Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 00:38, реферат
Цель работы рассмотреть характеристику основных факторов общественного производства.
Введение…………………………………………………………….………..……3
1. Характеристика основных факторов общественного производства…...…...4
1.1. Понятие и классификация факторов производства……………..…………4
1.2. Факторные доходы и их функциональное распределение…………….…..8
1.3. Эффективность использования факторов производства……...………….10
2. Предпринимательство как фактор производства………………………..….12
Заключение……………………………………………………………..………...20
Список использованной литературы…………………………………...………21
-доходы общества (национальный доход как вновь созданная в течение года стоимость).
Совокупность этих доходов определяет максимальный спрос на блага, услуги, производительные ресурсы.
По итогам хозяйственной деятельности владельцы факторов производства получают доход в денежной форме — номинальный доход. По поводу этого дохода между его владельцем и государством возникает система сложных экономических отношений. Государство через налоги отбирает большую или меньшую часть этого дохода. Оставшаяся после уплаты налогов и процентов по ссудам часть представляет собой чистый доход.
Предприниматель
всегда пытается "спланировать" рынок,
максимально сократить
Любой предприниматель в процессе своей деятельности решает две глобальные задачи:
-как можно точнее определить социально-значимый заказ, его количественную и качественную характеристику;
-организовать управление фирмой таким образом, чтобы достичь поставленных целей.
Любое
предприятие одновременно выступает
как товаропроизводитель и
Величина издержек производства и их структура определяют конкретные требования к структуре покупки факторов производства. Особенности спроса на факторы производства определяются характером самого производства. Критерий отбора здесь один — наименьшие издержки производства при высоком качестве производимой продукции.
Исходным
для спроса на факторы производства
является спрос на конечный продукт
предприятия, т.е. спрос зависит от
объемов производства и цен на
факторы производства [3, С. 175].
1.3.
Эффективность использования
факторов производства
Факторы производства обладают взаимозаменяемостью. Она обусловлена разнообразными потребительскими свойствами продукта. В результате возможно производство продукта или блага при использовании различных факторов в разнообразных сочетаниях и пропорциях. Такая взаимозаменяемость и пропорциональная количественная переменность типична для современного производства.
Взаимозаменяемость факторов обусловлена не только спецификой потребностей и конструктивных особенностей изделия, но и главным образом ограниченностью ресурсов, с одной стороны, и эффективностью их использования — с другой. Предприниматель выбирает такую технологию производства, при которой дефицитный или сравнительно дорогой фактор производства используется в меньшей мере. Предпринимательство, таким образом, предполагает использование различных комбинаций факторов производства, руководствуясь потребностями неизбежного снижения издержек производства. Оно исчисляется путем сопоставления рыночной цены и затрат на изготовление определенного продукта.
Продукт — результат функционирования производства, результат затраченного труда. Появляясь в стадии производства, он проходит далее стадии распределения, обмена и потребления. Движение продукта образует реальное содержание и динамику функциональной экономической системы.
Таким образом, независимо от классификации все факторы, в конечном счете, используются для изготовления продукта.
Важнейшая характеристика производства — эффективность. В самом общем вида эффективность можно определить как отношение между результатом и затратами на этот результат. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, то принято говорить об эффективности производства данного хозяйственного субъекта. Другими словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина, в которой воплощен результат хозяйствования, тем выше эффективность. Эффективность производства в большей степени зависит от технологического выбора производства.
Технология выражает взаимодействие между основными факторами производства, а также открываемые наукой и практикой способы воздействия человека на предметы труда, основанные на механических, физических и химических свойствах средств производства.
Продукт
в определенной форме характеризует
результат производства, его эффект.
Соизмерение результатов производства
с затратами общественного труда на их
получение характеризует эффективность
производства: она показывает отношение
массы созданных и признанных обществом
потребительских благ к совокупным затратам
живого и общественного труда или факторов,
израсходованных в процессе производства.
2. Предпринимательство
как фактор производства
Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.
Современное понимание предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие, а в предпринимательстве - эксплуататорскую сущность. Лишь много позже на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали его решающее значение для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а Й. Шумпетер дал этому фактору современное его название - предпринимательство и определил основные функции предпринимательства:
создание
нового, еще не знакомого потребителю
материального блага или
введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.
Для характеристики предпринимательства как экономической категории центральной проблемой является установление его субъектов и объектов. Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.
Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. "Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой" - Й. Шумпетер [3, С. 167].
Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.
Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.
Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, носящей договорный характер, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличали от заработной платы и от процента на капитал.
Современные экономисты трактуют прибыль как вознаграждение за функцию предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства.
Прибыль как разница между полной выручкой и полными издержками имеет две формы: бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль рассчитывается путем вычета из полученного дохода так называемых внешних, или бухгалтерских, издержек (это денежные расходы фирмы на сырье, материалы, заработную плату, оборудование и т.д.). Фирма выплачивает эти деньги внешним поставщикам, покупая необходимые ей ресурсы на рынке.
Однако кроме бухгалтерских, явных издержек существуют и неявные, скрытые издержки, которые фирма также должна учитывать при оценке экономических результатов своей деятельности. Это платежи за ресурсы, которыми владеет и которые использует фирма. Они получили название альтернативных издержек, т.е. издержек упущенных возможностей. Хотя фирма не выплачивает эти издержки, фактически они существуют, так как при альтернативном использовании данные ресурсы могли бы принести доход. Поэтому эти скрытые издержки также необходимо вычесть из общего дохода для определения прибыли фирмы. В этом случае мы получим экономическую (чистую) прибыль.
В условиях совершенной конкуренции, т.е. в статичной экономической системе, функционирующей по замкнутому кругу, нет места для экономической прибыли. Предприниматель не получает прибыли и не терпит убытков, альтернативная стоимость услуг предпринимателя, которая войдет в полные издержки будет платой за его труд по организации и ведению дела. Такой доход - плата за управление в экономической теории получил название нормальной прибыли. Размер этой прибыли определяется доходом, который предприниматель мог бы получать, работая по найму. Это нижняя граница дохода предпринимателя, так как при доходе ниже этого предела предприниматель будет склонен отказаться от своей деятельности и принять наиболее благоприятное для него предложение о работе по найму.
Но вознаграждение фактора предпринимательства происходит не только из нормальной прибыли, которая входит в экономические издержки, но и из возможного излишка дохода, превышающего явные и неявные издержки, т.е. из экономической прибыли. Эти излишки образуются следующим образом. Рыночные структуры отличаются определенным несовершенством конкуренции: нехватка информации, концентрация производства в руках немногих фирм, выпуск новых, неизвестных ранее изделий - одним словом, экономики находится в состоянии непрерывного развития, динамического преобразования, что придает ей известную неопределенность. В основном такое состояние экономической системы обусловлено действиями предпринимателей, ищущих свои ниши на рынке и использующих их в своих интересах. Это ведет к нарушению сложившегося рыночного равновесия, и на какой-то период одни предприниматели оказываются в более выгодном положении, чем другие, их конкуренты, и стремятся реализовать эту выгоду с пользой для себя. Но эта выгода заранее далеко не явная, не очевидная. Предприниматель всегда идет на риск, когда решает начать какое-то новое дело, осуществить какие-то инновации, купить чьи-то ценные бумаги, поставить на неизвестный рынок свою продукцию и т.д. Это порождает состояние неопределенности, в которой приходится искать правильные решения и т.д.
Информация о работе Характеристики основных факторов общественного производства