Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:28, курсовая работа
Одной из самых важных проблем на современном этапе развития международных отношений является проблема, вооруженных конфликтов. На Кавказе возник новый серьезный очаг международной напряженности. События в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Чечне обрели характер военных конфликтов, подобных тем какие происходят на Балканах и в Средней Азии.
Так что в рамках Евросоюза задачу выработки единой позиции можно было назвать первоочередной. Именно поэтому уже 13 августа по инициативе Франции состоялось внеочередное заседание Совета ЕС на уровне министров иностранных дел европейских государств.
В результате долгих обсуждений ЕС приветствовал подписание соглашения о прекращении огня, выработанное при посредничестве Николя Саркози, а также призвал конфликтующие стороны выполнять взятые на себя обязательства. В итоговом пресс-релизе содержится пункт о том, что ЕС готов участвовать в разрешении конфликта, оказывать гуманитарную помощь пострадавшему населению.
Однако к какому-либо единому мнению по поводу санкций против России государства не пришли. В этой ситуации, будучи действующим председателем Евросоюза, Николя Саркози принял решение созвать экстренный саммит ЕС на уровне глав государств. Этого очень настойчиво добивалось руководство Польши, а также главы прибалтийских государств.
Заседание на уровне глав государств прошло 1 сентября в Брюсселе. Главной темой снова был грузино-осетинский конфликт, а также будущие отношения с Россией, в частности возможность принятия каких-либо санкций против неё.
В итоговой резолюции саммита, обнародованной 3 сентября, участники осудили неприемлемую и непропорциональную военную акцию России в Грузии. Также было опубликовано решение о временном приостановлении переговоров о заключении соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ. Перерыв в переговорах должен действовать до тех пор, «пока все вооружённые силы РФ не отойдут за обозначенные в плане «Медведева-Саркози» рубежи»[25] . Комиссия Евросоюза признала, что российские вооружённые части выведены с территории Грузии, но пока ещё остаются на территории Абхазии и Южной Осетии в количестве, не соответствующем цифрам до начала конфликта.
Европарламент осудил признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и потребовал вывести все российские войска из Грузии, в том числе из порта Поти.
Было поддержано решение лидеров стран ЕС о замораживании переговоров о новом соглашении о сотрудничестве и партнёрстве с Россией, а также призывы к уменьшению энергозависимости Европы от России
Timid as this response may seem, it is also something of a watershed: for the first time the EU’s 27 countries got together and agreed on sharp public criticism of Russia.
На 14 ноября был намечен саммит Россия – ЕС. Незадолго до саммита Николя Саркози заявил, что у ЕС нет оснований не возобновлять переговоры с Москвой . Он призвал своих коллег объединиться и умерить свои чувства. Только выработав единую позицию, по его словам, Евросоюз будет наиболее силен, чтобы обсуждать наиболее сложные вопросы. Он был поддержан господином Баррозу, председателем Еврокомиссии.
У
стран ЕС, наконец-то, сложилась четкая
позиция по югоосетинскому конфликту:
продолжать сотрудничество с Россией,
но необходимо проведение Женевских дискуссий
для того, чтобы попробовать урегулировать
статус Абхазии и Южной Осетии в соответствии
с принципом территориальной целостности
Грузии.
ОБСЕ
Генеральный
секретарь Организации по безопасности
и сотрудничеству в Европе Марк Перрин
де Бришамбо заявил 17 августа на пресс-конференции
во Владикавказе: «Судьбу Южной Осетии
должен решать сам народ Южной Осетии.
Люди живут в очень тяжёлых условиях. При
принятии решения нужно будет учитывать
историю и реалии». [27]
ПАСЕ
Докладчик ПАСЕ по Грузии Матиас Йорш (Венгрия), прибывший 19 августа в Тбилиси с чрезвычайным визитом, заявил, что Совет Европы обсудит санкции, которые могут быть введены против России: «В Совете Европы обязательно состоятся дебаты, где мы обсудим те санкции, которые могут быть введены против России. Для нас категорически неприемлемо, что один из членов Совета Европы осуществляет агрессивные действия в XXI веке».
С 22 по 25 сентября 2008 года делегация в составе девяти членов ПАСЕ во главе с докладчиком Ассамблеи по России Люком ван ден Бранде посетила Россию, Грузию и Южную Осетию. По итогам поездки 25 сентября руководитель делегации ПАСЕ Люк ван ден Бранде провёл пресс-конференцию, на которой сказал, в частности: «Когда мы говорим о геноциде, мы должны об этом говорить осторожно. Мы не можем назвать геноцидом то, что произошло в Цхинвали. То, что произошло, больше похоже на этническую чистку. В этом мы убедились после встречи с жителями грузинских сел в зоне конфликта. Они чувствуют себя незащищенными и требуют патрулирования грузинской полиции». Докладчик по Грузии Маттиас Йорш также сказал: «Для нас очевидно, что не Грузия ввела войска на территорию РФ, а Россия — на территорию Грузии, и мы считаем, что Россия должна вывести все свои войсковые подразделения из Грузии».
