Грузино-Осетинский конфликт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Одной из самых важных проблем на современном этапе развития международных отношений является проблема, вооруженных конфликтов. На Кавказе возник новый серьезный очаг международной напряженности. События в Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Чечне обрели характер военных конфликтов, подобных тем какие происходят на Балканах и в Средней Азии.

Работа содержит 1 файл

конфликт.doc

— 871.00 Кб (Скачать)

     Так что в рамках Евросоюза задачу выработки единой позиции можно было назвать первоочередной. Именно поэтому уже 13 августа по инициативе Франции состоялось внеочередное заседание Совета ЕС на уровне министров иностранных дел европейских государств.

     В результате долгих обсуждений ЕС приветствовал подписание соглашения о прекращении огня, выработанное при посредничестве Николя Саркози, а также призвал конфликтующие стороны выполнять взятые на себя обязательства. В итоговом пресс-релизе содержится пункт о том, что ЕС готов участвовать в разрешении конфликта, оказывать гуманитарную помощь пострадавшему населению.

     Однако к какому-либо единому мнению по поводу санкций против России государства не пришли. В этой ситуации, будучи действующим председателем Евросоюза, Николя Саркози принял решение созвать экстренный саммит ЕС на уровне глав государств. Этого очень настойчиво добивалось руководство Польши, а также главы прибалтийских государств.

     Заседание на уровне глав государств прошло 1 сентября в Брюсселе. Главной темой снова был грузино-осетинский конфликт, а также будущие отношения с Россией, в частности возможность принятия каких-либо санкций против неё.

     В итоговой резолюции саммита, обнародованной 3 сентября, участники осудили неприемлемую и непропорциональную военную акцию России в Грузии. Также было опубликовано решение о временном приостановлении переговоров о заключении соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ. Перерыв в переговорах должен действовать до тех пор, «пока все вооружённые силы РФ не отойдут за обозначенные в плане «Медведева-Саркози» рубежи»[25] . Комиссия Евросоюза признала, что российские вооружённые части выведены с территории Грузии, но пока ещё остаются на территории Абхазии и Южной Осетии в количестве, не соответствующем цифрам до начала конфликта.

     Европарламент осудил признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии и потребовал вывести все российские войска из Грузии, в том числе из порта Поти.

     Было поддержано решение лидеров стран ЕС о замораживании переговоров о новом соглашении о сотрудничестве и партнёрстве с Россией, а также призывы к уменьшению энергозависимости Европы от России

     Timid as this response may seem, it is also something of a watershed: for the first time the EU’s 27 countries got together and agreed on sharp public criticism of Russia.

     На 14 ноября был намечен саммит Россия – ЕС. Незадолго до саммита Николя Саркози заявил, что у ЕС нет оснований не возобновлять переговоры с Москвой . Он призвал своих коллег объединиться и умерить свои чувства. Только выработав единую позицию, по его словам, Евросоюз будет наиболее силен, чтобы обсуждать наиболее сложные вопросы. Он был поддержан господином Баррозу, председателем Еврокомиссии.

     У стран ЕС, наконец-то, сложилась четкая позиция по югоосетинскому конфликту: продолжать сотрудничество с Россией, но необходимо проведение Женевских дискуссий для того, чтобы попробовать урегулировать статус Абхазии и Южной Осетии в соответствии с принципом территориальной целостности Грузии. 

     ОБСЕ 

     Генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Марк Перрин де Бришамбо заявил 17 августа на пресс-конференции во Владикавказе: «Судьбу Южной Осетии должен решать сам народ Южной Осетии. Люди живут в очень тяжёлых условиях. При принятии решения нужно будет учитывать историю и реалии». [27] 

     ПАСЕ 

     Докладчик ПАСЕ по Грузии Матиас Йорш (Венгрия), прибывший 19 августа в Тбилиси с чрезвычайным визитом, заявил, что Совет Европы обсудит санкции, которые могут быть введены против России: «В Совете Европы обязательно состоятся дебаты, где мы обсудим те санкции, которые могут быть введены против России. Для нас категорически неприемлемо, что один из членов Совета Европы осуществляет агрессивные действия в XXI веке».

     С 22 по 25 сентября 2008 года делегация в составе девяти членов ПАСЕ во главе с докладчиком Ассамблеи по России Люком ван ден Бранде посетила Россию, Грузию и Южную Осетию. По итогам поездки 25 сентября руководитель делегации ПАСЕ Люк ван ден Бранде провёл пресс-конференцию, на которой сказал, в частности: «Когда мы говорим о геноциде, мы должны об этом говорить осторожно. Мы не можем назвать геноцидом то, что произошло в Цхинвали. То, что произошло, больше похоже на этническую чистку. В этом мы убедились после встречи с жителями грузинских сел в зоне конфликта. Они чувствуют себя незащищенными и требуют патрулирования грузинской полиции». Докладчик по Грузии Маттиас Йорш также сказал: «Для нас очевидно, что не Грузия ввела войска на территорию РФ, а Россия — на территорию Грузии, и мы считаем, что Россия должна вывести все свои войсковые подразделения из Грузии».

     28 января 2009 года Парламентская ассамблея Совета Европы, обсудив ситуацию вокруг российско-грузинского военного конфликта, приняла резолюцию с грузинской поправкой, которая осуждает признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии: «Ассамблея подтверждает приверженность территориальной целостности и суверенитету Грузии и повторяет призыв к России отозвать решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, а также полностью соблюдать суверенитет и территориальную целостность Грузии, нерушимость ее границ» 

 

     ШОС 

     28 августа на саммите ШОС была принята политическая декларация, в которой, в частности, говорилось: «Государства-члены ШОС приветствуют одобрение 12 августа 2008 года в Москве шести принципов урегулирования конфликта в Южной Осетии и поддерживают активную роль России в содействии миру и сотрудничеству в данном регионе». [31] Одновременно государства—члены ШОС выразили «глубокую озабоченность в связи с возникшей напряженностью в югоосетинском вопросе» и призвали «соответствующие стороны путём мирного диалога разрешать существующие проблемы», поскольку «ставка исключительно на силовое решение не имеет перспективы, препятствует комплексному урегулированию локальных конфликтов». Страны ШОС выступили за «сохранение единства государств и их территориальной целостности в соответствии с международным правом». 

