Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:24, контрольная работа
Система экономических отношений имеет несколько типов экономических систем: командную, рыночную и смешанную. Командно-административная система применялась в нашей стране в 30-е - 80-е гг. XX века. Государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям и колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств. Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему предприятий государственной торговли к потребителю.
1). Ответ на вопрос №4
- Основные типы экономических систем……………стр. 3
- Сравнительная характеристика экономических
систем………………………………………………….стр. 6
2). Ответ на вопрос №34
- Характерные черты монополии……………...…......стр. 9
3). Литература…………………………………………стр. 12
Содержание…
1). Ответ на вопрос №4
- Основные
типы экономических систем……………
- Сравнительная характеристика экономических
систем………………………………………………….стр. 6
2). Ответ на вопрос №34
- Характерные
черты монополии……………...…......
3). Литература…………………………………………стр.
12
Контрольная работа №1.
Ответ
на вопрос: 4). Сравнительная характеристика
современных экономических систем: рыночная
экономика, командно-административная
экономика, смешанная экономика.
1.
Основные типы экономических
систем.
Система
экономических отношений имеет
несколько типов экономических
систем: командную,
рыночную и смешанную. Командно-административная
система
применялась в нашей стране в 30-е - 80-е гг.
XX века. Государство полностью контролировало
деятельность экономики. Все плановые
задания предприятиям и колхозам, совхозам
направлялись из центра, из министерств.
Обмен товарами также планировался в центре
и шел через систему предприятий государственной
торговли к потребителю. При такой экономике
отсутствовала конкуренция, а значит,
не было обратной связи между производителем
и потребителем. Это приводило к тому,
что производителю можно было работать,
невзирая на качество продукции, а государству
необходимо было принимать меры, чтобы
заставить предприятия думать об этом.
Директивный план всегда принимался на
партийном съезде, потом принимал вид
решения съезда депутатов Верховного
Совета как законодательного органа и
через министерства рассылался на места.
Контроль за выполнением плана осуществлялся
на основе уголовно-административной
и партийной ответственности.
Сторонники
командно-административной системы
утверждают, что она обеспечивает устойчивое
развитие без экономических кризисов
(что опровергнуто состоянием советской
экономики 70-80-х гг.), низкие цены, отсутствие
безработицы, гарантированные (хоть и
невысокие) заработки. Ее же критики выделяют
следующие негативные черты: отсутствие
экономических стимулов у человека к трудовой
деятельности (зарплата не служит стимулом
к труду); формирование у большинства населения
такого общества социального иждивенчества;
постоянный дефицит товаров; низкое качество
производственной продукции; расточительное
отношение к ресурсам; утопические проекты,
приносящие вред как природе, так и в целом
всему обществу.
Рыночная
экономика характеризуется такими признаками,
как нерегулируемое предложение, т.е. производители
самостоятельно решают, какие товары и
в каком количестве производить; нерегулируемый
спрос (покупатель в зависимости от наличия
собственных средств самостоятельно определяет,
сколько и что ему купить); нерегулируемая
цена, уравновешивающая спрос и предложение.
При таких условиях происходит самонастройка,
или рыночное регулирование хозяйственной
деятельности. В рыночном механизме действуют
два закона: закон стоимости и закон спроса
и предложения, из которых первый формирует
уровень средних цен, а второй определяет
соотношение денежных и товарных потоков,
образующихся на рынке. Суть закона стоимости
- товары на рынке обмениваются в соответствии
с их стоимостью, т.е. затраченным на их
производство общественно необходимым
временем, а также их товарно-рыночной
ценностью, которая определяется спросом
на рынке. Исходя из этого, становится
понятен и закон спроса и предложения,
под влиянием которого товар приобретает
рыночную цену, имеющую денежное выражение
стоимости товара
Зарождение
элементов смешанной
экономики относится еще к концу 19 века,
а во второй половине 20 века она стала
основной концепцией развития во всех
развитых странах. Противоборство сверхдержав,
ожесточенное экономическое соперничество
лидеров мирового хозяйства и развертывание
НТР служили постоянными импульсами,
стимулирующими государственное и корпоративное
(внутрифирменное) регулирование рыночного
хозяйства. В настоящее время хозяйственные
системы практически всех развитых стран
представляют собой различные модификации
именно смешанной экономики. В то же время,
несмотря на общие черты, хозяйства развитых
стран представляют собой многообразие
национальных моделей смешанной экономики,
что объясняется в первую очередь различием
национальных (региональных) экономико-культурных
традиций.
