Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 23:39, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
раскрытие содержания государственного бюджета как основы финансовой экономики, его функций;
рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;
определение роли государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 5
2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. 12
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КАК ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. 22
ВЫВОДЫ 25
ЛИТЕРАТУРА 28
Продолжение табл. 2.1
Доходы целевых бюджетных фондов, всего | 13 893 900,0 | 0,65% |
Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет | 281 230 000,0 | 13,23% |
Всего доходов | 2 125 718 200,0 | 100% |
Основная часть доходного потенциала (табл. 2.1) федерального бюджета на 2002 год формируется за счет налоговых доходов, которые составляют около 81% от общей суммы поступлений в казну. И только 4,91% составили неналоговые доходы. В целом это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой ¾ около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляют всего лишь 2,37% от доходов федерального бюджета.
В
доходах российского
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.
Таковы основные составляющие, характеризующие доходную часть федерального бюджета.
Структура и основные составляющие расходной части федерального бюджета на 2002 год приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Расходы федерального бюджета РФ на 2002 год (извлечение).
Сумма | Удельный вес статьи расходов во всех расходах федерального бюджета, % | |
Государственное управление и местное самоуправление | 56 745 563,30 | 2,91% |
Судебная власть | 19 111 999,80 | 0,98% |
Международная деятельность | 42 858 764,50 | 2,20% |
Национальная оборона | 284 157 831,50 | 14,59% |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 173 863 288,30 | 8,93% |
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 30 317 957,10 | 1,56% |
Продолжение табл. 2.2
Промышленность, энергетика и строительство | 57 707 669,70 | 2,96% |
Сельское хозяйство и рыболовство | 26 821 500,00 | 1,38% |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 9 758 799,80 | 0,50% |
Транспорт, связь и информатика | 7 034 319,70 | 0,36% |
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 8 693 085,00 | 0,45% |
Образование | 80 088 334,70 | 4,11% |
Культура, искусство и кинематография | 10 292 505,80 | 0,53% |
Средства массовой информации | 10 264 830,20 | 0,53% |
Здравоохранение и физическая культура | 31 908 141,60 | 1,64% |
Социальная политика | 430 350 521,50 | 22,10% |
Обслуживание государственного долга | 285 009 298,70 | 14,64% |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 265 406 554,00 | 13,63% |
Исследование и использование космического пространства | 9 742 000,00 | 0,50% |
Военная реформа | 16 544 982,80 | 0,85% |
Дорожное хозяйство | 68 519 404,00 | 3,52% |
Прочие расходы | -3 067 652,00 | -0,16% |
Резервный фонд | 4 300 000,00 | 0,22% |
Проведение выборов и референдумов | 2 632 436,00 | 0,14% |
Целевые бюджетные фонды | 13 893 900,00 | 0,71% |
Всего расходов | 1 947 386 255,40 | 100% |
Кроме
того:
Расходы, перечисляемые в Пенсионный фонд в счет поступлений от единого социального налога |
281 230 000,00 |
Спецификой
федерального бюджета РФ является финансирование
за сет этого бюджета
В федеральном бюджете 2001 года наибольший удельный вес среди всех статьей расходов, занимало обслуживание государственного долга (20,09%). В федеральном бюджете на 2002 год для этих целей выделяется только 14,64%. Но в то же время существенно возросли расходы на социальную политику. Как видно из указанной таблицы, Правительству РФ удалось увеличить (от 9,03 до 22,10%) по сравнению с прошлым годом расходы, направляемые на социальную политику.
Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обуславливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всем многообразии бюджетных расходов они служат единой цели ¾ обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей.
Роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В табл.2.2 перечислены направления деятельности государства, которые обеспечиваются бюджетными средствами.
Государственный бюджет является важным инструментом претворения в жизнь экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.
Таким образом, сконцентрированные в государственном бюджете денежные средства предназначаются для осуществления социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности государства. С помощью бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного и социально-экономического характера.
Роль
государственного бюджета в социально-
Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.
В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории.
При
написании работы были поставлены задачи
раскрыть содержание государственного
бюджета как экономической
В результате написания данной курсовой работы я пришла к следующим выводам:
Информация о работе Государственный бюджет – основа финансовой системы экономики