Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:53, курсовая работа
Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.
Введение. История и корни возникновения инфляции……………………2
Теории инфляции………………………………………………………….5
Инфляция и ее виды……………………………………………………….6
Измерение инфляции……………………………………………………..12
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса…………….16
Последствия инфляции…………………………………………………..19
Антиинфляционная политика государства……………………………..21
Статистика…………………………………………………………………25
Современный рекорд принадлежит Никарагуа: во время гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достиг 33 000%.
В условиях
гиперинфляции наносится
Данный критерий деления достаточно условен. Чтобы определить, какой тип инфляции наблюдается – умеренная, галопирующая или гиперинфляция, необходимо выяснить, насколько существующие темпы роста цен изменяют параметры общественного воспроизводства. Обычно ползучая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства. Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики. Она опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах. Гиперинфляция наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху. В то же время из анализа развития мировой инфляции видно, что экономика страны может приспособиться к очень большим (до 1000%) темпам роста цен.
Инфляция спроса (рис.1) – связана с колебаниями совокупного спроса на товарных рынках, а именно с ростом денежного спроса, который может быть вызван изменением уровня доходов или структуры их использования. Цены растут. Бороться с этим явлением очень сложно. Повышение цен происходит в связи с увеличением дохода, возникает ситуация дефицита и нестабильности, что вызывает ажиотажное повышение спроса среди населения.
Рис. 1 Инфляция спроса
Инфляция издержек (рис.2) – это повышение уровня цен, связанное с увеличением издержек производства (из-за повышения импортных цен, увеличения налогов, заработной платы, и др.). Последствия инфляции издержек хуже, чем при инфляции спроса, т.к. возникает сразу 2 опасности:
- возникает реальная угроза дефицита, спада производства, может возникнуть и инфляция спроса;
- двойное увеличение уровня цен.
Рис. 2 Инфляция издержек
Расширение объемов производства происходит в соответствии с мультипликационным эффектом первоначального расширения спроса. Вместе с тем растущий спрос подталкивает вверх общий уровень цен. Вызванный ростом спроса рост цен по истечении определенного промежутка времени будет осознан всеми экономическими субъектами. Цена труда увеличится, возросшая стоимость всех остальных ресурсов также увеличит издержки производства. Рост спроса будет компенсироваться ростом цен, а объем производства вернется к своему естественному уровню.
Данный вид развития инфляционного процесса получил название инфляции, инспирированной спросом. Уровень инфляции спроса будет зависеть от совокупного предложения, он определяется следующими факторами:
Инфляционный импульс в экономике может возникать из-за изменений совокупного предложения. Реальный объем производства понизится, а цены вырастут. Обычной реакцией на повышение цен является рост предложения денег. Конечный результат этого процесса в долгосрочном периоде будет таким же, как и в случае первоначального роста спроса в экономике.
Протекание инфляционного процесса описанным выше способом получило название инфляции, инспирированной затратами, или инфляции издержек. При этом уровень цен может повышаться как в результате действительного роста издержек производства, так и за счет ожиданий увеличения текущих затрат.
Рост издержек обусловливается действием не только краткосрочных факторов (например, вследствие кратковременного увеличения совокупного спроса), но и долговременных:
Таким образом, возникает такое явление как инфляционная спираль, которая раскручивается под влиянием обоих факторов плюс импульс инфляционных ожиданий. Очень часто цены и зарплата, начав расти, втягивают друг друга в инфляционную спираль «зарплата - цены». Она проявляется в том, что трудящиеся добиваются повышения зарплаты, стремясь компенсировать рост цен. Рост издержек производства при неизменной норме прибыли повышает цены на продукцию. В результате работники требуют еще большего повышения номинальной зарплаты, а процесс развивается по кругу. Разорвать такую спираль достаточно трудно, поскольку спрос постоянно растет и в экономике существует полная занятость.
Рост спроса в экономике обычно приводит к повышению цен, зарплаты, занятости, реального объема производства. Этот процесс может выглядеть как инфляция издержек, даже если в действительности рост издержек вызван сильным давлением спроса. На практике оба вида инфляции протекают одновременно и взаимодействуют между собой. Государство должно разными методами снизить рост цен в связи с ростом издержек производителя, активизировать инвестиции, сократить ЧНП, чтобы сбить рост цен, но это опасный метод, т.к. при этом существует неполная занятость, что ведет к неэффективности производства в экономике.
4. Измерение инфляции
Глубину инфляционных процессов можно оценить с помощью индексов роста цен в различных секторах экономики, в том числе и потребительском.