     МВФ 

     3 сентября министр экономического развития Грузии Екатерина Шарашидзе сообщила, что Международный валютный фонд одобрил предоставление Грузии кредита в размере $750 млн, которые будут переданы в течение 18 месяцев и позволят смягчить негативное воздействие конфликта на грузинскую экономику. [33] 

     Внешнее воздействие стран: 

      Абхазия

     Ещё 5 августа министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба заявил, что Абхазия может открыть второй фронт против Грузии, если та начнёт широкомасштабную атаку против Осетии. [34]

       Россия

     Председатель российского правительства Владимир Путин, находясь в Пекине на Олимпиаде-2008, заявил 8 августа, что начало Грузией военного конфликта в Южной Осетии не останется без ответной реакции со стороны России.

     8 августа президент России Дмитрий Медведев заявил на экстренном заседании Совета безопасности РФ: «В Южной Осетии грузинские войска, по сути, совершили акт агрессии против российских миротворцев и мирных жителей. Гибнут мирные люди, женщины, дети, старики, и большинство из них — это граждане РФ. В соответствии с Конституцией и федеральным законодательством как президент я обязан защищать жизнь и достоинство российских граждан, где бы они ни находились».

     25 августа Госдума РФ приняла обращение к президенту РФ с предложением признать независимость Абхазии и Южной Осетии. За этот проект проголосовали 447 депутатов из 450. Госдума также обратилась с призывом признать Абхазию и Южную Осетию к парламентам стран-членов ООН. За это проголосовали все 450 депутатов.[36] С аналогичным обращением признать независимость Абхазии и Южной Осетии к президенту России обратился также Совет Федерации.[37]

     26 августа 2008 года Россия официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

     Из этого следует, что внешнее воздействие России осуществлялось не только на словах, но и в конкретных действиях. 

       США 

     США активно включились в российско-грузинский конфликт. Вашингтон занял позицию на стороне Тбилиси, однако все же не посмел бросить открытый вызов Москве. Поэтому в Грузию вылетала только гуманитарная помощь, правда доставляют ее военные самолеты, а в качестве экспедиторов выступают военные инструкторы США. 
Гуманитарная помощь - это палатки, раскладушки, медикаменты, одежда. Еще около $670 тыс. были выделены Грузии различными госведомствами, как отмечает газета The Washington Times, для относительного небольшого и уже завершившегося военного конфликта, это очень внушительные размеры.  
Нельзя оставить без внимания и то, что на первом самолете в Тбилиси прилетели 12 американских специалистов - в официальном Пентагоне их называют "группой оценки", однако американские СМИ указывают, что среди этих людей есть наемные гражданские служащие, которые до этого занимались подготовкой грузинских военных. Очевидно, что Вашингтон высылает в Грузию своих военных инструкторов.

     И все же транспортные самолеты, пускай даже и с символикой ВВС США, консультанты и палатки - это еще не военная помощь. Кроме того, показательно то, что Вашингтон немедленно опроверг высказывания Саакашвили, который стремясь выдать желаемое за действительное, заявил, что американцы будут охранять грузинские морские и воздушные порты.

     Тем не менее, США дают понять, что они готовы пойти на достаточно активные действии в поддержку Грузии. Так, в экстренную командировку в Тбилиси и Париж вылетела Кондолиза Райс.

     9 августа на встрече с журналистами в Пекине президент США Джордж Буш заявил, что «Грузия — суверенное государство и её территориальная целостность должна уважаться».[38] Буш призвал Россию прекратить бомбардировки и все стороны — прекратить насилие и восстановить статус-кво на 6 августа.

     10 августа заместитель советника президента США по национальной безопасности Джим Джеффри заявил, что дальнейшая эскалация конфликта вокруг Южной Осетии с российской стороны может серьёзно осложнить российско-американские отношения в долгосрочной перспективе. [39]

     10 августа на заседании Совета Безопасности ООН постоянный представитель США в ООН Халилзад обвинил Россию в том, что она произвела существенное наращивание военного присутствия в районе Южной Осетии, что привело к резкой эскалации военных операций против грузинских сил — при поддержке России началось военное наступление в Абхазии.

     13 августа высокопоставленный источник в Пентагоне сообщил Reuters на условиях анонимности об отмене совместных военных учений России и НАТО.

     14 августа госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что в случае продолжения военной операции в Грузии России угрожает изоляция на международной арене.

     18 сентября 2008 года госсекретарь США Кондолиза Райс, выступая в вашингтонском представительстве фонда «German Marshall Fund» с речью, посвящённой отношениям США и России, сказала, в частности: «7 августа, после многократных нарушений перемирия в Южной Осетии, включая обстрел грузинских деревень, правительство Грузии начало масштабную войсковую операцию в Цхинвали и других районах сепаратистского региона. К прискорбию, в ходе боёв были убиты несколько российских миротворцев. Но ситуация ухудшилась далее, когда российское руководство нарушило суверенитет и территориальную целостность Грузии, начав полномасштабное вторжение через международно признанную границу. Вторжение России в Грузию не достигло и не достигнет никакой долговечной стратегической цели».

Информация о работе Грузино-Осетинский конфликт