Государственное регулирование занятости населения и рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Целью работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.

Информация заимствовалась из материалов, журнальных статей и научных трудов ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда и мировой экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Основные компоненты рынка труда………………………………………...5

1.1 Составляющие рынка труда: занятость, безработица и экономические циклы

1.2 Занятость населения - как один из наиболее важных элементов рынка труда…………………………………………………………………………….13

1.3 Формы безработицы………………………………………………………17
Основные методы государственного регулирования……………………20

2.1 Политика занятости и регулирования рынка труда

2.2 Инструменты государственного регулирования………………………...24

2.3 Деятельность профсоюзов………………………………………………...26
Анализ российского рынка труда…………………………………………28

3.1 Особенности формирования, перспективы

3.2 Основные задачи государственного регулирования на рынке труда….33

3.3 Факторы и тенденции формирования рынков труда в РФ……………...35

Заключение…………………………………………………………………….38

Список используемых источников литературы……………………………..40

Работа содержит 1 файл

ГР занятости населения и рынка труда.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     В целом же, оценивая российский рынок  труда с точки зрения равновесного подхода, необходимо отметить: его рациональное зерно применительно к сложившимся на данном рынке условиям, по моему мнению, состоит в том, что безработица здесь не как случайное или, наоборот, искусственно созданное явление, а происходит из - за определённых несоответствий в экономике.

     Деление рынка труда в России на “открытый” и “скрытый”, “формальный” и “неформальный”, стихийное повышение “гибкости” (неформальное деление трудовых коллективов  на “кадровое ядро” и “периферию”) существенно дополняется другими  как традиционными видами структурной дифференциации (по формам собственности, социально – демографическим группам, профессиональным и отраслевым группам населения), так и нетрадиционными видами. Нетрадиционным видом сегментации мы считаем, к примеру, разделение рынка труда на “элитарный”, “основной”  и “маргинальный”.

     Таким образом, российский рынок труда  представляет собой сложно структурированную  систему, сложившуюся как под  влиянием инерции прежней планово  – централизованной организации  труда, так и под влиянием экономического кризиса и процессов преобразования хозяйства. Траектория будущего развития этого рынка будет сочетать поэтапное приближение к образцам развитых стран в сочетании с российской спецификой и национальными трудовыми традициями.

     Анализ  рынка труда приводит к выводу о том, что он не только не однороден, обладает многослойной структурой, но и не статичен, является весьма динамичной, постоянно развивающейся социально – экономической системой.

     Можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок труда:

     1) внешние - кризисный спад общественного производства, структурная перестройка производства, сокращение вооружённых сил, изменение отношений собственности, денежно – кредитная и финансовая политика государства;

     2) внутренние (они являются систематизирующими и воздействуют на предложение труда, а не на его спрос) – демографическая ситуация, образование, подготовка и переподготовка кадров, миграция;

     Исследование  всех этих факторов позволяет определить взаимосвязи между ними и ситуацией на рынке труда:

       а) рост безработицы – сокращение инвестиций и потребительского спроса – сокращение совокупного спроса – уменьшение объёма производства – дальнейший рост безработицы; б) кризис производства - снижение производительности труда – усиление спада производства; в) безработица – перераспределение национального дохода в пользу элитных слоёв – рост бедности – падение производства – дальнейший рост безработицы; г) высокая производительность труда – рост уровня благосостояния – дополнительная покупательная способность населения – дополнительные новые потребности – рост производства – рост занятости; д) неполная занятость – низкая зарплата – низкая производительность труда – дальнейшее уменьшение занятости.

     Длительность  экономических взаимодействий на регулирование  рынка рабочей силы  определяется двумя основными факторами. Первый – сроки действия основных соглашений. Если они не содержат обязательства корректировать заработную плату в соответствии с темпом роста цен, трудящиеся вынуждены мириться с падением реальных доходов вследствие ускорения инфляции. Только когда начнется заключение новых трудовых контрактов и в дело вступят профсоюзы, они вправе добиваться пересмотра ставок заработной платы, что изменит ситуацию и на рынке труда , и в экономике в целом.

     Второй  фактор – инфляционные ожидания занятых. Поскольку в их основе лежит инфляционный опыт, характеризующийся темпом роста цен, обладаетли рабочих мест какое-то время надеются на лучшее, рассчитывают на его стабильность, мирятся со снижением реальных доходов. Поэтому в течение определенного времени наминальная заработная плата не растет. При условии повышения эффективности труда это обарачивается уменьшением удельных затрат, увеличением прибыли, инвестиций и занятости. Затем трудящиеся расстаются с иллюзиями по поводу стабилизации инфляционного процесса, полностью осознав, что инфляция сократила их реальные доходы, и будущее не обещает ничего другого. Начинается давление в сторону повышения номинальной и реальной заработной платы. Поддерживаемые профсоюзами занятые добиваются своего. Но приращение заработной платы носит сугубо инфляционный характер, вызванные не увеличением спроса на рабочую силу, а очередным скачком цен, что является  средством неверной денежной политики государства. Поскольку новая, более высокая, заработная плата имеет нерыночное происхождение, связана с деятельностью государства, рынок труда окажется разбалансированным. В результате владельцы рабочей силы, торгующие своим товаром по искусственно высоким ценам, уже не смогут продать его в прежнем количестве, произойдет рост безработицы. В итоге достигается естественный уровень безработицы, но при более значительном темпе инфляции. Становится очевидным, что предыдущие действия государства привели к ускорению инфляции и лишь кратковременному снижению безработицы, за которым обязательно произойдет ее рост. Отсюда следует, что какими бы не были действия государства, механизмы рынка будут неумолимо продвигать экономику в направлении долгосрочного развития. Когда государство ведет себя неверно, поступает вопреки силам рынка,  механизмы последнего рано или поздно «подтянут» безработицу к естественным нормам, но только при исключительно высоком уровне инфляции. В этом случае общество неизбежно страдает от стагфляции. При правильной постановке экономической политики естественную безработицу сопровождала   бы умеренная, управляемая инфляция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Занятость населения  - как один из  наиболее важных  элементов рынка  труда

     Поскольку в России ещё не сложился рынок  в общепринятом понимании, а некоторые эмпирические данные за период интенсивных реформ в силу ограниченной по времени и недостаточных масштабов преобразований не дают возможности выявить тенденции в развитии рынка, постольку для анализа рынка труда, уяснения механизма его функционирования, целесообразно привлечь теоретические воззрения учёных зарубежных стран с рыночной экономикой.

