Инфляционные процессы в экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Содержание

Введение

Понятие, сущность инфляции:
1.1 Понятие инфляции………………………………………

1.2 Причины инфляции……………………………………..

1.3 Механизм инфляции…………………………………….

1.4 Инфляция спроса………………………………………..

1.5 Инфляция предложения………………………………..

1.6 Стагфляция………………………………………...........

2. Виды инфляции:

2.1 Открытая инфляция……………………………………..

2.2 Подавленная инфляция………………………………….

2.3 Сбалансированная и несбалансированная инфляция…

2.4 Ожидаемая и неожидаемая инфляция………………….

3. Инфляционные процессы в экономике России………………….

3.1 Методы регулирования инфляции……………………..

3.2 Особенности инфляции в России………………………

3.3 Прогноз инфляции на 2011-2013гг……………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 64.75 Кб (Скачать)

       Инфляция  спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного  спроса превышает расширение предложения (рис. 1). Избыточный спрос приводит к  взлету цен. Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «слишком большое количество денег охотятся за слишком малым количеством товаров». В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей. Предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Давление безработицы в результате этого падает, что способствует повышению заработной платы, а следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Между инфляцией и безработицей существует и обратная связь.

Условия инфляции спроса:

  • рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.
  • увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.
  • рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

    1.5 Инфляция предложения.

       В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что  растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в  результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или  в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий  добычи, повышение транспортных расходов и т.п.).

      Инфляция  предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В  последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается  в мировой практике.

      Теория  инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которое предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличиваются цены. Следовательно, по этой схеме не спрос, а издержки взвинчивают цены. Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.

    1.6 Стагфляция.

       Стагфляция  – ситуация, когда возрастание  общего уровня цен происходит с одновременным  сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.

       Экономисты  по-разному объясняют причины  стагфляции. Одна точка зрения: существование  структурных несовершенств. В экономике  с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к  снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость»  цен в направлении их понижения.

       Другая  точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста  совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать  дороже.

       Существует  также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих  услуг, ожидая падения своих доходов  от инфляции. 

2. Виды инфляции.

       С точки зрения проявления различают  «открытую» и «подавленную» инфляцию.

    2.1 Открытая инфляция.

       Она характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения  способствует открытому неограниченному  росту цен. Хотя открытая инфляция и  искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям  сферы выгодного приложения капиталов.

    2.2 Подавленная инфляция.

       Это скрытая инфляция, присущая экономике  с командно-административным контролем  над ценами и доходами. Жесткий  контроль над ценами не позволяет  открыто проявиться инфляции в росте  цен. В такой ситуации инфляция принимает  скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса  денег возрастает, то их избыток  вызывает товарный дефицит.

       Для экономики СССР длительное время  была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денежных сбережений населения, которые не находили реализации. Норма  сбережений в приросте дохода в 1969 г. составляла 50%, в 1976 – 79%, в 1984 – 100%. Часто  сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составил 40%. Дефицит порождал очереди, теневую экономику, ослабевали стимулы к труду. 4

       В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

       Можно сказать, что при подавленной  инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая  подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная  форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия  неизменности цен создает видимость  экономического благосостояния, вводя  в заблуждение продавцов и  покупателей.

       Другим  критерием вида инфляции выступает  темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

  1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
  2. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии.
 

__________________________

4 А.С. Булатов «Экономика» Москва 1997 г. (с.134-137) 
 
 
 

  1. Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

       Инфляция  представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается.

       Приведенное  определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными  деньгами не исчерпывает полностью  сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние  экономики. В некоторых случаях  применяется даже операции.

       2.3 Сбалансированная  и несбалансированная  инфляция.

       По  степени сбалансированности роста  цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

       При сбалансированной инфляции цены различных  товарных групп относительно друг друга  остаются неизменными, а при несбалансированной – цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

       Сбалансированная  инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

       Несбалансированность  инфляции – большая беда для бизнеса. Но еще хуже когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы – лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем будущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования. Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

       2.4 Ожидаемая и неожидаемая  инфляция.

       С точки зрения четвертого критерия различают  ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается  и прогнозируется заранее, неожидаемая  – наоборот.

       Комбинация  сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая  особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Инфляционные процессы  в экономике России.

    3.1 Методы регулирования инфляции.

       Одним из сложнейших вопросов экономической  политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения  рынка товарами.

     Управление  инфляцией предполагает использование  комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом инфляции различаются  в зависимости от ее характера  и уровня, особенностей хозяйственной  обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и  большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после  периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких  пределах.

       Антиинфляционная  политика.

       Для антиинфляционного регулирования  используются два типа экономической  политики:

  • политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование — регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);
  • политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

       Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует  специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных  фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного  роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г.

Информация о работе Инфляционные процессы в экономике России