Государственный бюджет: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:29, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документу, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание

Вступление 3
1. Понятие государственного бюджета 4
1.1 Общие принципы построения бюджетной системы 4
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета 6
1.3 Суть бюджетного дефицита 10
2. Связь государственного долга и бюджетного дефицита 13
2.1 Экономическая суть понятия государственного долга 13
2.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации 18
2.3 Государственный долг Российской Федерации 24
3. Налогово - бюджетная политика……………………………………28
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

Государственный бюдже1.doc

— 155.00 Кб (Скачать)
 

     Расширение  государственного аппарата с 30-х годов  сопровождалось неуклонным увеличением  государственных расходов. В 1930 году федеральное правительство обходилось всего в 3,3 процента валового внутреннего  продукта страны, или общего объема производимых продуктов и услуг, включая импорт и экспорт. К 1944-му году, в разгар Второй мировой войны, эта цифра выросла почти до 44 процентов, и упала до 11,6 процентов в 1948 году. Однако в последующие годы расходы правительства в процентах от ВВП, как правило, росли, составив почти 24 процентов в 1983 году и несколько снизившись в дальнейшем. В 1999 году этот показатель равнялся приблизительно 21 проценту.

       Разработка налогово-бюджетной политики - сложный процесс. Ежегодно президент  предлагает Конгрессу бюджет, или план расходов. Законодатели рассматривают президентские предложения в несколько этапов. Сначала они принимают решение относительно общего уровня расходов и налогов. Затем они разбивают эту общую величину на несколько статей, среди которых, например, национальная оборона, здравоохранение и социальные службы, транспорт. Наконец конгресс рассматривает отдельные законопроекты об ассигнованиях, определяющие будущие расходы по каждой из статей. Для вступлению в силу каждый законопроект об ассигнованиях должен быть подписан президентом. Процесс принятия бюджета часто занимает всю сессию Конгресса; президент представляет свои предложения в начале февраля, а Конгресс часто завершает свою работу по законопроектам об ассигнованиях к сентябрю (а иногда и позже).

       Главным источником средств федерального  правительства для покрытия его  расходов является подоходный  налог с физических лиц, который  обеспечил в 1999 году приблизительно 48 процентов от общей суммы  федеральных доходов. Значение  налога на зарплату, финансирующего программы социального страхования и «Медикэр» (программа льготного медицинского страхования для лиц старше 65 лет и инвалидов), возросло в связи с расширением этих программ. В 1998 году налог на заработную плату обеспечивал одну треть всех федеральных доходов; как работодатели, так и работающие должны были платить 7,65 процента от своей зарплаты, не превышающей 68 400 долларов США в год. Еще 10 процентов своих доходов федеральное правительство получает от налога на прибыль компаний, а остальная часть дохода обеспечивается различными другими налогами. (Местные правительства, напротив, обычно собирают большую часть своих налоговых поступлений посредством налогов на собственность. Правительства штатов по традиции опираются на акцизные сборы и налоги на продажи, однако со времен Второй мировой войны возросло значение собираемых штатами подоходных налогов.)

       Федеральный подоходный налог  взимается с доходов граждан  США, получаемых ими во всем  мире, с доходов иностранцев, постоянно  проживающих в США, а также с определенных доходов нерезидентов, получаемых от источников в США. Первый закон США о подоходном налоге был принят в 1862 году для финансирования гражданской войны. Согласно закону о подоходном налоге 1862 года учреждалось Управление Уполномоченного по налогам для сбора налогов и принудительного исполнения налоговых законов посредством изъятия собственности неплательщиков или их судебного преследования. Права и полномочия Уполномоченного по налогам сохранились до сегодняшнего дня в основном без изменений.

       В 1895 году Верховный суд объявил  подоходный налог неконституционным,  потому что он не был распределен  между штатами в соответствии  с конституцией. Только в 1913 году  с принятием 16-ой поправки к  конституции Конгресс получил  полномочия взимать подоходный налог без распределения. И все же, за исключением периода Первой мировой войны, система подоходных налогов оставалась до 30-х годов относительно незначительным источником федеральных доходов. Во время Второй мировой войны была введена современная система управления федеральными подоходными налогами, ставки подоходных налогов поднялись до очень высокого уровня, и они стали главным источником федеральных доходов. Начиная с 1943 года, правительство требовало от работодателей, чтобы они собирали подоходные налоги с работающих посредством удержания определенных сумм из их заработной платы; эта политика упростила сбор налогов и существенно увеличила число налогоплательщиков.

