Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение экономико-географической характеристики Прибайкальского региона.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
1. рассмотреть экономико-географическое положение и характеристику природно-ресурсного потенциала региона.
2. население региона: численность, плотность, особенности расселения, урбанизации.
3. экономико-географическая характеристика промышленного комплекса:
а) география отраслей ТЭКа;
б) создание комплекса энергоемких отраслей – цветной металлургии и химии;
в) особенности формирования лесного комплекса.
4. Характеристика ТПК и промышленных узлов региона.
5. Проблемы развития транспортных связей.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Экономико-географическое положение и характеристика природно-ресурсного потенциала региона 4
2. Население региона: численность, плотность, особенности расселения, урбанизации. 5
3. Экономико-географическая характеристика промышленного комплекса 6
3.1 География отраслей топливно-энергетического комплекса 6
3.2 Создание комплекса энергоемких отраслей – металлургии и химии 8
3.3 Особенности формирования лесного комплекса 10
3.4 Озеро Байкал как основа природно-ресурсной системы Восточной Сибири 11
4. Характеристика ТПК и промышленных узлов региона 13
5. Проблемы развития транспортных связей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
На базе лесных ресурсов, запасы которых составляют 800 млн. м3, планируется создать ряд новых лесопромышленных предприятий с разным набором производств. В его пределах будет полный цикл деревообрабатывающих предприятий, включая целлюлозные заводы и связанные с ними бумажные и картонные фабрики, а также цеха лесохимии.
Ценные кедровые леса, которые здесь широко распространены, выделяются в зону особого режима природопользования с правом организованного орехопромыслового хозяйства.
Минерально-сырьевая база ТПК позволяет организовать производство по добыче каменной соли, плавикового шпата, на Марковском и Ярактинском нефтегазоносных месторождениях — добычу нефти, газа. В 1993 г . на Ярактинском месторождении было добыто 17 тыс. т нефти, для местных нужд используется газ. Планируется построить нефтепровод Усть-Кут — Марково — Яракта протяженностью 212 км . Параллельно нефтепроводу ляжет нитка газопровода, который обеспечит топливом города Усть-Кут, Железногорск, Усть-Илимск, возможно, Киренск. Запасы газа в трех месторождениях составляют 125 млрд. м3.
Большую значимость
для области приобретает
Газ этого месторождения в первую очередь должен поступить в Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское и улучшить экологическую обстановку этих городов.
Реки имеют судоходное и рыбохозяйственное значение, обладают значительным гидроэнергетическим потенциалом. В перспективе на них возможно строительство ГЭС, что позволит улучшить судоходные условия в верхней части реки Лены и обеспечить район дешевой электроэнергией.
Леса Приленья, особенно кедровники, богаты пушниной, диким зверем. Возможна организация охотничьих хозяйств.
Широкие террасированные долины рек, пологие склоны с плодородными темно-коричневыми почвами создают сравнительно благоприятные условия для развития сельского хозяйства, как земледелия, так и животноводства мясо-молочного направления. Плотность населения небольшая.
Основными промышленными пунктами ВЛТПК являются: Киренск — речной и воздушный порт, центр заготовки и переработки древесины, судостроения и ремонта; Усть-Кут — крупный железнодорожный, речной и воздушный транспортный центр, перевалочная база грузов, поставляемых на Север, здесь ведется лесопереработка, развито судостроение и производится ремонт судов речного типа. Марково — Ковыкта — первые пункты по добыче нефти, газа для местных нужд; Жигалово — будущий центр газовой промышленности; Качуг — начальный пункт малотоннажного судоходства на реке Лене, центр судостроения; Звездный, Улькан, Магистральный — железнодорожные пункты, центры заготовки и отгрузки древесины.
Большое значение в осуществлении
межрайонных и внутрирайонных связей
имеет железнодорожный
Железные дороги сконцентрированы на юге региона и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая - Усть-Илимск, Решеты - Богучаны, Ачинск - Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины.
Важное значение имеет речной транспорт. Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, - Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.
Прибайкальский регион располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан - Кызыл),- автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двухкратное преобладание вывоза над ввозом. Из региона вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления.
Транспортные проблемы концентрируются, прежде всего, в Прибайкальском районе, на исторически удаленных от центра страны территориях, где всем жителям, включая, конечно, бизнесменов, и без того приходится преодолевать немало трудностей из-за этой самой удаленности и специфических природно-климатических условий.
Наверное, сегодня трудно найти человека, который бы отрицал огромный потенциал Прибайкальского региона. Это и его географическое положение, и богатейшие запасы минеральных ресурсов, леса, биоресурсов, промышленных возможностей и значительная часть полезных ископаемых планеты, которые без дорог смело, могут называться бесполезными. Но потенциал этот пока практически не используется. Регион является одним из наименее освоенных, запасы недр, имеющие высокую промышленную оценку, эксплуатируются недостаточно из-за отсутствия устойчивых транспортных связей и разветвленной транспортной инфраструктуры. Недаром говорят, что дороги – кровь экономики. Где они появляются – рождается иное качество жизни. Это в полной мере касается Прибайкальского региона.
Значит инфраструктура восточных и северных территорий должна развиваться ускоренными темпами. Без этого не будет ни поступательного экономического роста, ни выполнения той задачи, которую поставило руководство страны: перехода от простого освоения ресурсов к их глубокой переработке.