Индекс
потребительских
цен (индекс инфляции, англ. Consumer
Price Index, CPI) — один из видов индексов цен,
созданный для измерения среднего уровня
цен на товары и услуги (потребительской
корзины) за
определенный период в экономике (рис.3).
Индексы цен – это относительные показатели,
которые характеризуют соотношение цен
во времени. Обычно цены базисного периода
принимаются равными 100, а цены отчетного
периода пересчитываются по отношению
к базисному.
Рис. 3
Индекс потребительских цен
Для количественной оценки инфляционных процессов применяют показатели инфляции. Инфляция определяется как рост среднего уровня цен. Уровень цен определяется при помощи индекса цен.
%.
Чтобы вычислить темпы инфляции или темпы роста цен, можно использовать следующую формулу:
Для определения общего уровня цен используется дефлятор ВНП
(или индекс цен ВНП)
Изменения индекса потребительских цен в России представлены в таблице 1.
Таблица 1
Изменения
индекса потребительских цен в России
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Инфляция, %4 | 18,6 | 15,1 | 12,0 | 11,7 | 10,9 | 9,0 | 11,9 | 13,3 | 8,8 | 8,8 |
В России Федеральная служба государственной статистики публикует официальные индексы потребительских цен5, которые характеризуют уровень инфляции. Кроме того, эти индексы используются как поправочные коэффициенты, например, при расчёте размера компенсаций, ущерба и тому подобное. Если изменить методику расчёта6, то при тех же изменениях цен на потребительском рынке результаты могут существенно отличаться от официальных. В то же время, эти неофициальные результаты не могут учитываться в реальной практике, например, на них нельзя сослаться в суде. Наиболее спорным моментом является состав потребительской корзины как по наполненности, так и по изменяемости. Корзина может ориентироваться на реальную структуру потребления. Тогда со временем она должна меняться. Но любое изменение в составе корзины делает несопоставимыми предыдущие данные с текущими. Индекс инфляции искажается. С другой стороны, если не менять корзину, через некоторое время она перестанет соответствовать реальной структуре потребления. Она будет давать сопоставимые результаты, но не будет соответствовать реальным затратам и не будет отражать их реальную динамику.
Показателями инфляции могут служить также индексы розничных цен по отдельным видам товаров, количество и выпуск денег в обращение, индекс стоимости жизни, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг.
Индекс стоимости жизни - статистический показатель, оценивающий динамику материального благосостояния населения под влиянием изменения цен. Выражает отношение «потребительской корзины» материальных благ и услуг, принятой в базисном периоде, оцененной в текущих ценах, к «потребительской корзине» благ и услуг базисного периода, оцененной в ценах базисного периода.
Исчисляется государственными органами статистики ежемесячно на основе рыночной цены потребительской корзины, потребляемой типичным потребителем (или типичным представителем той или иной социальной группы). В потребительскую корзину входят продукты питания, одежда, обувь, расходы на медицинское обслуживание, образование, транспорт и т. д. В России в нее входят 70 основных продовольственных товаров, 20 непродовольственных товаров, набор платных услуг.
В отличие от индекса потребительских цен, где происходит строгая фиксация набора продукции базисного периода, построение индекса стоимости жизни связано с предпосылками изменения базисного набора товаров «потребительской корзины» в пределах множества эквивалентных наборов, т. е. возможностью потребителей варьировать приобретения товаров и услуг без ущерба для жизненного уровня.
Индекс стоимости жизни по данной причине весьма условно отражает изменение уровня жизни населения. Официальная статистика большинства стран по этой причине использует показатель индекса потребительских цен как показатель, более точно отражающий изменение уровня жизни населения.
С помощью, так называемого, правила величины 70 можно условно подсчитать количество лет, необходимое для удвоения цен. Необходимо разделить число 70 на темп ежегодного увеличения уровня цен, или темп инфляции. Если темп инфляции равен 8,8 %, то можно сказать, что через 8 лет (70:8,8) он увеличится вдвое.
В начале 1990-х годов в России расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением было очень велико: сопоставимый уровень цен в 1992 году составлял всего 7,3 %. Россия была очень дешёвой страной7. Но уже к 1996 году сопоставимый уровень цен достиг 42—43 %.
Показателями инфляции служат деньги, их количество и выпуск их в обращение. Деньги обслуживают движение товаров (это происходит при движении товаров между хозяйственными операциями, при осуществлении сделок купли-продажи).