Государственный долг: современные проблемы государственного долга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 04:36, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.
Поставленная цель требует решения ряда взаимосвязанных заданий:
рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
охарактеризовать суть государственного долга.

Содержание

Вступление 3
1.Суть бюджетного дефицита 5
2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета 8
2.1 Экономическая суть понятия государственного долга 8
2.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации 12
2.3 Государственный долг Российской Федерации 17
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

хуйня.docx

— 60.04 Кб (Скачать)

Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения» 
 
 
 
 

              Кафедра: «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по макроэкономике на тему: 

«Государственный долг: современные проблемы государственного долга в России» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнил: студентка гр.                            

                                                       

                                                                  Проверил: научный руководитель  
 
 
 

г . Хабаровск

2010 
 

ПЛАН

Вступление 3

1.Суть бюджетного дефицита 5

2. Государственный  долг как составная часть государственного  бюджета 8

2.1 Экономическая  суть понятия государственного  долга 8

2.2 Внутренний  и внешний долг Российской  Федерации 12

2.3 Государственный  долг Российской Федерации 17

Заключение 22

Список  использованной литературы 23

 

Вступление

 

     Государственный бюджет как явление в истории  человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм  не знал единого документу, который  объединял бы все доходы и расходы  государства). Его появление связано  с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим  основам управления государственной  и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных  финансов и основным фондом денежного  средства государства.

     По  материальному содержанию бюджет - это сам централизованный фонд денежных средств государства. В юридическом  аспекте государственный бюджет выступает в форме закона, который  принимается высочайшим органом  законодательной власти страны.

   Политическое  значение бюджета многогранное, и  в частности, оно состоит в  том как законодательный орган утверждает объемы доходов и расходов бюджета на плановый год, а тем самым народные представители реализуют волю народа.

   Проблеме  государственных финансов и государственного бюджета посвящено ряд работ  таких ученных – экономистов как Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др.

   Основная  цель курсовой работы – изучить  экономическую суть таких понятий  как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный  долг.

   Поставленная  цель требует решения ряда взаимосвязанных  заданий:

  • рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
  • охарактеризовать суть государственного долга.

    Курсовая  работа состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель и задачи курсовой работы. Основная часть посвящена изучению поставленной проблемы. В заключении сформулированы основные результаты курсового исследования.

 

  1. Суть бюджетного дефицита
 

     При превышении расходной части государственного бюджета над расходной возникает бюджетный дефицит.

     Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую  за данный период (обычно - год) расходы  правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей  банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного  процесса, показателем кризисного состояния  государственных финансов.

     Баланс  государственного бюджета - соотношение  денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает  дефицит государственного бюджета.

     Бюджетные доходы государства формируются  за счет бюджетных поступлений, которые  подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые поступления бюджета - прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления - поступления различного рода платежей и сборов, например от реализации государственных запасов, приватизации; это доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных займов, доходы от реализации билетов денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи фирм, организаций, предприятий и граждан во внебюджетные фонды, например, на социальное страхование, в фонд занятости.

     Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства  и социальные нужды общества. Для  финансирования бюджетных расходов широко используются государственные  займы. Это особый вид кредита, при  котором государство одалживает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций1.

     Облигация - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с  выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. От облигации следует отличать сертификаты - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом  и выкупом лишь по истечении установленного срока.

     Государственные займы в зависимости от сроков возврата могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет). Особыми формами государственного финансирования являются дотации, субсидии и субвенции. Дотация - денежные средства, выдаваемые государством действующим  предприятиям для покрытия превышения ими расходов над доходами (например, дотацию получают многие предприятия  угольной промышленности, предприятия, производящие товары детского ассортимента, сельскохозяйственные предприятия). Субсидия - выделяемая из госбюджета отдельным  предприятиям сумма на конкретную цель (например, на финансирование фундаментальных  исследований, осуществление экологических  программ и т.п.). Субвенция - вид финансовой поддержки государством отдельных  отраслей и предприятий, имеющих  целью восполнить недостающие им средства для решения какой-либо конкретной хозяйственной задачи.

     Итак, основными причинами дефицита государственного бюджета в современном обществе выступают необоснованное увеличение расходов на оборону, ведение боевых действий, рост расходов на аппарат  управления и финансовая поддержка  убыточных предприятий, необоснованный рост бюджетных расходов на социальные программы, а также бюджетное  финансирование программ решения проблем  безработицы. В условиях кризиса усиливает бюджетный дефицит и государственная (правительственная) экономическая политика по стабилизации экономики, смягчению кризисных последствий и финансированию экономического роста. Существует определенная зависимость между экономическим ростом, состоянием занятости (безработицы) и инфляцией. Для повышения занятости и снижения безработицы с целью смягчения социальных проблем финансируется создание новых рабочих мест, что обеспечивает экономическое развитие. Однако такое бюджетное финансирование становится причиной развития инфляционных процессов2.

     Основоположником  концепции дефицитного бюджетного финансирования был английский экономист  Дж. Кейнс.

     Решение проблемы бюджетного дефицита и потребности  в денежных средствах имеет несколько  направлений. Это прежде всего более эффективное и рациональное использование имеющихся бюджетных средств, реструктурирование доходной и расходной частей бюджета и жесткий контроль над эмиссией - выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами.

 

2. Государственный долг как составная часть государственного бюджета

2.1 Экономическая суть  понятия государственного  долга

 

     Государственный долг - это долговые обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.

     Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг  от имени Правительства РФ, а также  других долговых обязательств, гарантированных  Правительством РФ. Порядок, условия  выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ3.

     Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

     Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в рублях. Государственный  внутренний долг РФ обеспечивается всеми  активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного  займа), реструктурированную задолженность  по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.

     Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает  Министерство финансов РФ, владельцами  облигаций государственного сберегательного  займа РФ могут быть юридические  и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего  долга за предыдущий финансовый год.

     Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

     Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского  долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ4.

     Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

  • срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
  • признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  • по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Информация о работе Государственный долг: современные проблемы государственного долга в России