Экономико-географическое положение Прибайкальского региона в центре Азии, удаленность от теплых океанов и обусловленные этим природные условия затрудняют хозяйственное освоение территории. Кроме того, Ангаро-Енисейский регион значительно удален от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны.
Природные условия региона характеризуются суровостью климата, наличием мерзлоты, торфяных болот, тундры, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор. Неблагоприятность природных условий возрастает в северном и восточном направлениях. Наиболее удобной, в природно-климатическом отношении считается юго-западная часть Прибайкальского региона. Поэтому здесь сосредоточены основная масса населения, крупнейшие промышленные центры, наиболее развиты транспортные связи.
Производится переработка
Крупный представитель Прибайкальского региона - Иркутск лежит на Транссибирской магистрали. Что касается Иркутска, то второй по численности населения город в регионе тесно связан с деревопереработкой, машиностроительными заводами и переработкой слюды. Также имеет гидроэлектростанцию (Иркутская ГЭС), несколько пригородов-спутников (Ангарск, Шелехов), которые специализируются, соответственно, на нефтехимии и алюминиевой промышленности.
8. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2008.: Стат. сб./Росстат. – М., 2009.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2009г.: Стат. сб./Росстат. – М., 2010.
10. Российский статистический ежегодник, 2009: Стат. сб./Росстат. – М., 2010.
11. Россия и страны мира, 2007.: Стат. сб./Росстат. – М., 2008
12. Металлы Восточной Сибири / www.metalinfo.ru
13. Промышленность России. Цифры и факты. / Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики www.gsk.ru
14 Республика Бурятия / Официальный портал органов государственной власти Республики Бурятии egov-burytia.ru
15. Иркутская область / Эксперт РА www.raexpert.ru
16. Забайкальский край / Эксперт РА www.raexpert.ru
17. Электроэнергетика России // Аналитические обзоры www.raexpert.ru
2. График «Удельный вес региона в России и в ФО в производстве угля, электроэнергии, продукции лесного комплекса».
Производство электроэнергии (2009г.)9 | ||||||
пр-во электроэнергии, млрд. кВт/ч |
удельный вес, % | |||||
Россия |
1015,3 |
100 | ||||
Сибирский ФО |
206,1 |
20,2 | ||||
Прибайкальский р-н |
143,45 |
14,1 | ||||
Добыча угля (2009г.)10 | ||||||
добыча угля, тыс. т |
удельный вес, % | |||||
Россия |
313787 |
100 | ||||
Сибирский ФО |
256953 |
82 | ||||
Прибайкальский р-н |
57882 |
18,4 | ||||
Производство пиломатериалов (2009г.)11 | ||||||
Производство пиломатериалов, тыс. м3 |
удельный вес, % | |||||
Россия |
24300 |
100 | ||||
Сибирский ФО |
7781 |
32 | ||||
Прибайкальский р-н |
5682 |
23,3 |
Рисунок: Графики удельного веса производства электроэнергии, добычи угля и производства пиломатериалов
Характеристика субъектов РФ Прибайкальского региона
Субъекты РФ |
Территория |
Численность населения |
Сельское хозяйство |
Природные ресурсы |
Специализация промышленности |
Иркутская область |
767,9 тыс. км2 (4,5% от территории РФ) |
2508 тыс. ч (1,75% от населения РФ) |
В сельском хозяйстве занимаются выращивание зерновых, а также животноводством, оленеводством, звероводством, пушным промыслом и рыболовством |
железные руды, золото, редкие металлы, уголь, химическое сырье (поваренная соль, чистые известняки, апатиты, фосфориты), слюда, строительное сырье, нефть, драгоценные и полудрагоценные камни. |
электроэнергетика, угольная промышленность (добыча угля), машиностроение, лесной комплекс |
Республика Бурятия |
351,3 тыс. км2 (2% от территории РФ) |
960 тыс. ч (0,67% от населения РФ) |
Местные ресурсы сельскохозяйственного сырья формируют основу пищевой промышленности Бурятии, прдставленной предприятиями по приоизводству мясной, молочной, рыбной, мукомольно-Крупяной, комбикормовой, ликероводочной продукции, кондитерских изделий. |
вольфрам, молибден, золото, полиметаллы, каменный и бурый уголь, апатиты, асбест, кварцевые песчаники. |
горнодобывающая, золотодобыча, угледобыча, электоэнергетика. |
Забайкальский край |
431,5 тыс. км2 (2,5% от территории РФ) |
1117,03 тыс. ч (0,78% от населения РФ) |
В сельском хозяйстве края занимаются выращиванием зерновых, а также животноводством, оленводством, звероводством, пушным промыслом и раболовстом |
уголь, железная руда, цветные и редкие металлы, мрамор |
цветная металлургия, пищевая , топливная(угледобыча) |
4. Выполнить расчетное
задание: по формуле душевого
производства выделить отрасли
специализации для
Таблица 1: Производство электроэнергии в РФ по Федеральным Округам (2009г.)12
Россия |
Забайкальский край |
Иркутская область |
Республика Бурятия | |
Производство электроэнергии |
1015,3 |
57,1 |
59,7 |
21,9 |
Добыча угля |
313787 |
34442 |
14491 |
5109 |
Сельское хозяйство |
1931,629 |
44,570 |
26,685 |
5,675 |
Черная металлургия |
53701 |
29,6 |
- |
- |
Численность населения |
142009 |
2890 |
2508 |
537 |