Инфляционные процессы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – на основе анализа экономической ситуации за последние 13 лет охарактеризовать сущность и факторы развития инфляционных процессов в России, выявить их специфические черты и причины возникновения, обобщить существующие в современных условиях методы антиинфляционной политики государства, выявить основные направления ее совершенствования.


Задачи:


1) Проанализировать понятие и механизм распространения инфляции в условиях рыночной экономики на примере либеральных реформ начала 90х гг. в России;


2) Рассмотреть денежные и неденежные факторы, вызывающие инфляцию в России и связанные со спецификой ее исторического развития;


3) Исследовать совокупность мер системы государственной антиинфляционной политики в РФ, охарактеризовать значение в ней денежно – кредитного регулирования

Работа содержит 1 файл

инфляция в россии.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

В период с 1992 по 1996 гг. основной задачей стабилизации обстановки в стране стало погашение инфляционных ожиданий населения и повышение  доверия населения к рублю. Это  было действительно необходимо, так как уже в 1996 г. инфляция обуславливалась: 45% - инфляционными ожиданиями; 25% - повышением цен на топливо; 20% - увеличением совокупной денежной массы; 7%  - удорожанием с/х продукции; 3%  - прочими факторами. 

Благодаря введению валютного коридора и других мер прави­тельства по укреплению национальной валюты в 1996 г. уровень инфляции удалось снизить до 21,9% и в 1997 г. — до 11%. До финансового кризиса правительство планировало снизить уровень инфляции до 9,1% к 1998 г., до 7,2% к 1999 г. и до 6,6% к 2000 г.  

За десятилетия  господства командно-административной системы в нашей стране были созданы  мощная промышленность, сильная армия  и большая социальная сфера, которые  целиком и полностью финансировались  государством. После начала реформ потребность в их финансировании со стороны государства сохранилась на очень высоком уровне. Социальная сфера и особенно армия в принципе существуют только за счет бюджета, а промышленность оказалась в таком глубоком кризисе, что также не может обойтись без тех или иных форм государственной поддержки. Иными словами, сохранились высокие обязательства государства. 

Но доходная часть  бюджета резко сократилась за счет спада производства, неудачной  системы налогообложения, огромного  развития теневого сектора и утечки капитала за границу. Дефицит госбюджета в годы реформ ежегодно составлял огромную цифру – 5-10% ВВП. Несмотря на неизбежность бюджетного кризиса, обусловленную объективным несоответствием между доходами и расходами бюджета в переходный период, кризис можно было бы значительно смягчить, проведя своевременные реформы здравоохранения, армии, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер, которые финансируются в основном за счет бюджета. Ведь кризис усугублялся тем, что скудные государственные средства расходовались крайне нерационально.  

Однако вместо реформ еще в 1995 г. был выбран путь покрытия бюджетного дефицита за счет заимствований  на внутреннем и внешнем рынке. Несколько  лет механизм заимствований через  выпуск ГКО и других ценных бумаг  государством справлялся с задачей покрытия бюджетного дефицита. Решение о запуске этого механизма было оправданным для середины 90-х годов, но должно было сопровождаться мерами по подъему производства с тем, чтобы государство начало получать средства для погашения своих долгов.  

Вместо этого долги государства по ценным бумагам погашались за счет выпуска новых ценных бумаг, из-за чего систему ГКО начали называть “государственной финансовой пирамидой”. И когда летом 1998 г. государство потеряло возможность рассчитываться по своим долгам с кредиторами, главным образом из-за финансовых потрясений в мировой экономике и падения цен на нефть, оно было вынуждено объявить дефолт, за которым последовало трехкратное падение рубля и новый приток экономического кризиса.  

На этом фоне положительным фактором стало уменьшение бюд­жетного дефицита. Он был доведен до уровня (3,6% ВВП — в 1997 г., 5,5% - в 1998 г., 2,4% - в 1999 г., ) приемле­мого для Международного валютного фонда в каче­стве условия для предоставления России очередного транша кредита. Это достигнуто, в основном, за счет секвестирования расходов и увеличения доходов по линии МНС и ГТК. Бюджетный дефицит существует в большинстве стран, но там применяются методы его покрытия, не имеющие инфляционных последствий, Россия использовала все известные мировой практике источники финансирования бюджетною дефицит — налоги, займы, инфляцию. 

После финансового  кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. В свою очередь специалисты Международного валютного фонда прогнозировали рост потребительских цен в России в 1999 г. не менее, чем на 56%. 
 

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на реализованную сельскохозяйственную про­дукцию (91,4%). Сохранялся значительный инфляци­онный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции, при­менив дефляционную политику в условиях продолжав­шегося в течение 10 лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий и посо­бий. За рубежом дефляция применяется в условиях "пе­регрева" экономики и ее крайней мерой является бло­кирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.  

В 2000-2002 гг. темпы  инфляции существенно снизились  по сравнению с предыдущими двумя  годами. Прирост потребительских цен составил 20,2 проц. в 2000 году, 18,6 проц. в 2001 году и 15,1 проц. в 2002 году против 36,5 проц. в 1999 году. Снижения уровня инфляции в 2000-2002 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2002 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. Снижению инфляции в немалой мере способствовало проведение взвешенной тарифной политики в сфере естественных монополий, совершенствование процесса регулирования цен в 2001-2002 гг. В 2002 году повышение цен и тарифов объявлялось правительством заранее, что способствовало снижению инфляционных ожиданий и обеспечивало предсказуемость финансово-хозяйственной деятельности потребителей их продукции. Следует отметить, что замедление темпов инфляции проходило в условиях растущего платежеспособного спроса населения. На инфляцию повышающее давление оказывали также: значительный рост регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги вследствие сокращения субсидий; рост издержек на производство, связанный с повышением оплаты труда и других элементов затрат; высокие цены на нефть и нефтепродукты на мировых рынках. 

Касательно оценки инфляции на 2004 г. большинство аналитиков говорят о превышении прогнозируемого  уровня в 10%. Это подтверждают большинство  монетарных структур РФ. Так 10 ноября Банк России последним признал очевидное: уровень инфляции в этом году будет выше прогнозного как минимум на 1%. С аналогичными заявлениями выступили также несколько представителей правительства. Но, по мнению экспертов, удержаться и в новых рамках - задача достаточно сложная, хотя и очень важная с политической точки зрения. О том, что уровень инфляции удержится в прогнозных рамках, вплоть до октября упорно твердили представители всех заинтересованных ведомств. И это несмотря на то, что ни в августе, ни в сентябре не произошло ожидаемой дефляции. Уже в октябре чиновники Минэкономразвития были вынуждены признать, что инфляция превысит 10% и составит 10.5-10.8%. Эксперты утверждают, что на ускорение инфляции в этом году повлияли краткосрочные локальные, а не фундаментальные факторы. Например, рост цен на мясо, хлеб, бензин.  

Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Годы

 Инфляция (%)

 

1990

5,3

 

1991

92,6

 

1992

2508,8

 

1993

844,2

 

1994

215,0

 

1995

131,3

 

1996

21.9

 

1997

11.0

 

1998

84,4

 

1999

36,5

 

2000

20,2

 

2001

18.6

 

2002

15.1

 

2003

12.0

 

2004

~10-11

 

2005

6.5-8.5*

 

2006

5.5-7.5*

 

2007

4.6*

 

* - прогноз Минэкономразвития  РФ                                                                            

  

Будут ли реализованы  планы по сдерживанию инфляции в  рамках 10.5-11%, пока сказать сложно. Проблема в том, что за январь-октябрь этого года рост цен уже составил 9.3% и в оставшееся время не должен превышать 0.5-0.7% в месяц. Что достаточно сложно, учитывая, что в ноябре-декабре инфляция традиционно удерживается на высоком уровне. 

Однако некоторые экономисты зачастую не считают выход темпов инфляции за рамки прогнозов важным событием. ЦБ ежегодно прогнозирует инфляцию ниже реальных ожиданий экономических субъектов, скорее ориентируя своим прогнозом предприятия и население на долгосрочную перспективу, нежели предсказывая точные значения инфляции. 

Уровень инфляции в 2004 году (январь-октябрь): 9,3%

 Уровень инфляции  в 2003 году: 12%

 

·         январь - 1,8% 

·         февраль - 1% 

·         март - 0,8% 

·         апрель - 1% 

·         май - 0,7% 

·         июнь - 0,8% 

·         июль - 0,9% 

·         август - 0,4% 

·         сентябрь - 0,4% 

·         октябрь - 1,1% 

 

 ·         январь - 2,4% 

·         февраль - 1,6% 

·         март - 1,1% 

·         апрель - 1% 

·         май - 0,8% 

·         июнь - 0,8% 

·         июль - 0,7% 

·         август - минус 0,4%(дефляция) 

·         сентябрь - 0,3% 

·         октябрь - 1% 

·         ноябрь - 1% 

·         декабрь - 1,1%

  

Подводя итог, можно  выделить своеобразные черты инфляционного  процесса в России, которые наряду с обычными формами проявляются в следующем: 

1)     нехватке  платежных средств для товарно-денежного  оборота; 

2)     неплатежеспособности  государства, хозяйствующих субъектов  и физических лиц. Государство  не оплачивает свои госзаказы, хозяйствующие субъекты нарушают денежные обязательства по сделкам, население задерживает и уклоняется в огромных масштабах от уплаты налогов. Регионы не выполняют своих обязанностей перед центром. Физические лица вовремя не по­лучают зарплату, пособия, пенсии; 

3)       слабой собираемости налогов,  вызванной не только уходом  от обложения, но и обеднением  определенных слоев населения  и неполучением оплаты труда; 

4)       нарастании использования денежных  суррогатов в обращении; 

5)       высоком уровне безработицы. 

2. Факторы, вызывающие  инфляцию в России 

Специфика российской инфляции состоит в том, что она  своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему  хозяйствования. Оттуда проистекают  два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины. 

Немонетарные причины: 

1.  Диспропорции  в экономике, обусловленные долгим  развитием ее под влиянием  командно-административной системы. 

2.  Чрезмерное  развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса). 

3.  Малый экспортный  сектор (в основном – сырьевой  направленности) при сильной импортной  зависимости.  

4.  Распад хозяйственных  связей в результате развала  СССР. 

5.  Спад объема  внутреннего валового продукта (ВВП). 

6.  Инфляционные  ожидания населения. 

Однако немонетарные концепции инфляции не в силах  объяснить фактическую динамику инфляции в России. 

Монетарная причины: 

1. Дефицит госбюджета. 

2. На темпы инфляции  влияет объем денежной массы.  Увеличение активов ЦБ во всех  случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары (сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции.)  

3. Скорость  обращения  денег. Она  увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной   валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения. 

4. Особенность российской  инфляции - временной лаг между  проведением кредитной эмиссии  и увеличением объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен - с другой. С начала 1992 года до весны 1995 года его величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. На величину лага влияют уровень развитости   финансовой системы, состояние платежной системы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики. В 1992г. финансовая система России существовала в зачаточном виде. Поэтому ускорение роста цен произошло всего в течение трех месяцев. Уже в 1995г. возникла более – менее развитая инфраструктура, возникли новые рынки. Это привело к тому, что эмитированная денежная масса теперь движется до потребительского рынка гораздо дольше, задерживаясь на различных “этажах” финансовой системы, и лаг между темпами прироста денежной массы и темпами инфляции существенно увеличился.  

Информация о работе Инфляционные процессы России