Инфляция и безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:41, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях во многих странах большое значение приобрело явление инфляции.
Инфляция (от латинского inflation – вздутие) – это процесс обесценивания денег, проявляющийся во всеобщем повышении цен.

Работа содержит 1 файл

Инфляция и безработица.docx

— 219.28 Кб (Скачать)

     Гиперинфляция наблюдалась в России в начале 90-х годов. К 1998 году, когда была проведена деноминация, цены выросли в среднем в 20 тысяч раз. В 1998 г. индекс цен потребительских товаров (декабрь к декабрю предыдущего года) составил 184,4%, в 2001 году –

118,6%. В 2004 году индекс потребительских цен в России составил 111,7%1, в 2005 г. – 10,9. По оценкам Росстата инфляция в 2006 г. составила 9,5%. 
 

1.2. Социально-экономические последствия инфляции 

     Социально-экономические последствия инфляции разнообразны и противоречивы. В значительной мере они зависят от вида инфляции и от способности хозяйственных субъектов ее прогнозировать.

     Главное последствие инфляции – это перераспределение доходов. Даже ожидае- мая инфляция означает существенное перераспределение богатства. Она порождает так называемый «инфляционный налог», не санкционированный законодательно, но навя- занный государством частному сектору. Его автоматически уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Он является регрессивным: с большей тяжестью он ложит- ся на более бедных людей.

     Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При про- грессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высо- ким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая ре- альные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

     Обесцениваются амортизационные отчисления, основанные на первоначальной стоимости. В результате растет налоговое бремя фирм, и уменьшаются их инвестицион- ные возможности.

    Перераспределение доходов в пользу государства осуществляется также путем го-

сударственной эмиссии денег. Доход от эмиссии денег называется сеньеранжем. Он ра- вен разнице между суммой номиналов дополнительно выпущенных бумажных денег и затратами на их печатание.

     Значительно повышаются так называемые «издержки меню» – расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и теле- фонных автоматов.

     Стремясь защититься от «инфляционного налога» и ожидая дальнейшего повы- шения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров дли- тельного пользования, вложить их в необесцениваемые активы.

      В конечном итоге, понижается эффективность экономики в целом. У производи- телей снижаются  стимулы к инвестированию в результате  роста ссудного процента. Уменьшается заинтересованность в выпуске товаров и услуг высокого качества. Сокраща- ется производство относительно дешевых товаров. У работников снижаются стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы. 
 
 

1 Россия в цифрах. 2006: Крат. стат. сб. / Росстат. − М., 2006. − С. 33.

 

 

     В реальной действительности население не в состоянии осуществлять точные про- гнозы инфляции. Она часто бывает неравномерной. Наблюдаются частые и существен- ные колебания цен. Инфляция становится непредвиденной. Непредвиденная инфляция усиливает перераспределительные процессы в экономике.

     Перераспределяется  доход и богатство между различными слоями населения, что обусловлено различиями в активах и пассивах, которыми они владеют. Идет пере- распределение доходов от кредиторов к заемщикам, потому что долг отдается обесце- нившимися деньгами. Это касается как частного сектора, так и государства. При низких процентных ставках и высокой инфляции правительство может сократить реальный раз- мер неоплаченной части государственного долга, так как фактически реальные ставки выплачиваемого процента становятся отрицательными. В роли кредиторов и держателей номинальных активов чаще выступают пожилые люди. В результате происходит пере- распределение доходов от старших к более молодым группам общества.

     Происходит снижение реальных доходов населения, особенно тех его слоев, ко- торые получают фиксированные доходы (получатели пенсий, стипендий, пособий, ра- ботники бюджетной сферы). В то же время могут увеличить свой реальный доход полу- чатели нефиксированных доходов – прибыли, дивидендов. Выигрывают продавцы това- ров и услуг, занимающие монопольное положение на рынке.

     Обесцениваются сбережения населения, хранящиеся на руках населения, а так- же на счетах в банках, поскольку проценты по вкладам обычно меньше темпов роста цен и не возмещают уменьшение реальных размеров сбережений.

    Происходит снижение эффективности государственных социальных программ, по-

скольку снижаются реальные размеры социальных выплат бедным слоям населения.

     Следствием подавленной инфляции является появление черного рынка, двой- ных цен на одни и те же товары, гигантских очередей и спекуляции. Исчезает равнодос- тупность товаров и услуг для различных слоев населения при одинаковых размерах до- хода. В целом ухудшается социально-психологическая атмосфера в обществе. 
 
 

1.3. Антиинфляционная политика 

     Высокая инфляция порождает не только острые экономические, но и социальные проблемы. Возрастает социальная напряженность, подрывается политическая стабиль- ность общества. Весьма характерно, что многие революционные потрясения XIX–XX ве- ков имели место в моменты чрезвычайного роста цен.

    В связи с этим, антиинфляционная политика рассматривается как одно из перво-

степенных направлений государственного регулирования экономики.

