Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:36, реферат
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России.
Введение…………………………………………..………………………………….4
1.Государственное регулирование экономики с точки зрения теории…………..5 2.Экономические школы о государственном регулировании экономики……..12
3. Роль государственного регулирования в современной России……………....16
Заключение………………………………………………………………………....21
Литература………………………………………………………………………….22
Выделим основные формы и методы вмешательства государства в экономику:
1. Административные методы государственного регулирования проводятся через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, управление государственными предприятиями и законотворчество. Административные методы государственного регулирования находят эффективное применение в таких основных областях [10, с. 176]:
- прямой контроль государства над монопольными рынками;
- административное регулирование рынков тех товаров неэластичного спроса, которые отнесены к монополии государства, с применением планирования цен, введением жестких ставок акцизных налогов;
- обеспечение экономической безопасности производства;
- разработка стандартов, необходимых для осуществления всех видов производственной и экономической деятельности и контроля за их выполнением;
2.
Экономические методы
Денежно-кредитная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём планируемого воздействия на состояние национального кредита и денежного обращения.
Важнейшими элементами денежно-кредитной политики являются:
Известны
две основные разновидности денежно-
Налогово-бюджетная политика – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых государством в целях регулирования деловой активности путём изменения государственных расходов и налогообложения. Важнейшей категорией налогово-бюджетной политики является государственный бюджет – это финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период (обычно за год). Если расходы больше доходов, то говорят о бюджетном дефиците. Если доходы больше расходов – о бюджетном профиците. Помимо государственного бюджета принято также различать региональный бюджет (штатов, республик) и местный бюджет (муниципальных учреждений).
Основным источником поступления в бюджеты всех уровней являются налоги и сборы. Налог – это обязательный индивидуально – безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбор – это обязательный взнос, уплата которого является условием совершения соответствующими органами юридически значимых действий в интересах уплатившего. По способу изъятия различают прямые и косвенные налоги. Прямые – это те налоги, которые взимаются непосредственно с владельца объекта налогообложения. Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем налогооблагаемого товара. По характеру накопления выделяют:
- прогрессивные налоги – это такое налогообложение, когда чем больше налогооблагаемая база, тем больше доля, которую приходиться отдавать в виде налога;
- регрессивные налоги - это такое налогообложение, когда приходиться отдавать большую часть низкого дохода и незначительную часть высокого. Обычно при этом налог в денежном выражении равен для всех плательщиков.
-
пропорциональное
По уровню взимания различают федеральные, региональные и местные налоги.
Механизм государственного
2
Экономические школы о государственном
регулировании экономики
Государственное регулирование экономики имеет долгую историю и восходит к концу средневековья. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.
Заслуга первых представителей экономических школ не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том, что обозначили его. Поставить проблему – значит наметить направление, в котором следует вести поиск, нащупывая, пусть несколько в общей, расплывчатой форме, сферу общественных отношений, которыми должна заниматься экономическая теория.
Первые
камни в фундамент новой
Следующей ступенью развития экономической мысли стала классическая школа. Начало её формирования положил Уильям Пети. Он считал, что государство играет главную роль в регулировании экономических процессов. Все его действия должны быть направлены на увеличение благосостояния граждан страны, так как чем они богаче, тем болеешь налогов с них можно собрать.
Как известно, родоначальником классической школы называют Адама Смита. Дело в том, что именно он разработал и представил экономическую картину общества как систему, а не как отдельные тезисы. В своей знаменитой работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” Смит утверждал, что экономика не управляется из единого центра, не подчиняется общему замыслу, тем не менее, она функционирует по определённым правилам.[13, с.10] В соответствии с классическим подходом государство должно:
1. Обеспечивать военную безопасность страны, людей и их имущества;
2. Обеспечивать правосудие;
3. Создавать и содержать общественные учреждения.
В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом [4, с.10]. Это достигается, как писал Смит, посредством «невидимой руки» рыночных законов. Стремление к личной выгоде ведёт к общей выгоде, развитию производства и прогрессу. Каждый в отдельности заботится о себе, а выигрывает общество. Смит показал силу и значимость личного интереса как внутренней пружины конкуренции и хозяйственного механизма. Таким образом, представители классической школы не видели большого значения государства в регулировании экономических процессов, так как считали, что рынок сам способен себя регулировать с помощью конкуренции.
В 30-е года прошлого века, после глубочайшего спада экономики США, Джон Кейнс в своей книге “Общая теория занятости, процента и денег” выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Концепция, выдвинутая и отстаиваемая Кейнсом, предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения равновесия необходимо вмешательство в процесс экономического развития извне. Но кейнсианское государственное регулирование имело целью сохранение рыночной экономики (конкуренции и свободного ценообразования), то есть не порывала с классической традицией [10, с. 202].
В середине 70-х гг. и эта теория оказалась несостоятельной, причиной стало чрезмерное государственное вмешательство в экономику. Теперь потребовалась новая концепция, которая, сохраняя регулируемы характер рыночной экономики, помогла бы найти государству «экономический» механизм своего вмешательства, а не «административный». Именно эту задачу выполнила широко известная сегодня монетаристская концепция, которую разработал Милтон Фридмен. Его теория, не отрицая необходимости государственного вмешательства в экономику, сводила это вмешательство к «косвенному» - через регулирование денежной сферы. Фридмен, продолжая мысли меркантилистов, считал, что самым мощным фактором, влияющим на экономическую активность, является изменение денежного запаса. Существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен, цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обуславливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса – растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса – снижаются цены, т.е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег [2, с. 193].
Наиболее
глубоко необходимость
Отношение к государственному регулированию экономики на разных этапах её становления было различным: некоторые учёные считали, что только государство в состоянии обеспечить стабильность и процветание экономики, некоторые занимали противоположную точку зрения, полагая, что рынок сам в состоянии регулировать себя. В общей массе современных экономических учений преобладает убеждение о необходимости государственного вмешательства в действие рыночного механизма. По большей части экономические школы расходятся только во мнении о методах и размерах такого вмешательства.
Общество
устроено таким образом, что принуждение
в известной мере является условием
свободы. Рынок, свободный от какого бы
ни было вмешательства государства, может
быть только теоретической абстракцией.
Экономическая же реальность состоит
в том, что государство выступает активным
участником рыночных отношений. Уже в
период свободной конкуренции значительная
часть производительных сил перерастает
рамки классической частной собственности,
и государство вынуждено было брать на
себя содержание больших экономических
структур: железных дорог, почты, телеграфа
и т.д. В условиях монополистической конкуренции,
когда производство стало характеризоваться
большой сложностью, капитало- и энергоемкостью,
сами монополии оказались заинтересованными
в усилении регулирующей роли государства,
в постоянной поддержке с его стороны
на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее
усилие межгосударственной интеграции
ведет к тому, что общие экономические
процессы перешагивают национальные границы,
формируют новые социально-экономические
задачи, связанные с обороной, наукой,
экологией, воспроизводством рабочей
силы [11, с. 480].
3 Роль государственного
регулирования в современной России
Как показывает мировой опыт, успешное социально-экономическое развитие страны во многом зависит от организации государственного управления, поэтому бессмысленно отрицать роль государства и современной российской экономике. Вопрос состоит только в том, первостепенной или второстепенной эта роль должна быть [12, с.156].
Информация о работе Государственное регулирование экономики России