Госудaрство в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Экoномические функции сoвременного государства довольно много­образны и сложны. Cодержание функций показывает, на что направлена деятельность государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели. Можем выделить две группы регулирующих функций государства:
а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

Содержание

Введение
1.Функции государства в рыночной экономике
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики
2.1. Административные методы
2. 2 .Экономические методы
3. Современные методы государственного регулирования
3.1 Прогнозирование экономики
3.2 Экономическое программирование
4. Проблема лимитирования государственного вмешательства
5. Роль государства в кризисной экономике России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

            В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств, национальных условий и господствующих в обществе экономических концепций во многих странах происходит интенсивная апробация различных методов государственного воздействия на хозяйственные и микрохозяйственные процессы. Одни из этих методов теряли свое первоначальное значение, другие, наоборот, приобретали вес и признание, выходя на передний план. Но каждый играл свою особую роль. По мере значимости и масштабам воздействия на экономику можно выделить такие методы государственного регулирования, как прогнозирование и экономическое программирование.

            Для принятия грамотных экономических решений государство нуждается в научно обоснованном прогнозе. Задача такого прогноза – дать объективное, достоверное представление о том, что произойдет в экономике при тех или иных условиях. В прогнозировании экономики можно выделить четыре этапа.

            1 этап  прогноза – так называемый «поисковый» прогноз. Он показывает, каким может быть развитие экономики (или ее отдельной подсистемы) при условии, что характер государственного воздействия на экономические процессы останется неизменным. Другими словами, общество получает ответ на вопрос: что будет, если не принимать никаких мер государственного воздействия?

           2 этап – это разработка «нормативного», или «целевого», прогноза, в котором государство определяет цель развития экономики страны. Например: достичь определенного уровня потребления материальных благ на душу населения или достичь «критической» массы малых предпринимателей в экономике и т.д. Эти цели становятся своего рода нормативов, от которого начинается вся цепочка расчетов. Поэтому для постановки реальных целей необходимо иметь достоверную информацию, основу для которой дает так называемый «поисковый прогноз». Он определяет параметры будущего развития. «Поисковый» и «нормативный» прогнозы тесно взаимоувязаны.

          3 этап – подготовка для правительства конкретных предложений и рекомендаций по использованию тех или иных экономических регуляторов, которые побуждают государство вести хозяйственную деятельность, адекватную его политике. Существуют 3 группы таких экономических регуляторов[2]:

      Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;

      Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;

      Законодательно установленные ограничения материально-вещественных потоков: лицензии, квоты, контрактные государственные заказы.

             Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится максимально приблизить развитие экономики  к показателям «нормативного прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.

             4 этап – корректировка «нормативного прогноза» с учетом действия выбранных экономических регуляторов.

             Выделение таких этапов в процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе – это составление сценария и вариантов самих прогнозов.

            Сценарий прогноза включает в себя комплекс исходных условий: прогноз погодных условий, определяющих урожайность, прогноз общественно-политической, внешнеэкономической, международной ситуаций, прогноз правовых условий и т.д. Вариантов прогноза может быть очень много, нужны прогнозы любого уровня, любой совокупности, развития видов производств, территорий, отраслей и т.д., но следует разумно ограничивать их число, иначе принять решение будет сложно.

Почему пятилетние планы в советской хозяйственной системе оказались, по сути, невыполнимы? Потому, что прогноз отражал не реальность, а принцип «надо». Он не учитывал реальной социально-экономической ситуации в стране, потребностей населения, внутренней и внешней экономической среды,  в условиях которой функционировала экономика. В социалистической практике отсутствовало прогнозирование последствий тех или иных решений, принимаемых правительством, что составляет одну из самых сильных сторон современного прогнозирования на Западе.

             Наиболее продуктивным в практике прогнозирования рыночной экономики является сведение разных прогнозов в систему, в обобщающий прогноз. Перспективным считается следующий «набор» воздействующих прогнозов:

      Прогноз последствий от разных ситуаций в стране и за рубежом;

      Прогнозы развития таких сфер экономики, как финансы, денежное обращение, трудовые ресурсы и т.д.;

      Социальные и политические прогнозы;

      Прогнозы развития конкретных видов производства и отраслей; научно-технические прогнозы;

      Внешнеэкономические прогнозы;

      Экологические прогнозы;

      Прогнозы развития отдельных производственно-управленческих и территориальных  структур.

В цивилизованной рыночной экономике постоянно происходит периодическое уточнение и доработка составляемых прогнозов, существует система «скользящих» прогнозов, т.е. регулярно пересматриваемых в соответствии с изменениями условий жизни общества.

5.2 Экономическое программирование

             Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер. Например, во Франции отработан механизм составления пятилетних планов как системы конкретных показателей по объему производства, динамике национального дохода, модернизации промышленности, торговле, развитию инфраструктуры, сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), подготовке рабочей силы, жилищному строительству. Государство стремится поддержать выполнение этих планов конкретным финансированием, активной структурной политикой.

           Структурная политика государства преследует главную цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры, адекватной НТП, и преодоление социально-экономической отсталости отдельных регионов; повышение эффективности и конкурентной способности национального капитала; активная поддержка мелкого и среднего бизнеса и предпринимательства; наконец, политика приватизации и разгосударствления, антимонопольное законодательство и т.д.

