Инфляция и ее социально-экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин, видов и последствий.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть историю инфляционных процессов и выявить их влияние на экономику;

- определить, что же такое инфляция,

- выявить возможные причины инфляции;

- рассмотреть последствия инфляции, как экономические, так и социальные.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………4

1 Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности…..6

Понятие и сущность инфляции………………………………………………6
Причины и виды инфляции………………………………..…………………9
2 Экономические и социальные последствия инфляционных процессов…...14

2.1 Влияние инфляции на различные экономические процессы……………..14

2.2 Последствия инфляционных процессов.…………………….……………..17

3 Инфляционные процессы в Республике Беларусь и пути их преодоления..20

3.1 Причины инфляции и динамика ее развития в Республике Беларусь……20

3.2 Антиинфляционная политика, проводимая в РБ……………………..……23

Заключение………………………………………………………….……………27

Список использованных источников…………………...………………………29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

           Вышеперечисленные причины являются основными, но не единственными, которые оказывают влияние на инфляционные процессы в стране. Значительное влияние оказывает воздействие повышения цен на импортируемые товары, например, такие как газ, нефть. Не последнюю роль играют так называемые «инфляционные ожидания», когда население начинает запасаться товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование и комплектующие поднимутся и, тем самым желая себя обезопасить. Также внешние долги не снижают инфляции, так по состоянию на 1 июля 2010 года валовой внешний долг Республики Беларусь составил 23,171 млрд. долл. США.

     Таким образом, совокупность всех эти экономических  факторов в большей или меньшей степени влияют на рост инфляции в Беларуси. Так, инфляцию в 2009 году удалось удержать в рамках прогноза, который подразумевал, что индекс потребительских цен в стране вырастет не более чем на 9-11 %. Итоговый показатель составил 10,1 %. Это немного по сравнению с 13,3 % в 2008 году и 12,1 % в 2007 году. С целью предотвращения инфляции или смягчения ее последствий государство проводит на разных стадиях инфляционного процесса антиинфляционную политику. [15, с. 112] 

    1. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

     В Беларуси действует, утвержденный правительством, план антиинфляционных мер на 2009 год, который направлен на стабилизацию ценовой ситуации, предупреждение необоснованного роста потребительских цен, обеспечение выхода на прогнозный параметр инфляции. Но он будет эффективен лишь в случае воздействия на причины и механизм инфляции. С этой точки зрения политику государства, осуществляющего компенсационные выплаты, надбавки, административный контроль за ценами, нельзя в полном смысле назвать антиинфляционной, так как она касается лишь последствий инфляции и не может устранить ее причины.

     Какие же существенные изменения произошли  в Беларуси за 2009 год?

     В условиях разразившегося экономического кризиса и резкого падения спроса на продукцию традиционного белорусского экспорта и снижения поступления валютной выручки, правительство Беларуси 2 января 2009 г. произвело одномоментную 20% девальвацию национальной валюты по отношению к доллару США. Это было сделано с целью снижения влияния кризисных явлений на инфляционные процессы в стране.

     

Рисунок 1 —  Средневзвешенный курс белорусского рубля по отношению

к доллару США, евро и российскому  рублю в 2001-2008 гг.

Примечание — Источник: [19] 

     С начала 2009 г., на фоне девальвации рубля и роста денежных доходов населения более чем на 20%, темп инфляции в Беларуси ускорился, но тем не менее, высокая ставка рефинансирования Национального банка (14% с начала 2009 г.) позволила сдержать инфляционные тенденции. (рис. 2) 

     

     Рисунок 2 — Ставка рефинансирования НБРБ и ИПЦ

     в период с 2004 по 2009 гг.

Примечание — Источник: [19] 

       Так в среднем за 2009 год ставка по новым срочным депозитам населения составила 20,2 % годовых. За январь-февраль 2010 года рублевые вклады населения в белорусских банках увеличились более чем на 1,17 триллиона Br, и на начало марта достигли почти 19,33 триллиона Br. А вот депозиты в иностранной валюте за февраль уменьшились на 28,8 миллиона долларов США. Это свидетельствует о росте доверия населения к национальной валюте и банковской системе в целом, а также к проводимой Национальным банком процентной политике, которая направлена на поддержание процентных ставок по срочным вкладам населения в национальной валюте на уровне, существенно превышающем как инфляцию, так и доходность сбережений в иностранной валюте.

