Характерные черты монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 14:24, контрольная работа

Описание работы

Система экономических отношений имеет несколько типов экономических систем: командную, рыночную и смешанную. Командно-административная система применялась в нашей стране в 30-е - 80-е гг. XX века. Государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям и колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств. Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему предприятий государственной торговли к потребителю.

Содержание

1). Ответ на вопрос №4
- Основные типы экономических систем……………стр. 3
- Сравнительная характеристика экономических
систем………………………………………………….стр. 6
2). Ответ на вопрос №34
- Характерные черты монополии……………...…......стр. 9
3). Литература…………………………………………стр. 12

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория кр.docx

— 31.82 Кб (Скачать)
 

             Содержание… 

1). Ответ  на вопрос №4

- Основные  типы экономических систем……………стр. 3

- Сравнительная характеристика экономических

систем………………………………………………….стр. 6

2). Ответ  на вопрос №34

- Характерные  черты монополии……………...…......стр. 9

3). Литература…………………………………………стр. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Контрольная работа №1. 

Ответ на вопрос: 4). Сравнительная характеристика современных экономических систем: рыночная экономика, командно-административная экономика, смешанная экономика. 

1. Основные типы экономических систем. 

      Система экономических отношений имеет  несколько типов экономических  систем: командную, рыночную и смешанную. Командно-административная система применялась в нашей стране в 30-е - 80-е гг. XX века. Государство полностью контролировало деятельность экономики. Все плановые задания предприятиям и колхозам, совхозам направлялись из центра, из министерств. Обмен товарами также планировался в центре и шел через систему предприятий государственной торговли к потребителю. При такой экономике отсутствовала конкуренция, а значит, не было обратной связи между производителем и потребителем. Это приводило к тому, что производителю можно было работать, невзирая на качество продукции, а государству необходимо было принимать меры, чтобы заставить предприятия думать об этом. Директивный план всегда принимался на партийном съезде, потом принимал вид решения съезда депутатов Верховного Совета как законодательного органа и через министерства рассылался на места. Контроль за выполнением плана осуществлялся на основе уголовно-административной и партийной ответственности.     

      Сторонники  командно-административной системы  утверждают, что она обеспечивает устойчивое развитие без экономических кризисов (что опровергнуто состоянием советской экономики 70-80-х гг.), низкие цены, отсутствие безработицы, гарантированные (хоть и невысокие) заработки. Ее же критики выделяют следующие негативные черты: отсутствие экономических стимулов у человека к трудовой деятельности (зарплата не служит стимулом к труду); формирование у большинства населения такого общества социального иждивенчества; постоянный дефицит товаров; низкое качество производственной продукции; расточительное отношение к ресурсам; утопические проекты, приносящие вред как природе, так и в целом всему обществу. 
 
     Рыночная экономика характеризуется такими признаками, как нерегулируемое предложение, т.е. производители самостоятельно решают, какие товары и в каком количестве производить; нерегулируемый спрос (покупатель в зависимости от наличия собственных средств самостоятельно определяет, сколько и что ему купить); нерегулируемая цена, уравновешивающая спрос и предложение. При таких условиях происходит самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности. В рыночном механизме действуют два закона: закон стоимости и закон спроса и предложения, из которых первый формирует уровень средних цен, а второй определяет соотношение денежных и товарных потоков, образующихся на рынке. Суть закона стоимости - товары на рынке обмениваются в соответствии с их стоимостью, т.е. затраченным на их производство общественно необходимым временем, а также их товарно-рыночной ценностью, которая определяется спросом на рынке. Исходя из этого, становится понятен и закон спроса и предложения, под влиянием которого товар приобретает рыночную цену, имеющую денежное выражение стоимости товара
 

      Зарождение  элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 века, а во второй половине 20 века она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными  импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.  

      Среди различных национальных моделей  смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970-1980-е: американская либеральная модель, для которой  характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании  хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая  внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная  модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста. 