Среди
различных национальных моделей
смешанной экономики выделяются
три ее основные региональные разновидности,
сложившиеся еще в 1970-1980-е: американская
либеральная модель, для которой
характерна минимизация государственного
регулирования, которое базируется
в основном на правовом регулировании
хозяйственной жизни; западноевропейская
социал-демократическая модель, акцентирующая
внимание на социальной политике государства;
японская патриархально-корпоративная
модель, когда правительство занимается
преимущественно стратегией экономического
роста.
Достоинством
смешанной экономики является эффективность
использования ресурсов и экономическая
свобода производителей. Смешанная экономика
диктует наиболее эффективное использование
ресурсов, способствует внедрению более
современных технологий. Важным неэкономическим
аргументом в пользу смешанной экономики
выступает её ставка на личную свободу.
Предприниматели и рабочие перемешаются
из отрасли в отрасль по собственному
решению, а не по правительственным директивам.
Отметим, что не существует однозначного
общепринятого решения экономических
проблем. Общество с различным историческим
и культурным наследием, разными обычаями
и традициями используют неодинаковые
подходы и методы эффективного использования
собственных ресурсов.
Государство
в смешанной экономике играет
роль экономического субъекта, опосредованно
воздействующего на рыночный механизм
в целом, причем оно не может воздействовать
непосредственно на характер происходящих
экономических процессов.
В
смешанной экономике, представляющей
совокупность структур экономического
производства, при котором частная
система управляется рыночным механизмом,
а общественные институты и правительства,
опираясь на рыночный механизм, воздействуют
на экономику посредством директив
и налоговой политики, само по себе
государство играет роль организатора
проведения мероприятий, корректирующих
и стабилизирующих текущие процессы в
экономике, но не оказывает значительного
влияния.
В
случае, когда рынок не способен
справиться с какой-либо проблемой
или решение этой проблемы заведомо
будет неэффективным, ему на помощь
приходит государство. Целью государственного
регулирования экономики
Сравнительная
характеристика экономических
систем.
Для
того чтобы их сравнить, попробуем узнать,
как вышеуказанные системы решают главные
проблемы экономики: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ?
КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
Планово-командная система.
Суть этой системы состоит в том, что ответы
на главные вопросы экономики должны даваться
на основе директивного народнохозяйственного
плана, разрабатываемого центральными
органами управления страной.
Директивный народнохозяйственный план
– способ распределения ограниченных
ресурсов на основе государственных заданий,
обязательных для исполнения всеми предприятиями
страны.
Сама идея планирования
в экономике вполне разумна, но, как правило,
до тех пор, пока она реализуется в пределах
предприятия, фирмы или фермы - там, где
план:
|1| составляется по заданию частного владельца,
несущего полную материальную ответственность
(вплоть до разорения) за успех выполнения
плана;
|2| реализуется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;
|3| вся существенная экономическая информация может быть собрана и осмыслена
именно тем, кто принимает решения и отвечает за них;
|4| проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение в конечном счете определяет насколько вообще разумен был этот план.
Рыночная
система (капитализм).
Как же решаются главные экономические вопросы в условиях рыночного
хозяйства?
Ответы на них даются с помощью
одного-единственного механизма - цен,
формирующихся на рынках ресурсов и товаров
(услуг). Именно цены подают сигналы покупателю
- что выгодно покупать, а производителю
- что выгодно изготавливать для продажи.
Именно цены подсказывают производителю,
какой способ изготовления стоит избрать,
а всем действующим лицам экономики, -
какую часть своих ресурсов потратить
сегодня, а какую зарезервировать на будущее.
Естественно, что цены могут играть
роль таких универсальных сигналов лишь
при определенных условиях их формирования
и в определенной экономической среде.
Подробное знакомство с этими условиями
и экономической средой, в которой формируются
и действуют рыночные цены, ждет нас впереди.
