Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении теоретических, методологических и практических аспектов функционирования механизма инфляции и дефляции.
Для достижения этой цели были поставлены и решались следующие задачи:
– изучить экономическую сущность механизма инфляции и дефляции;
– выявить значение функционирования механизма инфляции и дефляции для достижения макроэкономического равновесия
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретическое обоснование инфляционных и дефляционных процессов………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие инфляции и дефляции…………………………………………..7
1.2. Причины и механизм инфляции………………………………………...10
1.3. Формы и виды инфляции………………….……………………………..15
2.Методологическое обоснование изменения покупательной способности денег……………………………………………………………………………...19
2.1. Причины изменения уровня цен………………………………………..19
2.2. Последствия изменения цен……………………………………………..22
2.3. Система регулирования цен……………………………………………..23
3. Особенности инфляции в РФ в современных условия…………………29
3.1. Динамика инфляции в России…………………………………………...29
3.2. Меры борьбы с инфляцией в России……………………………………32
3.3. Последствия инфляции…………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………...39
Список используемой литературы…………………………………………...40
В длительной исторической ретроспективе движение цен соответствовало этапам развития экономики. Пример Британии, которая отражает процессы во всем мире, показывает, что цены снижались с конца XVII до середины XVIII вв., но значительно повысились в конце XVIII — начале XIX вв. Резкие повышения цен совпадали с войнами и политическими событиями. В XIX веке к ним добавилось увеличение добычи золота (1841— 1851 гг. и 1896— 1914 гг.).
Изменение внутренних цен
оказывает неоднозначное
2.2. Последствия изменения цен.
Высокую инфляцию считают злейшим заболеванием рыночного хозяйства.
Когда национальная денежная единица теряет свою покупательную силу, это ведет, прежде всего, к сокращению капитальных вложений. При высокой инфляции банки свертывают долгосрочные кредитные операции, ограничиваясь лишь краткосрочным кредитованием (например, кредитованием торговых фирм), причем ссудный процент устанавливается таким образом, чтобы он не только обеспечивал банку нормальную прибыль, но и компенсировал обесценение денег. Возросшая плата за кредит не позволяет предпринимателям обновлять производство, поскольку новое оборудование окупает себя лишь спустя определенное время.
Другой негативный результат обесценения денег – это антисоциальное перераспределение доходов. От инфляции менее всего страдают предприниматели сферы торговли, которые и при инфляции спроса, и при инфляции издержек всегда могут повысить продажные цены на свои товары. Хуже приходится наемным работникам: хотя заработную плату принято индексировать (повышать на примерно ту же долю, на которую выросли цены), на деле повышение зарплаты обычно отстает от роста цен, поэтому реальные доходы рабочих при инфляции обычно понижаются. Наибольший урон от инфляции терпят люди, получающие фиксированные доходы (пенсии или стипендии). Наконец, инфляция обесценивает сбережения, если их держат в денежной форме. Так, в 1990-е практически все коммерческие банки в Российской Федерации (в особенности Сбербанк России) устанавливали процентную ставку по вкладам ниже уровня инфляции, так что деньги обесценивались даже в банке.
При затяжной инфляции денежная система деградирует – возрождаются примитивные формы товарообмена, когда фирмы меняют непосредственно товар на товар, а зарплату рабочим выдают «натурой».
Некоторые экономисты полагают, что у небольшой (ползучей) и стабильной инфляции есть и положительные черты. Предприниматели, бравшие кредит до повышения цен, легко оплачивают свои долги и берут новые займы, ожидая, что рост цен облегчит расплату. Люди, которые хранят свои сбережения «в чулке», решают хранить их в банках, чтобы хоть в какой-то степени уберечь их от обесценивания. Это приводит к стимулированию капитальных вложений в производство. Однако эти позитивные эффекты быстро исчезают, если инфляция становится высокой и к тому же трудно предсказуемой.
Дефляция имеет свои негативные
последствия – понижение уровня
цен и рост ценности национальной
валюты уменьшают стимулы к
2.3. Система регулирования цен.
Регулирование цен на территории РФ осуществляется по трем основным направлениям:
-на отдельные группы
сырья, продукции, товаров,
-на продукцию и товары предприятий-монополистов;
-на продукцию и услуги естественных монополий.
Правовой основой
К первой группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые утверждаются Федеральными органами исполнительной власти:
Газ природный (кроме реализуемого
населению и
Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией.
Перекачка, перевалка и налив нефти.
Продукция оборонного назначения.
Драгоценные металлы и сплавы; прокат, промышленные изделия и зуботехническая продукция из драгоценных металлов, их лом и отходы; алмазное сырье, драгоценные камни.
Протезно-ортопедические изделия.
Перевозка грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.
Перевозка пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).
Погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям с судов, плавающих под иностранными флагами.
Услуги ледокольного флота.
Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов.
Обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах.
Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Ко второй группе относятся продукция, товары и услуги, цены на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
Газ природный, реализуемый
населению и жилищно-
Газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).
Электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями.
Топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению.
Перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Оплата населением жилья и коммунальных услуг.
Ритуальные услуги.
Услуги систем водоснабжения и канализации.
Торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Услуги почтовой и электрической связи по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Органы исполнительной власти могут устанавливать не только сами предельные размеры надбавок, но и методы их применения (к цене предприятия-изготовителя или цене закупки) по регулируемым товарам, поэтому в документах должна быть отражена цена приобретения (предприятия) и размер надбавки.
Согласно Федеральному закону РФ от 12.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», органы местного самоуправления осуществляют регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
Помимо этого, в определенной степени регулируемыми являются и цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую государством для создания Федерального и регионального фондов. Эти цены устанавливаются ежегодно Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и покупателей.
Регулирование деятельности
предприятий-монополистов. Особое внимание
государство уделяет
В 1995 и в 1998 году, согласно федеральным законам от 25.05.95 г. № 83-ФЗ и от 6.05.98 г. вносятся изменения и дополнения в Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», конкретизирующие и уточняющие понятия и общие положения в соответствии с изменившейся экономической ситуацией.
Доминирующим безусловно (т. е. монопольным) признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более, при доле рынка от 35–65 % антимонопольный орган должен доказать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, а при доле менее 35 % положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим.
Законом запрещены монополистические действия, которые препятствуют свободной конкуренции или ущемляют интересы других хозяйствующих субъектов:
изъятие товаров из обращения, которое может привести к дефициту или повышению цен;
-навязывание контрагентам
невыгодных или
-создание препятствий для доступа (выхода) на рынок;
-нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
-установление монопольно высоких или низких цен.
Монопольно высокая –
цена товара, устанавливаемая предприятием-
Законом запрещены согласованные действия конкурирующих хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, если они имеют (или могут иметь) в совокупности долю рынка данного товара более 35 %:
-установление (поддержание) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
-повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
раздел рынка по любому признаку (территориальному, объему закупок или продаж, ассортименту, кругу продавцов или покупателей);
-ограничение доступа
на рынок или устранение с
него других хозяйствующих
-отказ от заключения
договоров с отдельными
Кроме того, запрещено создание любых объединений предприятий, которые могут препятствовать свободной конкуренции. Не допускаются соглашения и действия органов исполнительной государственной власти (федеральных, региональных, местных), ограничивающие конкуренцию.
Методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий являются: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и (или) установление минимального уровня их обеспечения.
Информация о работе Инфляция и дефляция – результат резких изменений покупательной способности денег