      Достоинством  смешанной экономики является эффективность использования ресурсов и экономическая свобода производителей. Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует внедрению более современных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает её ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемешаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам. Отметим, что не существует однозначного общепринятого решения экономических проблем. Общество с различным историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов. 

      Государство в смешанной экономике играет роль экономического субъекта, опосредованно  воздействующего на рыночный механизм в целом, причем оно не может воздействовать непосредственно на характер происходящих экономических процессов.  

      В смешанной экономике, представляющей совокупность структур экономического производства, при котором частная  система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики, само по себе государство играет роль организатора проведения мероприятий, корректирующих и стабилизирующих текущие процессы в экономике, но не оказывает значительного влияния. 

      В случае, когда рынок не способен справиться с какой-либо проблемой  или решение этой проблемы заведомо будет неэффективным, ему на помощь приходит государство. Целью государственного регулирования экономики является поддержание экономической и  социальной стабильности. 

Сравнительная характеристика экономических  систем. 

      Для того чтобы их сравнить, попробуем узнать, как вышеуказанные системы решают главные проблемы экономики: ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ? КАК ПРОИЗВОДИТЬ? ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?  

      Планово-командная  система.

    Суть этой системы состоит в том, что ответы на главные вопросы экономики должны даваться на основе директивного народнохозяйственного плана, разрабатываемого центральными органами управления страной. 
Директивный народнохозяйственный план – способ распределения ограниченных ресурсов на основе государственных заданий, обязательных для исполнения всеми предприятиями страны. 
     Сама идея планирования в экономике вполне разумна, но, как правило, до тех пор, пока она реализуется в пределах предприятия, фирмы или фермы - там, где план: 
 
|1| составляется по заданию частного владельца, несущего полную материальную ответственность (вплоть до разорения) за успех выполнения плана;      

|2| реализуется  в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделке и согласования с ними цены продажи;     

|3| вся существенная экономическая информация может быть собрана и осмыслена

именно  тем, кто принимает решения и  отвечает за них;      

|4| проверяется спросом покупателей, то есть именно их поведение в конечном счете определяет насколько вообще разумен был этот план.

     
    Рыночная  система (капитализм).

   Как же решаются главные экономические вопросы в условиях рыночного

хозяйства?

 
   Ответы на них даются с помощью одного-единственного механизма - цен, формирующихся на рынках ресурсов и товаров (услуг). Именно цены подают сигналы покупателю - что выгодно покупать, а производителю - что выгодно изготавливать для продажи. Именно цены подсказывают производителю, какой способ изготовления стоит избрать, а всем действующим лицам экономики, - какую часть своих ресурсов потратить сегодня, а какую зарезервировать на будущее. 
 
   Естественно, что цены могут играть роль таких универсальных сигналов лишь при определенных условиях их формирования и в определенной экономической среде. Подробное знакомство с этими условиями и экономической средой, в которой формируются и действуют рыночные цены, ждет нас впереди.
 

        Здесь же отметим, что решение главных проблем экономики с помощью рыночных механизмов возможно потому, что поведение людей в сфере хозяйственной деятельности обладает тремя особенностями: 
 
|1| люди стремятся к выгоде (а как ее понимать - разговор особый); 
 
|2| люди обычно действуют рационально, то есть ищут способы действий, обеспечивающие им получение наибольшей выгоды; 
 
|3| люди научились обмениваться благами ради увеличения своей выгоды.
 

      Рынок создает наилучшие возможности  для деятельности людей на основе такой логики в силу самой его природы: получить здесь нужные тебе блага можно только единственным способом - предложить в обмен нечто, желанное для других. Иными словами, рынок заставляет каждого, будь он даже самым отъявленным эгоистом, думать об интересах других: иначе его товар может оказаться ненужным и вместо выгоды получатся одни убытки. При этом все - и продавцы, и покупатели -

каждый  день ищут лучший вариант компромисса  между своими интересами. 

      А какова же цель смешанной  экономики? 