28 января 2009 года
Парламентская ассамблея Совета Европы,
обсудив ситуацию вокруг российско-грузинского
военного конфликта, приняла резолюцию
с грузинской поправкой, которая осуждает
признание Россией независимости Южной
Осетии и Абхазии: «Ассамблея подтверждает
приверженность территориальной целостности
и суверенитету Грузии и повторяет призыв
к России отозвать решение о признании
независимости Южной Осетии и Абхазии,
а также полностью соблюдать суверенитет
и территориальную целостность Грузии,
нерушимость ее границ»
ШОС
28 августа
на саммите ШОС была принята политическая
декларация, в которой, в частности, говорилось:
«Государства-члены ШОС приветствуют
одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести
принципов урегулирования конфликта в
Южной Осетии и поддерживают активную
роль России в содействии миру и сотрудничеству
в данном регионе». [31] Одновременно государства—члены
ШОС выразили «глубокую озабоченность
в связи с возникшей напряженностью в
югоосетинском вопросе» и призвали «соответствующие
стороны путём мирного диалога разрешать
существующие проблемы», поскольку «ставка
исключительно на силовое решение не имеет
перспективы, препятствует комплексному
урегулированию локальных конфликтов».
Страны ШОС выступили за «сохранение единства
государств и их территориальной целостности
в соответствии с международным правом».
МВФ
3 сентября
министр экономического развития Грузии
Екатерина Шарашидзе сообщила, что Международный
валютный фонд одобрил предоставление
Грузии кредита в размере $750 млн, которые
будут переданы в течение 18 месяцев и позволят
смягчить негативное воздействие конфликта
на грузинскую экономику. [33]
Внешнее
воздействие стран:
Абхазия
Ещё 5 августа министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил, что Абхазия может открыть второй фронт против Грузии, если та начнёт широкомасштабную атаку против Осетии. [34]
Россия
Председатель российского правительства Владимир Путин, находясь в Пекине на Олимпиаде-2008, заявил 8 августа, что начало Грузией военного конфликта в Южной Осетии не останется без ответной реакции со стороны России.
8 августа президент России Дмитрий Медведев заявил на экстренном заседании Совета безопасности РФ: «В Южной Осетии грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей. Гибнут мирные люди, женщины, дети, старики, и большинство из них — это граждане РФ. В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как президент я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились».
25 августа Госдума РФ приняла обращение к президенту РФ с предложением признать независимость Абхазии и Южной Осетии. За этот проект проголосовали 447 депутатов из 450. Госдума также обратилась с призывом признать Абхазию и Южную Осетию к парламентам стран-членов ООН. За это проголосовали все 450 депутатов.[36] С аналогичным обращением признать независимость Абхазии и Южной Осетии к президенту России обратился также Совет Федерации.[37]
26 августа 2008 года Россия официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии.
Из
этого следует, что внешнее воздействие
России осуществлялось не только на словах,
но и в конкретных действиях.
США
США
активно включились в российско-грузинский
конфликт. Вашингтон занял позицию на
стороне Тбилиси, однако все же не посмел
бросить открытый вызов Москве. Поэтому
в Грузию вылетала только гуманитарная
помощь, правда доставляют ее военные
самолеты, а в качестве экспедиторов выступают
военные инструкторы США.
Гуманитарная помощь - это палатки, раскладушки,
медикаменты, одежда. Еще около $670 тыс.
были выделены Грузии различными госведомствами,
как отмечает газета The Washington Times, для относительного
небольшого и уже завершившегося военного
конфликта, это очень внушительные размеры.
Нельзя оставить без внимания и то, что
на первом самолете в Тбилиси прилетели
12 американских специалистов - в официальном
Пентагоне их называют "группой оценки",
однако американские СМИ указывают, что
среди этих людей есть наемные гражданские
служащие, которые до этого занимались
подготовкой грузинских военных. Очевидно,
что Вашингтон высылает в Грузию своих
военных инструкторов.
И все же транспортные самолеты, пускай даже и с символикой ВВС США, консультанты и палатки - это еще не военная помощь. Кроме того, показательно то, что Вашингтон немедленно опроверг высказывания Саакашвили, который стремясь выдать желаемое за действительное, заявил, что американцы будут охранять грузинские морские и воздушные порты.
Тем не менее, США дают понять, что они готовы пойти на достаточно активные действии в поддержку Грузии. Так, в экстренную командировку в Тбилиси и Париж вылетела Кондолиза Райс.
9 августа на встрече с журналистами в Пекине президент США Джордж Буш заявил, что «Грузия — суверенное государство и её территориальная целостность должна уважаться».[38] Буш призвал Россию прекратить бомбардировки и все стороны — прекратить насилие и восстановить статус-кво на 6 августа.
10 августа заместитель советника президента США по национальной безопасности Джим Джеффри заявил, что дальнейшая эскалация конфликта вокруг Южной Осетии с российской стороны может серьёзно осложнить российско-американские отношения в долгосрочной перспективе. [39]
10 августа на заседании Совета Безопасности ООН постоянный представитель США в ООН Халилзад обвинил Россию в том, что она произвела существенное наращивание военного присутствия в районе Южной Осетии, что привело к резкой эскалации военных операций против грузинских сил — при поддержке России началось военное наступление в Абхазии.
13 августа высокопоставленный источник в Пентагоне сообщил Reuters на условиях анонимности об отмене совместных военных учений России и НАТО.
14 августа госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что в случае продолжения военной операции в Грузии России угрожает изоляция на международной арене.
18 сентября 2008 года госсекретарь США Кондолиза Райс, выступая в вашингтонском представительстве фонда «German Marshall Fund» с речью, посвящённой отношениям США и России, сказала, в частности: «7 августа, после многократных нарушений перемирия в Южной Осетии, включая обстрел грузинских деревень, правительство Грузии начало масштабную войсковую операцию в Цхинвали и других районах сепаратистского региона. К прискорбию, в ходе боёв были убиты несколько российских миротворцев. Но ситуация ухудшилась далее, когда российское руководство нарушило суверенитет и территориальную целостность Грузии, начав полномасштабное вторжение через международно признанную границу. Вторжение России в Грузию не достигло и не достигнет никакой долговечной стратегической цели».