Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:01, курсовая работа
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики.
Цель данной курсовой работы: раскрыть понятие инфляции, причины ее возникновения, влияние на экономику и общество.
Введение
Глава I. Инфляция: сущность, причины возникновения, особенности в РФ
§1.1 Сущность, типы и виды современной инфляции §1.2 Причины возникновения инфляции
§1.3 Особенности инфляции в РФ
Глава II. Антиинфляционная политика государства
§1.1 Этапы развития инфляционных процессов в РФ с 90-х гг. по настоящее время
§ 1.2 Антиинфляционная политика в РФ на современном этапе
Заключение
Список используемой литературы
- спекуляции на рынке ресурсов, получаемых по фиксированным ценам и реализуемых по свободным ценам;
- проедание накоплений путем расходования прибыли и амортизации на непроизводственные нужды;
- деградация кредитно-денежной системы в результате перевода безналичного оборота в наличный.
Для борьбы с инфляцией правительство избрало либерализацию цен и сокращение денежной массы. Предположение о том, что при ликвидации фиксированных цен «невидимая рука» установит равновесные цены, которые не будут затем расти, оправдалась с точностью до наоборот. После того, как ценообразование освободилось от «якоря» фиксируемых цен, инфляция из контролируемой превратилась в неконтролируемую.
Что касается политики сокращения денежной массы, то она лишь завершила процесс ликвидации необходимого для развития экономики безналичного оборота.
Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При чрезмерно высокой ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость ограничения денежной массы, никогда не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое «денежное правило» М. Фридмена гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать ее.
| 1990г | 1991г | 1992г | 1993г | 1994г | 1995г | 1996г. янв-сент. |
В среднем за год | 11,5 | 153,8 | 561,2 | 416,2 | 166,5 | 125,8 | 25 |
Темпы прироста М2, % | 6,8 | 168 | 2509 | 844 | 215 | 131 | 16,5 |
Темпы инфляции, % | 1,6 | 2 | 4,7 | 7,8 | 9,4 | 10,4 | 84 |
Скорость денежного обращения, раз |
|
|
|
|
|
|
|
Инфляция в 1992 г. составила 2509%, а в 1996 – 16,5%. Это означает, что рубль обесценился в 1992 г. в 25 раз, а денег было в обращении лишь в 5,6 раза больше. Следовательно, относительно товарных цен объем денежных средств в 1992 г. снизился в 4,4 раза, а не возрос на 561%, как это было по номиналу. В 1996 г. темпы роста денежной массы обгоняли темпы инфляции, что свидетельствовало о небольшом смягчении, а не ужесточении денежной политики.
Поскольку с 1991 г. по 1995 г. темпы прироста денежной массы отставали от темпов инфляции в значительной степени, есть основание говорить о наличии в России инфляции издержек и отсутствии инфляции спроса, обусловленной избытком платежных средств. Такой вывод можно сделать также из анализа ускорения оборота денег.
Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие денежного спроса стало возведение в ранг официальной догмы монетаристской концепции инфляции, которая концентрирует внимание на изменениях денежной массы в обращении. В итоге антиинфляционная политика России определялась в основном характеристиками денежной массы без учета немонетарных факторов инфляции. Монетаристские рекомендации не учитывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России.
Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечение экономической безопасности страны и народа. Стратегия подъема национальной экономики включает помимо общеэкономических мер и завершения начатых реформ в целях формирования рыночных отношений целевую ориентацию экономической политики на стабилизацию, а затем подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.
Первоочередной антиинфляционной мерой является оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах.
Снижение инвестиций в основной капитал в 1997 – 1998 гг., незначительный рост в 1999г. свидетельствуют о неудовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для производственного сектора, низкой платежеспособности предприятий. В рамках бюджета развития по состоянию на начало 2000 г. профинансированы полностью 65, частично – 21, т.е. 86 инвестиционных проектов из 226 победителей конкурсного отбора в 1995 – 97 гг., полностью введены в действие лишь 52 или 38%.
Ключевое место в антиинфляционной политики занимает оздоровление и реформа бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Финансово-экономический кризис 1998 г. высветил необходимость ускорения реформы бюджетной сферы. Решение бюджетных проблем за счет наращивания государственного внутреннего и внешнего долга усилило зависимость российской экономики от внешних факторов – конъюнктуры мировых рынков, состояния переговоров с международными финансовыми институтами.
Для сдерживания инфляции важно закрепить наметившиеся в 1999 г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере – увеличение бюджетных доходов, повышение собираемости налогов, ориентация расходов на возрождение российской экономики. Не использован такой резерв как сокращение непроизводительных расходов на управление.
Чрезмерное использование государственных заимствований для финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому необходимо не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием заимствований.
Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. Стоит задача нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.
В антиинфляционной политике важное место принадлежит регулированию скорости обращения денег, т.к. ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.
Важным направлением антиинфляционной политики как основной части стратегии подъема национальной экономики является санация и реструктуризация банковской системы.
Для противодействия инфляции необходимо активнее использовать потенциал расширения кредитования национальной экономики в целях ее возрождения и увеличения товарного обеспечения рубля. Не менее важно формировать новый тип банка, более устойчивого к кризисным потрясениям и создавать банковские холдинги, банковские группы, транснациональные банки с участием банковского капитала России, других стран СНГ, иностранных банков. Также важно поддерживать российские банки за рубежом. В условиях несовершенной конкуренции в России, значительной доли импортных товаров на потребительском рынке и однозначной зависимости динамики потребительских цен от снижения курса рубля к доллару рыночное регулирование цен не эффективно. Даже при повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.
