Инфляция: причины возникновения и методы борьбы с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:39, реферат

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в научной литературе, а также политическими деятелями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Причины происхождения инфляции…………………………..5
2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………………………….16
3. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С

НЕЙ………………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...32

Работа содержит 1 файл

(Инфляци)эк.теория.docx

— 48.03 Кб (Скачать)

Повышение производительности труда при прочих равных условиях приводит к снижению цен. Однако возможны случаи, когда повышение производительности труда приводит к повышению заработной платы. В этом случае повышение заработной платы в какой-то отрасли сопровождается повышением общего уровня цен.

Причины возникновения  инфляции могут быть как внутренние, так и внешние. 
Внутренние причины инфляции: 
- бюджетный дефицит и дополнительная эмиссия денежных средств в наличной и безналичной форме для покрытия дефицита бюджета, 
- сокращение объемов производства, сопровождающееся стагнацией (застоем в производстве с одновременным ростом безработицы и инфляцией) и стагфляцией (состоянием экономики, при котором застой в производстве, торговле имеет место при одновременном развитии инфляционного процесса), 
- возрастание издержек производства, 
- чрезмерные военные расходы, необоснованный рост расходов на содержание аппарата управления, оборону, милицию, социальные программы и субсидии, 
- чрезмерные инвестиции.

Внешние факторы  обусловлены ростом цен на импортируемые  и экспортируемые товары, обменом  банками иностранной валюты на национальную, мировыми кризисами. К внешним факторам относятся: 
-структурные мировые кризисы, сопровождающиеся многократным ростом цен на сырье, нефть, импорт которых стал поводом для резкого повышения цен монополиями, товары и услуги которых пересекая границы собственных стран, экспортируются в другие страны; 
- обмен банками национальной валюты на иностранную вызывает потребность в дополнительной эмиссии бумажных денег, что ведет к инфляции.[4] 
Рассмотрим подробнее важнейшие инфляционные причины роста цен: 
1. Диспропорциональность - несбалансированность государственных расходов и доходов, так называемый дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, к инфляции. 
2. Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы.

Чрезмерные военные  ассигнования обычно являются главной  причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются  дополнительные бумажные деньги. 
3. Общее повышение уровня цен связывается современной экономической теорией с изменением структуры рынка в ХХ веке. Структура современного рынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и в значительной степени напоминает олигополистическую. Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.[5] Таким образом, олигополисты напрямую заинтересованы в усилении "гонки цен", а также стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита. Ограничивая приток новых производителей в отрасль олигополия поддерживает длительное несоответствие спроса и предложения. 
4. Инфляция, вызванная повышением зарплаты. При определенных обстоятельствах источником инфляции могут стать профсоюзы. Это объясняется тем, что они в какой-то степени осуществляют контроль над номинальной зарплатой посредством коллективных договоров. Предположим, что крупные профсоюзы потребуют и добьются большого повышения зарплаты.

Более того, предположим, что этим повышением они установят  новый стандарт зарплаты рабочих, которые  не являются членами профсоюза. Если повышение зарплаты в масштабе всей страны не уравновешивается какими-либо противодействующими факторами, такими, как увеличение объема выпускаемой  за один час продукции, то увеличатся издержки на единицу продукции.

Производители ответят на это сокращением производства товаров и услуг, выбрасываемых  на рынок. При неизменном спросе это  уменьшение предложения приведет к  повышению уровня цен. Тип инфляции, вызванной повышением заработной платы, представляет собой разновидность инфляции, обусловленной ростом издержек. 
5. “Импортируемая” инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

Возможности для  борьбы у государства довольно ограничены. Метод ревальвации собственной  валюты, иногда применяемый в таких  случаях, делает импорт более дешевым. Но ревальвация делает и более  дорогим экспорт отечественных  товаров. 
6. Инфляционные ожидания - возникновение у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, раскачивая тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни.

Существует и  несколько иной взгляд на природу  инфляции. Как считают некоторые  экономисты, под инфляцией следует  понимать повышение общего уровня цен  в экономике. Полемизируя с этой точкой зрения, Л. Хейне писал, что не следует забывать: изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно.1

Экономисты различают  два типа инфляций: спроса и предложения.

Инфляция спроса – повышение уровня рыночных цен  под воздействием избыточного спроса покупателей по сравнению с предложением товаров со стороны продавцов. Такое  изменение динамики цен объясняется  тем, что производственный сектор экономики  не в состоянии ответить на избыточный совокупный спрос (спрос всех покупателей  товаров и услуг) увеличением  реального объема продукции, поскольку  все имеющиеся ресурсы уже  использованы.

В силу этого  чрезмерный спрос (неудовлетворенная  покупательская способность населения) приводит к завышенным ценам на реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Существо инфляции спроса иногда образно поясняют: «Слишком много денег охотится за слишком  малым количеством товаров».

Этот тип инфляции имеет место в том случае, когда  доходы населения и предприятий  растут быстрее реального объема товаров и услуг. Рост массового  спроса часто является следствием адаптивных инфляционных ожиданий, при которых  потребители, желая опередить инфляционный подъем рыночных цен, нагнетают ажиотажный текущий спрос и тем самым  провоцируют усиление инфляции.

Обратимся к  одному из основных равенств макроэкономики: MS•V=P•Q

Левая часть  этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика  функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое  возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P. Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.

С учетом занятости  можно выделить три ступени развития этих процессов. 
Сначала объем национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.

По мере приближения  к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень  цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением  в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности  дальнейшего увеличения предложения  на увеличение спроса.

Когда общие  расходы достигают третьей ступени, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Реальный объем национального продукта достигает  своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает  наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление смещает кривую совокупного  спроса все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.

Остается отметить, что инфляция спроса известна уже  давно, причины и механизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном  принятии антиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда.

Второй вид - инфляция предложения или инфляция издержек, где рост цен объясняется  возрастанием издержек, которые несут  фирмы-производители.

Имеется два  важных источника появления инфляции издержек: увеличение номинальной заработной платы и повышение цен на сырье  и энергию. Первый объясняется силой  профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие  забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием экзогенных факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью  ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем  продукции, которые предприятия  намерены предложить при существующем уровне цен, и смещает кривую предложения  влево. 
В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".

Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. правительство в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить  спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением  инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть цены к  прежнему уровню, но это обернется  для экономики значительной потерей  реального выпуска. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. 
Издержки на единицу продукции – средние издержки при данном объеме производства – можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

Кроме того экономисты выделяют третий вид инфляции –  стагфляцию, которая представляет собой  одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. 
Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конкуренции, т. к. у монополий нет стимулов для снижения издержек. Многие исследователи также полагают, что причиной стагфляции могут служить инфляционные ожидания: в условиях инфляционного спроса владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая возможное падение доходов из-за инфляции. Это приводит к росту издержек производства и уменьшению совокупного предложения. Наблюдается процесс одновременного роста цен (из- за инфляции спроса) и падение объемов производства.

Таким образом, стагфляция - наихудшее из всех зол  инфляции, сочетающее в себе проблемы инфляционного спроса и издержек, поэтому борьба с этим явлением крайне сложна. На практике, часто виды инфляции переплетаются, поэтому многие экономисты, как за рубежом, так и в нашей  стране рассматривают инфляцию как  многофакторное явление, противостоящее росту производства и полноценному экономическому развитию страны. Борьба с ней не может быть рассчитана на какой-либо конкретный срок и составлять экономическую программу нового лидера, но является постоянной, повседневной обязанностью правительства.[6]

2. Антиинфляционная  политика

Каковы бы ни были якобы «позитивные» функции  инфляции, выходя из-под контроля и  даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает на ход  экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо  она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного  роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения. Негативная функция инфляции состоит также  в том, что она сужает возможности  накопления. Сбережения в ликвидной  форме сокращаются, частично принимают  натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов  сдвигается в сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает  желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет  позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп  в целях увеличения заработков, получения  дополнительных льгот и субсидий. Снижается доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

Кроме того к  негативным последствиям инфляционных процессов относятся: 
- расстройство денежной системы и создание финансовой напряженности в стране; 
- явный или скрытый рост цен; 
- натурализация процессов обмена; 
- низкий уровень удовлетворения спроса населения из-за обострения дефицита; 
- опасность риска при инвестировании средств в долгосрочные проекты; 
- предпочтительный выбор посреднической деятельности по сравнению с производственной; 
- неравномерный рост цен на товары и услуги из-за неравномерности изменения доходов, динамики инвестирования; 
- изменение не только уровня цен и доходов, но и их соотношения, структуры, географии; 
- снижение реальных доходов и жизненного уровня населения и т. д.[7]

Информация о работе Инфляция: причины возникновения и методы борьбы с ней