Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:23, реферат
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания
ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [1, c.30].
С помощью налоговой
системы государство реализует
свои функции по управлению (регулированию,
распределению и
Направленная на построение социально ориентированной рыночной экономики налоговая система республики Беларусь начала вводиться с начала 1992 года. Основу ее составил закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь». Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов. Кроме того юридические лица уплачивали 8 видов отчисление в различные внебюджетные фонды.
В дальнейшем система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размера ставок, предоставления льгот. Существенные изменения произошли в части внебюджетных средств, большинство из которых были объединены и преобразованы в бюджетные фонды с одновременным пересмотром их ставок. Изменялась структура налогов, снижался уровень налоговой нагрузки.
В настоящее
время в республике практически
создана систематизированная
С 1 января 2004 года вступила в силу Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [2,c.30].
В настоящее
время в экономической
Экономическая эффективность. Налоговая система не должна противоречить интересам стабильной и самовозрастающей экономики.
Простота налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов относительно дешёвой.
Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на экономическую конъюнктуру без внесения изменений в налоговое законодательство.
Определённость. Плательщики должны знать, какие, когда и на каких условиях они будут платить налоги в течение определённого периода времени в будущем.
Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам [3,c.40].
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
1. Фискальная, суть
которой состоит в пополнении
доходов государства на
2. Распределительная,
суть которой состоит в
3. Регулирующая,
суть которой в активном
4. Контрольная,
суть которой состоит в
Элементами налоговой системы являются
налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:
- виды налогов;
- субъект налога;
- предмет и объект налогообложения;
- источники выплаты налоговых платежей;
- ставка налога;
- база налогообложения;
- методы налогообложения;
- налоговые льготы;
- налоговый и отчетный периоды;
- санкции;
- порядок уплаты
и сроки перечисления
налоговое законодательство;
налоговые службы [5,c.38].
Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).
По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).
По принципам построения выделяют следующие налоги:
прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;
регрессивный
налог характеризуется
пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог.
Юридические лица, подлежащие налогообложению:
1) юридические лица Республики Беларусь;
2) иностранные
юридические лица и
3) простые товарищества
(участники договора о совместн
4) хозяйственные группы.
Физические лица, подлежащие налогообложению:
1) граждане Республики Беларусь;
2) граждане либо
подданные иностранного
3) лица без гражданства (подданства)».
Объект налога - то, что подлежит налогообложению:
доход;
имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);
передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
потребление (акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость);
ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные товары).
Предметом налогообложения
признается экономическая и
производственная деятельность;
коммерческая деятельность;
финансовая деятельность.
Производственная деятельность
связана с производством
Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможных финансовых услуг.
Разновидностью
Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Источники уплаты налога - доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг) [6,c.35].
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине) [7,c 60].
В теории и практике налогов большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются:
• твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);
• пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль);
• прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога; при сложной - объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более выгодна плательщику, поскольку обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход подлежит обложению высокой ставкой;
• регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.
Начисление налогов может производиться двумя методами:
некумулятивным, когда налоговая база облагается по частям без нарастающего итога;
кумулятивным, при котором исчисление налога производится нарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль) [6,c.40].
Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы имеют большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.
Согласно Налоговому
кодексу «налоговыми льготами признаются
предоставляемые отдельным
• освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);
• дополнительных
по отношению к учитываемым
• пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;
• в ином виде,
установленном Президентом
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные
По налогам
могут устанавливаться в
введение налогооблагаемого минимума — освобождение от налога части его объекта;
установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение ставок налога, уменьшение его оклада;
предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога);
изъятие из налогообложения части объекта налога;
вычет из налогового платежа за расчетный период;
освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.
В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы:
общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога;
специальные, предоставляемые
отдельным группам
Налоговое законодательство предусматривает предоставление множества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в четыре группы.
Производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значение для национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развития производства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, с которыми связано вхождение предприятий в рынок;
Социальные льготы, которые имеют целью облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем;
Экологические льготы, которые создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов;
Специальные льготы, которые имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков [5,c.45].
Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов [7,c.71].
Уплата налогов может осуществляться тремя способами:
Информация о работе Характеристика налоговой системы Республике Беларусь