме того, по мнению структуралистов, требования по ограничению бюджетного дефицита, кредитной эмиссии являются чрезмерно строгими и могут быть существенно смягчены. Практика применения структуралистских антиинфляционных мер а Аргентине и Бразилии доказала возможность проведения экономической стабилизации в стране без значительного спада производства при удержании уровня инфляции в приемлемых рамках.
Однако в случаях, когда происходит резкое ослабление контроля за приростом денежной массы, инфляция становится галопирующей.
Итак, рыночная система хозяйства не является идеальной, рассмотрение «болезни» рыночной экономики сдерживают развитие человеческого общества и не способствуют быстрому экономическому росту.
4. Особенности инфляции в России и пути ее преодоления
Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов тем, что он вызван переходом от плановой экономики к рыночной, от государственных цен к свободным, или либерализации цен. Результатом либерализации цен явилась высокая инфляция, что стало негативной составляющей всего процесса перехода России к новой рыночной экономике.
Не следует забывать, что инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях – как в сфере производства, так и в сфере обращения. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.
Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценивание валют, падение их покупательной способности. Обесценивание валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.
Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.
В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.
В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обостряло их.
Инфляция – не только внутренняя проблема России, но и международных отношений.
Можно выделить два принципиально различных подхода к решению данной проблемы в нашей стране.
Первый подход связан с последовательным проведением монетаристской программы финансовой стабилизации, рекомендуемой МВФ. Именно этот подход преобладает с начала 1992 года в государственной экономической политике России: его правомерность активно обосновывают и защищают многие отечественные экономисты.
Второй подход, так называемый немонетаристский, предусматривает необходимость возрождения отечественного производства, обеспечивающего макроэкономическую стабилизацию. Этот подход рекомендуется многими русскими экономистами, в частности, С.Глазьевым, С.Носовой и др.
5. Перераспределение доходов.
Представление о влиянии политических решений на жизнь общества коренным образом изменились в течении жизни последнего поколения. Сегодня считается, что одна из наиболее естественных функций государства состоит в перемещении доходов от богатых членов общества к бедным. Постепенно вырос сложный механизм выплаты пособий, оказания бесплатных услуг, и продажи товаров и услуг ниже их стоимости. Этот механизм более обширен, чем огромный механизм государственных финансов, например, в области контроля ренты. Его целью обычно считается перераспределение доходов и, в особенности доходов богатых. Эти доходы истощаются прогрессивным налогообложением и, кроме того, уменьшаются из-за государственного контроля за размером ренты и дивидендов и реквизиции ценностей.
Этот процесс начался в Англии, когда был принят бюджет Ллойд Джорджа на 1909 – 1910 год. Тогда был введен прогрессивный налог, и таким образом бала оставлена идея о том, что равенство при налогообложении подразумевает пропорциональность. Этот же министр финансов впервые ввел субсидии работающим и пособия по болезни. Надо сказать, что политика направленная на более равномерное распределение доходов через систему государственных финансов и других средств, которые теперь воспринимаются как нечто вполне естественное, возникла постепенно. Вначале она не замышлялась как нечто далеко идущее. Обстоятельства, прежде всего две мировые войны, рост социального напряжения, подкрепленный эмоциями, постепенно подвели общество к осознанию этической цели. В противоположность прежним, слишком западным идеалам, Запад быстро принимает принцип уравнивания доходов силами государства.
Инфляция приносит прибыль одним и убытки другим, поскольку людям не всегда удастся правильно ее предвидеть. Более того, не все обладают одинаковыми возможностями действовать соответствующим образом после того, как выясняются действительные размеры инфляции. На некоторых рынках продавцы устанавливают цены только на короткий срок и могут быстро поднимать их в ответ на увеличение спроса; к ним относятся, например цены, на сельскохозяйственные продукты и многие виды сырья, используемого в промышленном производстве. Другие цены могут реагировать на изменившиеся обстоятельства гораздо медленнее. Арендная и квартирная платы, например, обычно фиксируются контрактом и не могут быть изменены в течение долгого времени. И хотя у домовладельцев существуют возможности добиваться перезаключения договоров с повышением арендной платы, эти процедуры связаны для них с дополнительными издержками. Заработная плата рабочих и служащих, как правило, оговорена в долгосрочных соглашениях. На протяжении срока действия эти соглашения также могут быть изменены, а некоторые из них даже содержат специальные пункты, предполагающие изменение договора при определенных условиях. Тем не менее, заработная плата рабочих и служащих обычно медленнее реагирует на изменение условий, чем цены большинства благ.
Многие цены нельзя быстро повысить, поскольку для этого нужно согласие какого-либо регулирующего органа, который нередко действует черепашьими темпами: газовые, электроэнергетические и телефонные компании общего пользования часто жалуются на то, что не могут достаточно быстро реагировать на возросшие издержки. Кроме того, существуют кредиторы, выдавшие долгосрочные ссуды и не имеющие права потребовать увеличение процентных платежей за свои услуги до тех пор, пока не истечет срок займа, – через 25 лет, например. С другой стороны, подумайте только, в каком счастливым положении находится федеральное правительство, которое продает нам национальную безопасность и ряд социальных услуг. Оно назначает за эту цену(в виде налога на личные доходы), которая не просто растет, но растет прогрессивно, поскольку население получает и расходует все большее количество обесценивающихся денег. Конечным результатом всего этого является значительное и почти непредсказуемое перераспределение доходов посредством инфляции.
Цены, которые медленнее реагируют, не обязательно вырастают на меньшую величину, им просто требуется для этого больше времени. Но это все равно приведет к перераспределению доходов в течение переходного периода, так что некоторые люди несут потери, даже догнав инфляцию. Перераспределительные эффекты инфляции сильно зависят от того, какими темпами она развивается, поскольку это оказывает непосредственное влияние на способности людей предвидеть изменения и приспосабливаться к ним.
Враждебное отношение людей к инфляции вряд ли можно полностью объяснить происходящим перераспределением богатства. Силу общественного давления, заставляющего правительство контролировать инфляцию, можно правильно оценить, только поняв, почему те, кто выигрывает от инфляции, так часто негодует вместе с ее жертвами. Основная причина в том, что они ошибочно также считают себя жертвами.
Нет более удачного примера, чем ситуация с квартплатой. В начале периода быстрой инфляции квартплата будет сильно отставать от темпа увеличения других цен, включая и цену труда, выраженную в ставках средней почасовой заработной платы. В результате инфляция перераспределяет доходы домовладельцев в пользу квартиросъемщиков. Но не замечают, что квартплата растет в процентном отношении медленнее, чем цены на все остальное, включая их собственные доходы. В итоге они приводят к выводу, что страдают от инфляции, тогда как в действительности они от нее выигрывают.
Заключение
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
К негативным последствиям инфляционных процессов относят снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами(пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).