     Прежде  всего необходимо отойти от известной, недавно господствующей точки зрения, что в централизованной командной экономике не может быть безработицы. В любой экономике – командной, рыночной – одновременно могут наблюдаться как свободные рабочие места и их дефицит, так и запас рабочей силы и её дефицит. Но если в целом для командной экономики больше характерен дефицит рабочей силы, то доля рыночной её избыток: безработица.

     Помимо  указанной существует ещё несколько  концепций, объясняющих механизм рынка труда и наличие безработицы.

     Основные  выводы неоклассической теории о  проблемах безработицы состояли в следующем:

     1. Рыночная система обладает автоматическим саморегулированием. При чрезвычайных внешних воздействиях  равновесие на рынке труда (и других рынках) временно нарушается и возможно появление безработных. Затем равновесие восстанавливается.

     2. Регулировка осуществляется за счёт гибких цен, ставок зарплаты и процента. Эластичность регуляторов обусловлена совершенной конкуренцией.

     3. В условиях совершенной конкуренции рыночная система способна обеспечить полную занятость трудоспособного населения, что соответствует нормальным условиям функционирования рынка труда.

     4. Существование длительной безработицы невозможно. Если она всё -таки повысилась, то это объясняется негибкостью цен, ставок зарплаты и процента.

     5. Государство не должно вмешиваться в действие рынка труда.

     Классическая  школа исходит из того, что в условиях рынка каждый товар подчиняется закону спроса и предложения. На рынке труда это касается прежде всего самого труда (рабочей силы). Если спрос больше предложения, то растёт цена труда - зарплата и занятость работников, соответственно уменьшается безработица и, наоборот. Таким образом, весьма детально разработанную микроэкономическую теорию спроса и предложения классики, в известной степени автоматически, перенесли на макроуровень.

     В принципе на рынке труда теоретически возможно установление равновесия. Механизм его установления, согласно воззрений классической школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников, предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места; во втором - появление безработных, готовых трудиться за более низкую заработную плату.

     Исходя  из этого, причину безработицы представители  классического направления видели в требованиях наёмными работниками высокой зарплаты. Соответственно безработица, по их мнению, могла быть устранена автоматически, самим рыночным механизмом, вследствие “давления” предложения труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и повышать занятость.

     Из  классической концепции вытекает однозначный  ответ о роли государства в  экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и в сферу рынка труда, в частности.

     Теория  Дж.Кейнса. В конце 20-х начале 30-х  годов страны с рыночной экономикой поразил экономический кризис, приведший к значительной по масштабам и срокам безработице. Он продемонстрировал, что выводы неоклассической теории о принципиальной невозможности длительной безработицы противоречат действительности.

     При анализе ситуации в России элементы “классической” концепции применимы как ретроспективно, так и применительно к нынешней ситуации.   В 70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой резко усилилась инфляция, возросла безработица. Стало очевидным, что регулирование рыночной экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало неэффективным.

     Кейсианская теория подверглась критике со стороны  монетаристов (М.Фридмен и др.), основные положения которых по проблемам занятости таковы:

     1. Длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда достигается при естественном уровне безработицы, при этом темп инфляции может быть любым.

     2. Условия функционирования рынка труда задают естественный уровень безработицы, который превышает безработицу, соответствующую полной занятости, за счёт выключения её институциональной формы. Естественная безработица соответствует практически достижимой занятости, составляющей 94-95%.

     3. В долгосрочном периоде никакие меры воздействия государства на экономику не могут уменьшить естественный уровень безработицы.

     4. В краткосрочном периоде государство может добиться безработицы ниже естественного уровня за счёт инициирования инфляции, то есть повышения её фактического темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая попытка становится всё менее эффективной, требуя для своего осуществления всё более высокого фактического темпа инфляции.

     5. Государство не должно вмешиваться в рынок труда, если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае в результате его ошибочной политики занятости развивается стагфляция - одновременный рост инфляции и безработицы.

     В современной рыночной экономике  меняется представление о полной занятости, бытовавшей в течении  многих лет в советской экономической  науке. В условиях рынка труда  речь идёт не о максимальном, полном вовлечении всего трудоспособного населения в сферу общественного труда, а о рациональной занятости трудоспособных. С позиции рыночной экономики полная занятость воспринимается не как всеобщая, а как доступная, то есть занятость следует считать полной, если каждый желающий иметь работу имеет возможность получить её с учётом профессиональной принадлежности.

     Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы.

     Рациональная  занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования.

     Во  всех этих формах трудовые отношения  складываются по - разному, в зависимости  от отношений непосредственных производителей к средствам производства. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах. 
 
 
 

1.3 Формы безработицы

     В настоящее время существует два  вида безработицы – естественная и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые не устранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной – формы, существующие помимо естественных и повышающие общий уровень безработицы.

Информация о работе Государственное регулирование занятости населения и рынка труда