      Цель  экономики нельзя установить в отрыве от человека. Экономика должна перестать быть самоцелью или средством достижения власти, а должна рассматриваться в контексте культуры и экологии. Экономика существует постольку, поскольку существует человек и человечество. Я поддерживаю точку зрения швейцарского исследователя А. Риха, что экономика не самостоятельная система, а создана человеком для человека, и её фундаментальное предназначение – это служение жизни. 
 
      Ставя человека в центр экономики, мы должны принципиально по-иному посмотреть на понятие “экономический человек”. Оно охватывает сегодня весь спектр личности человека. Новый подход к человеку в экономике, к субъекту в экономике есть изменение самого содержания и сущности субъекта экономики. России легче, чем странам Запада, формировать качественно нового субъекта экономики, ибо россияне ещё полностью не покрылись “ржавчиной потребительского общества”.

 
 
 
 
 
 
 
 

Ответ на вопрос: 34). Характерные черты чистой монополии. 

Характерные черты монополии. 

      Чистая  монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Если на конкурентном рынке существует неограниченное (бесконечное) число фирм, отсутствуют барьеры для вступления в отрасль и ценовая дискриминация, а также как производители, так и покупатели выступают  в роли ценополучателей (price-takers). Напротив, в случае чистой монополии в отрасли действует только одна фирма, другими словами понятия “отрасль” и “фирма” совпадают. Непреодолимые барьеры для вступления на рынок и жесткая ценовая дискриминация делают монополиста единственным прайсмейкером и хозяином отрасли.  

      Рассмотрим теперь характеристики монополии более подробно. Возможно ли существование чистой монополии в реальности? Мы ведь знаем что понятие “совершенная конкуренция” к реальному рынку неприменимо. На самом деле в масштабах страны, а тем более всего мира о существовании чистой монополии не может быть и речи. “Microsoft” не является монополистом на рынке программного обеспечения, так как есть другие фирмы, пускай и более мелкого калибра, например “Apple”. То же самое можно сказать и про российский нефтяной рынок: у “Лукойла” есть конкуренты в виде ТНК – Тюменской нефтяной компании и других. Но если взять более скромный масштаб, например небольшой город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, одна стоматологическая клиника и т. д. В США 5% ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии. 

      Одной из важнейших особенностей монополии  является отсутствие у производимой продукции близких заменителей, то есть выпускаемый фирмой-монополистом продукт уникален. Такую фирму  можно в полной мере отнести к  естественным монополиям, когда увеличение числа компаний в отрасли вызывает рост средних издержек (АС). Типичным примером естественной монополии являются метрополитен, или муниципальные коммунальные службы. И та, и другая организация имеет такую глобальную структуру в пределах одного города как раз, чтобы сократить средние издержки. Представьте себе, чтобы одна коммунальная служба имела в своем ведении лишь одну квартиру многоэтажного дома. Тогда бы издержки этой службы резко поползли вверх: уборщице, электромонтеру, лифтеру, трубочисту, сантехнику, специалисту по телефонной сети и многим другим необходимо выплачивать заработную плату регулярно, а не когда у жильца этой квартиры прорвет трубу или он застрянет в лифте, и тогда бы коммунальная служба взимала непомерную оплату с этого жильца, а тот в свою очередь отказался бы от услуг службы. Действительно же легче одной такой бригаде коммунальной службы иметь в ведении целый дом, или даже несколько домов. Приведенный выше пример является иллюстрацией к эффекту масштаба производства. Как вы уже поняли, эффект масштаба – это и есть сокращение средних издержек путем роста предприятия, а также это один из барьеров для вступления в отрасль.  

      Существует  ряд других барьеров, как официальных, так и неофициальных. Государство  создает официальные барьеры, выдавая  патенты и лицензии. Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли  огромную роль в развитии таких компаний, как “Xerox”, “Kodak”, IBM, “Sony” и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР, и тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. В США подлежат лицензированию свыше 500 профессий (врачи, юристы, таксисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России). 

Информация о работе Характерные черты монополии