Здесь же отметим, что решение главных
проблем экономики с помощью рыночных
механизмов возможно потому, что поведение
людей в сфере хозяйственной деятельности
обладает тремя особенностями:
|1| люди стремятся к выгоде (а как ее понимать
- разговор особый);
|2| люди обычно действуют рационально,
то есть ищут способы действий, обеспечивающие
им получение наибольшей выгоды;
|3| люди научились обмениваться благами
ради увеличения своей выгоды.
Рынок создает наилучшие возможности для деятельности людей на основе такой логики в силу самой его природы: получить здесь нужные тебе блага можно только единственным способом - предложить в обмен нечто, желанное для других. Иными словами, рынок заставляет каждого, будь он даже самым отъявленным эгоистом, думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получатся одни убытки. При этом все - и продавцы, и покупатели -
каждый
день ищут лучший вариант компромисса
между своими интересами.
А
какова же цель смешанной
экономики?
Цель
экономики нельзя установить в отрыве
от человека. Экономика должна перестать
быть самоцелью или средством достижения
власти, а должна рассматриваться в контексте
культуры и экологии. Экономика существует
постольку, поскольку существует человек
и человечество. Я поддерживаю точку зрения
швейцарского исследователя А. Риха, что
экономика не самостоятельная система,
а создана человеком для человека, и её
фундаментальное предназначение – это
служение жизни.
Ставя человека в центр
экономики, мы должны принципиально по-иному
посмотреть на понятие “экономический
человек”. Оно охватывает сегодня весь
спектр личности человека. Новый подход
к человеку в экономике, к субъекту в экономике
есть изменение самого содержания и сущности
субъекта экономики. России легче, чем
странам Запада, формировать качественно
нового субъекта экономики, ибо россияне
ещё полностью не покрылись “ржавчиной
потребительского общества”.
Ответ
на вопрос: 34). Характерные черты чистой
монополии.
Характерные
черты монополии.
Чистая
монополия
является полной противоположностью совершенной
конкуренции. Если на конкурентном рынке
существует неограниченное (бесконечное)
число фирм, отсутствуют барьеры для вступления
в отрасль и ценовая дискриминация, а также
как производители, так и покупатели выступают
в роли ценополучателей (price-takers). Напротив,
в случае чистой монополии в отрасли действует
только одна фирма, другими словами понятия
“отрасль” и “фирма” совпадают. Непреодолимые
барьеры для вступления на рынок и жесткая
ценовая дискриминация делают монополиста
единственным прайсмейкером и хозяином
отрасли.
Рассмотрим
теперь характеристики монополии более
подробно. Возможно ли существование чистой
монополии в реальности? Мы ведь знаем
что понятие “совершенная конкуренция”
к реальному рынку неприменимо. На самом
деле в масштабах страны, а тем более всего
мира о существовании чистой монополии
не может быть и речи. “Microsoft” не является
монополистом на рынке программного обеспечения,
так как есть другие фирмы, пускай и более
мелкого калибра, например “Apple”. То же
самое можно сказать и про российский
нефтяной рынок: у “Лукойла” есть конкуренты
в виде ТНК – Тюменской нефтяной компании
и других. Но если взять более скромный
масштаб, например небольшой город, то
мы увидим, что ситуация чистой монополии
довольно типична. В таком городе существует
одна электростанция, одна железная дорога,
единственный аэропорт, один банк, одно
крупное предприятие, одна стоматологическая
клиника и т. д. В США 5% ВНП создается в
условиях, близких к чистой монополии.
Одной
из важнейших особенностей монополии
является отсутствие у производимой
продукции близких заменителей,
то есть выпускаемый фирмой-
Существует
ряд других барьеров, как официальных,
так и неофициальных. Государство
создает официальные барьеры, выдавая
патенты и лицензии. Согласно патентному
праву США, изобретатель имеет исключительное
право контроля над своим изобретением
в течение 17 лет. Патенты сыграли
огромную роль в развитии таких компаний,
как “Xerox”, “Kodak”, IBM, “Sony” и т. д. Монопольное
положение, закрепленное патентом, служит
стимулом капиталовложений в НИОКР, и
тем самым, фактором усиления монопольной
власти. Вступление в отрасль может быть
существенно ограничено и путем выдачи
лицензий. В США подлежат лицензированию
свыше 500 профессий (врачи, юристы, таксисты
и многие другие). Лицензия может быть
предоставлена как частной фирме, так
и государственной организации (классический
пример – история водочной монополии
в России).