Государственное регулирование экономики на основе стимулирования предложения: неоконсервативная модель

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсач по макроэкономике.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

   Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической теории, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий. Наиболее видными представителями этих направлений являются американские экономисты М.Фридмен (монетаризм), А.Лаффер и Дж.Гилдер (концепция экономики предложения), Дж.Мут, Р.Лукас и Л.Реппинг (теория рациональных ожиданий).

   Итак, как было отмечено выше, к концу 70-х гг. регулирование воспроизводства путем формирования эффективного спроса не только не дало эффекта, но и само стало дополнительным источником кризисных потрясений.

  Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение, процесс производства. В этих целях, считают сторонники экономики предложения, необходимо: а) воссоздать классический механизм накопления; б) возродить рыночный механизм, свободу частного предпринимательства.

   Экономический рост действительно можно рассматривать как функцию от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников:

1) за счет  собственных средств, т.е. капитализации  части прибыли;

2) за счет  заемных средств, кредитов.

  Поэтому в соответствии с теорией экономики предложения необходимо создание благоприятных условий для процесса накопления капитала, повышения эффективности производства.

   Главными преградами на этом пути являются высокие налоги и инфляция.

Высокие налоги ведут к изъятию значительной части прибыли у корпорации

(иногда до 70%) и ограничивают рост капиталовложений. Инфляция затрудняет использование заемных средств для накопления, так как удорожает кредит.

   Кроме того, удорожанию кредита способствовала и таксфляция (инфляция и высокие подоходные налоги), в условиях которой поддержание расширенного потребления возможно лишь за счет потребительского кредита. Постоянный высокий спрос на кредит обеспечивал устойчивую высокую процентную ставку.

   Поэтому в качестве главных направлений трансформации государственного регулирования в соответствии с концепцией экономики предложения стало, во- первых, предоставление налоговых льгот предпринимателям. Это потребовало проведения налоговых реформ. И, во-вторых, осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов. Их суть состояла в проведении жесткой ограничительной кредитно-денежной политики, в переходе от дискреционной, или гибкой денежной политики к политике денежного таргетирования. Взгляды монетаристов на роль денежных факторов в экономике рассмотрим несколько ниже.

   Сокращение налоговых ставок на доходы населения и прибыль корпораций в краткосрочном плане уменьшают доходы госбюджета и увеличивают его дефицит, что осложняет борьбу с инфляцией. Поэтому вполне логичным является следующий шаг - сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса, осуществления широких социальных программ.

   В контексте облегчения текущих бюджетных проблем можно отчасти рассматривать и политику приватизации государственной собственности.

Вместе с тем  приватизация государственной собственности  в более широком плане должна рассматриваться как мера расширения сферы действия рыночной экономная  и повышение эффективности производства. В действительности одна из особенностей государственных форм хозяйствования состоит в более низкой эффективности  по сравнению с частным сектором. Причем это характерно для большинства  отраслей и стран. Так, например, дотации  в США для поддержания жизнеспособности государственных предприятий составляли от 5 до 10% ВНП, что ложилось тяжелым  бременем на госбюджет.

   И, наконец, следующим комплексом мер, осуществляемым с целью обеспечения свободы предпринимательства, свободы рыночных сил является устранение целого ряда прямых форм государственной регламентации экономической деятельности, т.е. реализация политики дерегулирования. Меры, осуществляемые в рамках политики дерегулирования, включают либерализацию антитрестовского законодательства, ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, дерегламентацию тарифов в транспортных отраслях, дерегулирование рынка рабочей силы и другие меры.

   Таковы основные черты неоконсервативной модели государственного регулирования, пришедшей на смену ортодоксальным рецептам кейнсианства. Как видно из вышеизложенного, государство не отказывается от регулирующих функций. Однако их акцент перемещается в сторону все более косвенных мер.

   Главная же роль в реализации целей развития и социально-политической стабилизации экономики страны отводится рыночным силам. 
 
 

Заключение.

   Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.

   Во-вторых, методы такого регулирования опираются либо на системы законодательных актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное экономическое воздействие.

   В-третьих, государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ.

   В-четвертых, система целей и методов их достижения может быть представлена как модель регулирования. Основными для смешанной экономики являются кейнсианская модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие теоретические школы. Что касается неоконсервативной модели, то её содержание определяется конкретными условиями социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных приоритетных целей, прежде всего преодоления инфляции и проведения структурной перестройки экономики. При этом неоконсервативная модель предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 
 

 

Информация о работе Государственное регулирование экономики на основе стимулирования предложения: неоконсервативная модель