       Сегодня дебаты относительно  подоходного налога затрагивают  в основном три проблемы: подходящий общий уровень налогообложения; степень возрастания, или «прогрессивности», ставок; степень, в которой этот налог должен использоваться для решения социальных задач.

       Общий уровень налогообложения  определяется посредством обсуждения  бюджета. Хотя американцы позволяли правительству создавать дефицит бюджета, например, в 70-х, 80-х и начале 90-х годов, когда правительство расходовало больше, чем собирало с помощью налогов, в принципе они считают, что бюджет должен быть сбалансированным. Большинство демократов, однако, готовы принять более высокий уровень налогообложения для поддержки более активного правительства, в то время как республиканцы обычно выступают за низкие налоги и уменьшенное правительство.

       Изначально подоходный налог  был прогрессивным, то есть его ставки были более высокими для людей с большим доходом. Большинство демократов поддерживает высокую степень прогрессивности, утверждая, что справедливо заставлять людей с большими доходами платить большие налоги. Однако многие республиканцы считают, что резко прогрессирующая ставка налога отнимает у людей стимулы к труду и инвестированию средств и тем самым наносит ущерб экономике в целом. Соответственно, многие республиканцы отстаивают более сглаженную схему налогообложения. Некоторые даже предлагают установить одинаковую, или «равную», ставку налога для всех. (Некоторые экономисты - как республиканцы, так и демократы - высказывают мнение, согласно которому экономика выиграет, если государство вовсе отменит подоходный налог и заменит его налогом на потребление, то есть будет облагать налогом не заработки людей, а их расходы. Сторонники этого подхода утверждают, что он будет стимулировать сбережение и инвестирование средств. Однако по состоянию вопроса на конец 90-х годов эта идея не получила поддержки, достаточной для серьезных шансов на ее реализацию.

       На протяжении многих лет законодатели  предусматривали различные налоговые  льготы и вычеты из подоходного  налога для поощрения отдельных  видов экономической деятельности. Важным примером является право налогоплательщиков вычитать из их налогооблагаемых доходов любые проценты, которые они должны платить по ссудам на покупку жилья. Аналогичным образом, правительство разрешает налогоплательщикам с малыми и средними доходами выводить из-под налогообложения определенные суммы средств, которые они копят на специальных индивидуальных пенсионных счетах (ИПС) для покрытия пенсионных расходов и оплаты обучения детей в колледжах.

       Закон о налоговой реформе  1986 года, возможно, наиболее существенной  реформе налоговой системы США со времени ввода подоходного налога, уменьшил ставку подоходного налога, одновременно сократив многие широко используемые налоговые вычеты (вычет процентов, выплачиваемых по жилищным ссудам, и взносов на индивидуальные пенсионные счета был, однако, сохранен). Закон о налоговой реформе заменил 15 налоговых «вилок» прежнего закона с максимальной ставкой в 50 процентов на систему с только двумя налоговыми «вилками», соответствующими 15 и 28 процентам. Другие положения закона уменьшали или ликвидировали подоходные налоги для миллионов американцев с низкими доходами. 
 
 

Заключение

     Изучив  экономический смысл таких понятий  как государственный бюджет, бюджетный  дефицит и государственный долг подытожим полученную информацию. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

     Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов. Баланс государственного бюджета - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.

     Государственный долг - это долговые обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.

 

Список использованной литературы

 
  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, "Дело и  Сервис",  2000, 416 с.
  2. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. С. 341 - 349.
  3. Бункина М.К., Семенов А.М. Экономическая политика. Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез",  1999, 336 с.
  4. Бутук А.И. Макроэкономика. М.: ДИС,  2004, 514 с.
  5. Гаркавенко О.А. Государственный долг РФ в аспекте бездефицитности государственного бюджета // Финансовый вестник. 2004. с. 5-8
  6. Гикиш Л.В. Финансы. Таганрог: МАУП,  2003, 92 с.
  7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы. Москва: ИНФРА-М,  2000, 199 с.
  8. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ,  2001, 544 с.
  9. Ефименко О.П. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 2004. № 1. С. 3 - 23.
  10. Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Москва: Банки и биржы, ЮНИТИ,  1997, 485 с.
  11. Иванов А.С. Денежно-кредитная система России: состояние и пути выхода из кризиса // Деньги и кредит. 2002. № 2. С. 3 - 6.
  12. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 2003. № 9. С. 19 - 27.
  13. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов на Дону: "Феникс",  2001, 544 с.
  14. Меньшиков С.М. Новая экономика. Основы экономических знаний. Москва: Международные отношения,  2002, 400 с.
  15. Ревинский И.А. Курс экономики. Новосибирск: НГПУ,  1999, 238 с.

Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции