Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:49, курсовая работа
Инфляцию, основное развитие которой в России происходило в 90-е годы, не удается преодолеть до сих пор. Поэтому эта тема является актуальной.
Цель курсовой работы – изучить понятие и методы борьбы с инфляцией на примере России.
Введение
Глава 1. Сущность, причины и последствия инфляции
1.1. Понятие, сущность и виды инфляции
1.2. Причины и последствия инфляции
Глава 2. Инфляционные процессы и антиинфляционная политика в РФ
2.1. Особенности инфляционных процессов в РФ
2.2. Виды, цели и задачи антиинфляционной политики
2.3. Перспективные направления антиинфляционной политики в РФ
Заключение
Список используемой литературы
ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции
прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения
скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста
реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и
прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной
массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы
приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта
противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального
продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции -
снижению уровня цен.
Эта концепция была положена в основу экономической программы
правительства РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями сохраняется до
наших дней.
Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость
денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы
несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост
скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой
половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала.
С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно
возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август
1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%.
Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного
обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так
как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную
валюту возрастает и скорость денежного обращения падает.
Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к
повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%.
Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г.
обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и
летом до 5%.
Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста
денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет
эмиссии денежных инструментов.
На примере бывших социалистических стран можно увидеть, что размеры
дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему, в большинстве
случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и
темпами инфляции.
Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им в течение
последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В
странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами - Армении,
Грузии, Азербайджане, Украине - наблюдались и самые высокие темпы
инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах -
Белоруссии, Казахстане - незначительные размеры бюджетного дефицита не
были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что
высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В
России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12%
ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной
массы и инфляции.
Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не
наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается
за счет эмиссионных источников.
В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика.
Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году
планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года
этот показатель был равен 17,3% ВВП.
Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП.
Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале-июне
1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 11%, то за
аналогичный период 1995 года - лишь на 11%.
Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную
трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции
спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не
играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании
увеличения денежной массы от роста цен.
В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов
денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно
высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года.
Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за
последние годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние
причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами,
сдерживающими ценовую динамику, то связано прежде всего с тем, что на
протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился
антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы
экономической политики:
- соблюдение жестких денежных ограничений;
- меры по стабилизации валютного курса;
- отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами
Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных
бумаг;
- принятие Правительством Российской Федерации ряда решений,
ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором
экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов.
Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение
его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно
новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном
секторе российской экономики.
Но несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что
в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков
из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной
структуры основного производства и его низкой эффективности,
существования секторов экономики с различными уровнем доходности,
нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления
социальных проблем в обществе.
18