     В целом, антиинфляционную политику можно разделить на активную политику, призванную ограничить обесценение денег и повышение цен, а также адаптивную поли- тику, направленную на смягчение последствий инфляции. Нужно отметить, что в совре- менных условиях правительства развитых стран научились достаточно успешно справляться с инфляционными процессами, обеспечивать их умеренность и управляемость.

    Основными стратегическими целями государства при проведении антиинфля-

ционной политики выступают: 

    • преодоление инфляционных ожиданий населения и бизнеса, повышение доверия к правительству путем создания условий для развития предпринимательства и увеличения совокупного предложения (проведение антимонопольной политики, стимулирование инвестиций, технического прогресса и пр.);

 

     

    • проведение долгосрочной денежной политики, направленной на ограничение ежегодного прироста денежной массы, осуществление жесткого контроля за де- нежной эмиссией;

    • сокращение бюджетного дефицита путем стабилизации государственных расхо-

    дов и совершенствования налоговой системы;

    • недопущение импорта инфляции. 

     Тактические средства антиинфляционной политики зависят в значительной сте- пени от вида инфляции. Так, меры против инфляции спроса должны быть направлены на сдерживание совокупного спроса. К ним следует отнести: 

    • сокращение дефицита госбюджета путем уменьшения госрасходов и увеличения налогов;

    • проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на ограниче-

    ние денежного предложения, удорожание денег;

    • стимулирование увеличения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности;

    • стабилизация валютного курса путем его фиксирования. 

    Мерами борьбы с инфляцией издержек выступают: 

    • борьба с монополизмом в экономике;

    • государственное сдерживание роста доходов и цен;

    • стимулирование производства путем реализации мер «экономики предложения» (снижение налогов на предпринимателей, предоставление  им льгот, усиление стимулов к труду у населения);

    • стабилизация валютного курса для предупреждения «импорта инфляции», в слу-

    чае, если экономика в значительной мере зависит от импорта товаров. 

    По  характеру и темпам проведения антиинфляционной политики различают

«шоковую терапию» и «градуирование».

     «Шоковая терапия» предполагает резкое сокращение темпов роста денежной массы, проведение денежных реформ (девальвации, нуллификации, деноминации). Счи- тается, что такая политика способна быстро остановить инфляцию в результате сниже- ния инфляционных ожиданий. Однако, как показывает опыт России и Украины, она мо- жет быть проведена неудачно. Негативными сторонами шоковой терапии является рез- кий спад производства, ухудшение экономического и социального положения населения, рост социальной напряженности.

     Политика  градуирования  означает постепенное сокращение денежной массы. Она не вызывает глубокого спада в экономике, обострения безработицы и социальной напряженности. Однако инфляция может принять затяжной характер в результате со- хранения «инфляционных ожиданий».

     В целях борьбы с инфляцией издержек применяют также политику цен и дохо- дов. В рамках этой политики государство замораживает рост заработной платы и цен или косвенно ограничивает их увеличение. В результате инфляция в короткие сроки сокра- щается. Однако возможен ее переход в скрытую форму, а также резкий всплеск цен после отмены ограничений.

    Адаптивная политика означает смягчения последствий инфляции. Она предпо-

лагает:

    • проведение индексации доходов, т. е. увеличение их в зависимости от темпов роста цен;

 

     

    • приспособление экономического поведения населения к условиям инфляции (стремление поскорее истратить получаемые доходы, покупка товаров «впрок», вложение сбережений в устойчивую иностранную валюту, золото, недвижимость, перевод вкладов за границу и т. п.). 

     Нужно отметить, что подобные действия связаны с инфляционными ожиданиями и, в свою очередь, могут вызывать раскручивание инфляционной спирали. 
 
 

1.4. Взаимосвязь инфляции и безработицы 

     В связи с тем, что главная причина инфляции заключается в увеличении денеж- ной массы, сокращение последней выступает важнейшим условием борьбы с ростом цен. Это, в свою очередь, вызывает сокращение объема производства, падение занятости, рост безработицы.

    Многие экономисты исследовали связь темпов инфляции с уровнем безработи-

цы. Эта зависимость наглядно описана в модели профессора Лондонской школы эконо- мики А. Филлипса (1914–1975). Он исследовал статистические данные по Великобрита- нии за период с 1861 по 1957 гг. и пришел к выводу, что когда безработица превышала

3%-ный уровень, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название «кривой Филлипса». Позднее в его модели П. Самуэльсон и Р. Солоу заменили темп прироста заработной платы на показа- тель инфляции. «Кривая Филлипса» показывает обратную зависимость инфляции и без- работицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, «компромисса» (по выраже- нию П. Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства. Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса оп- ределяются наклоном кривой Филлипса.

     В то же время мировая практика показывает, что высокие темпы инфляции могут существовать одновременно с высоким уровнем безработицы. Как уже отмечалось выше, такая экономическая ситуация называется стагфляцией, которая была характерна, на- пример, для экономического кризиса 1974–1975 гг. (см. главу 9). В 80-е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т. е. они также находились не в обратной, а в прямой зависимости. Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической по- литике, проводимой на ее основе.

Информация о работе Инфляция и безработица