Состояние фондового рынка влияет на инфляционный процесс. Российский рынок ценных бумаг бурно развивался и по количественным показателям приближался к статусу развитого рынка. В середине 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Индекс Российской торговой системы повысился с 200 до 400 пунктов за первое полугодие 1997 г. Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада, продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. Особую угрозу представляла финансовая пирамида ГКО/ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы. Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности для покрытия бюджетного дефицита, но в мировой практике принято его регулировать. Выплата высоких доходов по ним съедала 1/3 бюджетных расходов в конце 1998 г. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке усилил инфляцию, подрывая инвестиции и истощая кредитный рынок.
Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции.
Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для российской экспортной продукции, в первую очередь нефтепродуктов с апреля 1999 г. способствовало (наряду с девальвацией рубля) увеличению валютной выручки, предложению инвалюты на валютном рынке. Под влиянием роста цен на импортируемые товары в России повышаются цены на все товары, включая отечественные. Но главное – происходит импорт инфляции прежде всего из США. «Долларизация» экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда национальная валюта плохо выполняет свои функции. Поэтому раздающиеся призывы запретить хождение доллара утопичны и чреваты появлением «черного» валютного рынка. Задача заключается в привлечении долларовых сбережений населения на нужды подъема российской экономики. Но для этого необходимы реальная гарантия по валютным вкладам в банках и надзор ЦБ РФ за их исполнением.
Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 до 300 млрд. долл.), что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Из-за «бегства» капитала Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Назрела необходимость разработки государственной программы сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля. В антиинфляционной стратегии особое место занимает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижают возможности использования внешнего фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом. Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований.
Целесообразно установить обоснованный минимум золотовалютных резервов, чтобы противостоять периодическим кризисам, присущим рыночной экономике.
§1.1 Этапы развития инфляционных процессов в РФ с 90-х гг. по настоящее время
Современная Россия столкнулась с серьезными инфляционными проблемами в начале 90-х годов во время перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике. Данный период начался с резкой либерализации цен. Отсутствие инфляционной программы, ориентация в основном на монетаристские методы регулирования экономики привели к галопирующей инфляции.
Пик инфляции в нашей стране пришелся на 1992 г., когда цены выросли в течение года в среднем на 2508%. С этого же времени правительство начало проводить антиинфляционную политику присущую рыночной экономике. Отказ от государственного ценового регулирования в январе 1992 г., как считали некоторые экономисты, был единственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации «подавленной» инфляции, преодоления товарных дефицитов, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом.
Так как возникшая инфляция была инфляцией спроса, то власти намеревались подавить ее за счет сокращения в 1,5 раза государственных расходов по сравнению с предыдущим годом и замедления темпов роста денежной массы. В 1992 г. экономическая ситуация развивалась следующим образом: после всплеска в январе ИПЦ (индекс потребительских цен) монотонно снижался до 12% в мае, затем началось повышение и в декабре ИПЦ достиг примерно 30%.
Однако против жесткой денежной политики выступили руководители предприятий, которые столкнулись с недостатком оборотных средств. И если населению частично компенсировали снижение его покупательной способности за счет повышения зарплаты, пенсий, то кассовые остатки не были индексированны, и этим предприятия стали оправдывать стремительный рост взаимной задолженности.
Второе обстоятельство, которое не позволило провести жесткую денежную политику – самостоятельность центральных банков стран СНГ, на территории которых еще использовался российский рубль. Россия контролировала эмиссию только наличных рублей, в то время как безналичную рублевую эмиссию до лета 1992 г. осуществляло множество эмиссионных центров бывшего СССР. Все это способствовало росту денежной массы в России, а, следовательно, цен на блага и иностранную валюту.
Вышедший из-под контроля во второй половине 1992 г. денежный рынок продолжал свое стихийное развитие и в последующие годы. В 1992-1993 гг. российская инфляция «недотянула» до классического порога гиперинфляции (свыше 50% в месяц). Однако за первые два года экономических преобразований в России, денежные власти приобрели полезный опыт и новые инструменты регулирования денежного рынка: государственные краткосрочные облигации (ГКО), призванные отвлечь средства с валютного рынка, и Конституция РФ, по которой процесс законотворчества был введен в режим жесткой процедуры, а Центральный банк РФ стал независимым от законодателей органом.
В 1994-1996 гг. возрастало значение факторов импортируемой инфляции. Либерализация внешнеэкономической деятельности содействовала усилению влияния на обесценение денег таких факторов, как подтягивание внутренних цен к мировым и долларизация российской экономики. Правительство решило отказаться от использования прямых кредитов Центрального банка РФ для финансирования дефицита бюджета. Его покрытие предполагалось за счет продажи государственных ценных бумаг и займа МВФ (Международного Валютного Фонда). Так же с 1994 по 1996 гг. завершилось создание современной системы обязательного резервирования в Центральном банке РФ вкладов населения в коммерческих банках. Особенно удачным оказалось введение нормы резервирования депозитов в иностранной валюте.