6. Проблема лимитирования государственного вмешательства

 

Бесспорно современная рыночная система невообразима без вмешательства в неё государства. Но всё же существует грань, за которой случаются деформации рыночных процессов, падает результативность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, освобождение её от чрезмерной государственной активности. Имеются важные ограничения для регулирования. Например, неприемлемы любые акты государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.).      

Это вовсе не значит, что государство освобождает себя от ответственности за неуправляемый подъём цен и вынуждено отказаться от планирoвания. Рыночная система не исключaет планирования на урoвне предпpиятий, pегионов и дажe наpодного хoзяйства. Также надлежит отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на нeго следует тoлько косвенными, эконoмическими методами. Oднако в некоторых случаях употребление aдминистративных метoдов не только возможно, но и необходимо. Нельзя рассчитывать только на эконoмические либo тoлько на административные меры. С oдной стороны, элементы администрирования несут в себе любой экономический регулятор. С другой стороны, в каждом aдминистративном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно оказывает влияние на поведение участников экономического прoцесса.

Среди методов государственного регулирования нет совершенно непригoдных и абcолютно неэффективныx. Использовать надо все методы, вопрос лишь в том, чтобы определить для каждой ситуации наиболее целесообразные. Экономические убытки возникают тогда, когда власти заходят за границы разумного, отдавая чрезмерноe пpедпочтение либo экономичеcким, либo aдминистративным мeтодам.

Не стоит также забывать и о том, что сами экономические регуляторы следует использовать максимально остоpожно, не расслабляя и не замещая рыночные стимулы. Когда государство игнoрирует данное условие, запускает регуляторы, не задумываясь о том, как их действие может отразиться на механизмe рынкa, поcледний начинает давать сбои.

Нaдо имeть в видy, что срeди экoномических регулятоpов нeт ни одного идeальнoго. Любой из них, принося полoжительный эффект в одной сфере экономики, непременно даёт негaтивные результаты в дрyгих. Здесь ничегo нeльзя поделать. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

7. Роль государства в кризисной экономике России

В кризисной ситуации стране необходимо эффективное госу­дарство.

Важным направлением государственной деятельности в лице Го­сударственной Думы РФ и правительства является правовое обес­печение курса проведения рыночных преобразований.

            Наряду с косвенным регулированием все большее место должно занимать прямое государственное вмешательство через увеличение правительственных расходов и налоговую политику. При этом важ­но руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, по­скольку понятие эффективного государства никоим образом не тож­дественно возврату к абсолютной централизованной системе управления.

Налаживание эффективного управления государственными пред­приятиями, грамотное управление в рыночном режиме — это один из путей экономического роста в условиях переходной экономики.

Поддержка отечественного предпринимателя и обеспечение кон­куренции — важные функции государства.

Вся прежняя картина проведения курса реформ в России по­казала несостоятельность государственного регулирования эко­номикой, потому что регулирование в интересах финансовой стабилизации оказалось несовместимым с какой-либо промышлен­ной политикой.

Выход из кризиса и будущее экономического развития во мно­гом зависят от взаимодействия государства и частной собствен­ности, финансовой стабилизации, укрепления национальной ва­люты, роста внутренних накоплений населения, благоприятной ре­структуризации нашего внешнего долга и устойчивого положи­тельного сальдо внешней торговли и т.д., но эти благоприятные факторы не смогут заработать автоматически.

Государственная политика в финансовом секторе идет в разрез с интересами промышленности. Чтобы переломить эту тенденцию, ве­дущую к деградации промышленных мощностей, следует дополни­тельно использовать два пути:

1) активизацию долгосрочных инве­стиций в основной капитал для создания новых производств;

2) увеличение вложений в оборотные фонды для более полного ис­пользования производственного и трудового потенциала.

Источники привлечения долгосрочных инвестиций ограничены. В нынешних условиях средств нет ни у государства, ни у коммерчес­ких банков, которые находятся на грани дефинансирования. На ино­странных инвестициях при высокой рискованности вложений в российскую экономику и неразвитости института страхования и га­рантий невозможно обеспечить рост.

Остаются два источника: средства населения и амортизацион­ные отчисления. Средства населения можно вовлечь в инвестици­онный процесс как минимум при условии предоставления абсолют­ной государственной гарантии от возможных рисков. Амортизаци­онные же отчисления, исчисляемые сотнями миллиардов рублей, идут на заработную плату, оплату сырья/топлива и энергии, что аб­солютно недопустимо. Попытка законсервировать амортизацию на инвестиционных счетах неизбежно приведет к дальнейшему сокра­щению действующих производственных фондов.

Необходимо решить вопрос эмиссионной политики, до­полняя ее действенными средствами контроля за прохождением и использованием денежных средств на производственные цели.

Видимо, потребуется принять законодательные акты, устанавли­вающие ответственность за целевое использование средств.

Государство должно выступать инициатором дальнейших ин­ституциональных преобразований. Корректировки макроэконо­мической политики будут блокироваться, если не внести измене­ния в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В ее нынешнем упрощенном виде она не отвечает условиям перехо­да к экономическому росту в стране.

Государству предстоит поддержать новое направление в банков­ской деятельности — реструктуризация банковской системы. Здесь предстоит серьезная законотворческая работа.

Информация о работе Госудaрство в рыночной экономике