       Несмотря  на непростую ситуацию на международных  рынках, Беларуси удалось принять достаточные меры, чтобы сбалансировать экспортно-импортные операции. Объем экспорта в 2009 г. составил более 60% к уровню 2008 г. Приложены максимальные усилия, чтобы минимизировать расходы на импорт в течение года. Выполнены все показатели социальной сферы: в полном объеме осуществлялись выплаты пенсий, стипендий и социальных пособий, профинансированы все государственные программы. Выполнен бюджет прошлого года. А снижение индекса потребительских цен в Беларуси в 2009 году эксперты связывают не только с оздоровлением национальной экономики после кризиса, но и со слабым потребительским спросом. На фоне проблем со снижением доходов граждане несколько умерили аппетиты, ограничив различные покупки, в том числе и за счет кредитных ресурсов. В свою очередь снижение спроса на различные товары и услуги не позволяло продавцам поднимать цены. Кстати, снижение потребительской активности – процесс достаточно инерциальный и может продолжиться и в нынешнем году. В 2010 году инфляция вполне способна оказаться даже ниже 9-11 %, запланированных на 2010 год. За период с 2008 по 2010 годы планировалось акционировать 519 предприятий, но позже правительство своими постановлениями несколько раз корректировало первоначальные планы, в основном – перенося сроки акционирования на более поздний период. [15, с. 219]

       В Беларуси в 2009 г. форму собственности  сменили 169 предприятий республиканской собственности, на базе которых создано 108 открытых акционерных обществ. В целях формирования и развития конкурентной среды на товарных рынках республики Министерством экономики в январе-декабре 2009 года продолжена работа по предупреждению, ограничению и пресечению монополистических проявлений хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и органов государственного управления. С целью совершенствования и усиления мер антимонопольного регулирования, направленных на создание для субъектов хозяйствования условий конкуренции на товарных рынках, принят Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2009 г. № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

     В качестве меры, обеспечивающей эффективность  проведения государственной антимонопольной политики, будет организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом. Если сделать глобальный вывод, то получается, что у Беларуси есть хороший потенциал, как у любой страны, в которой только зарождается система рыночных отношений.  

Поэтому чтобы  остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

     1. Восстановить доверие к национальной  валюте, как внутри страны, так  и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

     2. Стабилизировать белорусский рубль  посредством:

  • полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;
  • снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.
  • проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

     3. Законодательно запретить использования  кредитно-денежной эмиссии для  финансирования дефицита бюджета,  скупки иностранной валюты, ценных  бумаг, краткосрочного и особенно  долгосрочного кредитования народного  хозяйства;

     4. Проводить политику «дорогих денег» путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

     5. Либерализировать денежно-кредитный  и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу;

     6. Применять процедуры санации  и банкротств предприятий для  оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности;

     7. Разработать систему мер, гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Беларуси (имеется ввиду установления доверия к правительству. Несмотря на принятие декрета Президента о сохранности вкладов). [17, с 96]

     Таким образом, в период 2002–2009 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока. В 2009 г. при падении ВВП инфляция не упала, что стало следствием девальвации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В современном мире существует немало экономических проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них.

       Инфляция – это кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся, прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.

         В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

       Инфляция существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив экономики как развитых, так и развивающихся стран. В условиях развитой рыночной экономики инфляция может рассматриваться,  как  неотъемлемый  элемент  хозяйственного  механизма,  там она может не представлять серьезной угрозы. Тогда как в странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.

       Инфляция бывает различной по своему характеру, интенсивности и проявлениям.

       Инфляционный рост цен не является простым следствием «злой воли» или непродуманных акций государственных чиновников. Это неизбежный результат глубинных процессов в экономике, объективное следствие нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством товаров потребления и средств производства, накоплением и потреблением. А значит, инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики. Исходя из выше сказанного, следует признать, что процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

       Практически во всех странах отмечается множество причин инфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий.

      Все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. 

       К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов и обесценение сбережений населения; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие; ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами.

       Резюмируя все выше сказанное, можно сказать: инфляция – это сложный экономический процесс, в умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.

       Нормализация  денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

       Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инфляция и ее социально-экономические последствия