Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Что такое инфляция? Её сущность и причины возникновения? Социально-экономические последствия? – Ответам на эти вопросы посвящена данная курсовая работа.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….2
2. Глава 1. Понятия инфляции ее сущность и причины возникновения
1.1 Понятие инфляции, ее сущность……………………………………4
1.2 Причины и виды инфляции…………………………………………5
3. Глава 2. Антиинфляционные государственные меры……………….14
4. Глава 3. Социально-экономические последствия инфляции………..18
5. Заключение……………………………………………………………..24
6. Список использованной литературы………………………………….26

Работа содержит 1 файл

курсовая.инфляция.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     В  самом деле, при росте цен население  больше покупает, ибо в дальнейшем покупки обойдутся еще дороже. Это стимулирует производителей увеличить предложение и рынок быстрее насыщается. Следует учесть, что при инфляции цены растут по отраслям разными темпами. Состояние разновыгодности производства сохраняется. Поэтому механизм переливания капиталов и рабочей силы также сохраняется, что позволяет выравнивать экономические диспропорции и оздоровлять рыночное хозяйство.

     Однако, при уровне выше 10% инфляция делается  очень опасной. Особенно агрессивно разрушается экономика при гиперинфляции, когда цены увеличиваются не на несколько процентов, в несколько раз. В этом случае резко обесцениваются деньги. Население начинается терять сбережения, обесценивается вложенный капитал. Поэтому пропадает стимул вкладывать инвестиции в производство, ведь они дадут доход нескоро, а за этот срок потеряется их ценность. В такие периоды растет лишь спекулятивный бизнес, направленный на перепродажу, а он не увеличивает совокупное предложение. Если предложение не растет длительное

время, страна сталкивается с угрозой стагнации. Стагнация, сопровождающаяся инфляцией, разрушает экономику и не создает механизма выхода на путь эффективного роста, т.к. не приводит к росту предложения.

     В  крайних случаях гиперинфляции  деньги теряют функцию всеобщего

покупательного  средства. Население и производители переходят на бартерные сделки. Покупательным средство становится какой-то иной товар, допустим, бутылка водки. Происходит переход от денежной к натуральной заработной плате. Возможно проявление купонов и карточек.

     Отказ  от денег как покупательного средства затрудняет экономическое развитие, ограничивает круг хозяйственных связей. Ведь не всегда у производителя в наличии именно тот товар, который устраивает партнера по сделке. Поэтому сделка может не состояться. Хозяйственные связи изменяются, что вызывает спад производства, уменьшается предложение, а значит и подхлестывается инфляция. При умеренной инфляции цены растут быстрее заработной платы. Это обстоятельство укрепляет стимулы предпринимательской деятельности. Инфляция представляет собой опасность для экономического развития. Она начинает сама себя подхлестывать, увеличивая инфляционную волну.

     Инфляция  считается опасной болезнью рыночной  экономики не только потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельности и само углубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью психологического настроя, который сформировался ранее. Пережившие инфляцию покупатели еще долго совершают покупки "на всякий случай". Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны из инфляционных тисков, т.к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимает планку товарных цен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Антиинфляционные государственные меры

Негативные  социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на вопрос — ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.  При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложении и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

     Второй  подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

     Современная рыночная экономика инфляционна  по своему характеру, поскольку в  ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения  и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий  в западных странах показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной  политики. Схематично комплекс мер  антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.

Долговременная  политика включает в себя, во-первых, задачу погасить инфляционные ожидания населения, которые нагнетают текущий  спрос. Для этого правительство  должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику, завоевать  таким образом доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен, ослабление административного таможенного контроля и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии.

     Во-вторых, меры по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством  займов у Центрального банка ведет  к инфляции) за счет повышения налогов  и снижения расходов государства.

     В-третьих, мероприятия в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

     В-четвертых, ослабление влияния внешних факторов. В частности, задача состоит в  уменьшении инфляционного воздействия на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

     Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса. В этих целях государство предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Оно может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров. Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.

     Опыт борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий малоэффективна, тогда как успех в борьбе с этим явлением возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы в разных странах приводит к диаметрально противоположным результатам. В одних странах уменьшение наличных денег в обороте снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается именно в том, чтобы правильно уловить и использовать именно те обусловленные местом и временем явления.

     Методы  борьбы с инфляцией могут быть  прямые и косвенные. Чаще всего

проявляется следующая  закономерность: чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.

     Косвенные методы включают:

¨      регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.

¨      регулирование процентных ставок коммерческих банков через

управление ими  Центробанком.

¨      обязательные денежные резервы коммерческих банков.

¨      операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

     Косвенные  методы не могут работать в  нашей экономике на полную  мощность по причине ее недостаточной “рыночности”. Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.

     Прямое регулирование покупательной способности денежной единицы

включает в  себя такие методы, как:

¨      прямое и непосредственное регулирование кредитов и их

распределения государством.

¨      государственное регулирование цен.

¨      государственное регулирование пределов заработной платы.

¨      государственное регулирование внешней торговли и операций с

иностранным капиталом.

¨      государственное регулирование валютного курса.

     Практика  прямого регулирования денежной  массы широко распространена на западе. США в 60х - 70х годах неоднократно

замораживали  цены на многие товары. Полтора десятилетия  после Второй мировой войны понадобилось странам Западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф. Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30х путем жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Социально-экономические последствия инфляции

Все виды инфляции имеют значительные экономические  и социальные последствия для  всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая  инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве — быть объективным информационным сигналом.

Инфляция  активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы, возрождает бартер.

Высокие темпы роста общего уровня цен  отрицательным образом воздействуют и на фискальную систему из-за так называемого эффекта Танзи-Оливера, латиноамериканские экономисты обратили внимание на этот эффект в 70-х г. XX века. Дело в том, что инфляция обесценивает поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в III квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения.

Информация о работе Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия