Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 07:38, доклад
Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег” ) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
Государственное
регулирование экономического
роста
Государство играет значительную роль
в регулировании экономического роста
и следует рассмотреть какие меры государственного
регулирования наилучшем образом могут
стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический
рост преимущественно с точки зрения факторов
спроса. Обычно они объясняют низкие темпы
роста неадекватным уровнем совокупных
расходов, которые не обеспечивают необходимого
прироста ВНП. Поэтому они проповедуют
низкие ставки процента (политику “дешевых
денег” ) как средство стимулирования
капиталовложений. При необходимости
финансово-бюджетная политика может использоваться
для ограничения правительственных расходов
и потребления, с тем чтобы высокий уровень
капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники
“экономики предложения” делают упор
на факторы, повышающие производственный
потенциал экономической системы. В частности,
они призывают к снижению налогов как
к средству, стимулирующему сбережения
и капиталовложения, поощряющему трудовые
усилия и предпринимательский риск. Например,
снижение или отмена налога на доход от
процентов приведет к увеличению отдачи
от сбережений. Аналогичным образом, если
облагать подоходным налогом суммы, идущие
на выплаты по процентам, это приведет
к ограничению потребления и стимулированию
сбережений. Некоторые экономисты выступают
за введение единого налога на потребление
в качестве полной или частичной замены
личного подоходного налога. Смысл этого
предложения состоит в ограничении потребления
и стимулировании сбережений. В отношении
капиталовложений эти экономисты обычно
предлагают уменьшить или отменить налог
на прибыли корпораций, в частности предоставить
значительные налоговые льготы на инвестиции.
Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы
уделяют больше внимания краткосрочным
целям, а именно поддержанию высокого
уровня реального ВНП, воздействия на
совокупные расходы. В отличие от них,
сторонники “экономики предложения”
отдают предпочтения долгосрочным перспективам,
делая упор на факторы, обеспечивающие
рост общественного продукта при полной
занятости и полной загрузке производственных
мощностей.
3. Экономисты разных теоретических направлений
рекомендуют и другие возможные методы
стимулирования экономического роста.
Например, некоторые ученые пропагандируют
индустриальную политику, посредством
которой правительство взяло бы на себя
прямую активную роль в формировании структуры
промышленности для поощрения экономического
роста. Правительство могло бы принять
меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных
отраслей и способствующие перемещению
ресурсов из низкопроизводительных отраслей.
Правительство также могло бы увеличить
свои расходы на фундаментальные исследования
и разработки, стимулируя технический
прогресс. Рост расходов на образования
также может способствовать повышению
качества рабочей силы и росту производительности
труда.
При всей многочисленности и сложности
возможных методов стимулирования экономического
роста большинство экономистов едины
в том, что увеличение темпов экономического
роста является весьма непростой задачей,
капиталоемкость и склонность к сбережениям
нелегко поддаются мерам регулирования.
СССР, как пример экстенсивного экономического
роста Все проблемы экстенсивного экономического
роста были гиперболизированы в во всех
сферах экономики СССР. Типичной в этом
отношении является девятая пятилетка
(1791 1795 гг.) в нашей стране. Надо сказать,
что один процент прироста национального
дохода в 9-ой пятилетке был получен путем
увеличения объема основных производственных
фондов на 1.7% и величины стоимости материальных
затрат на 1.2%. Каждый процент прироста
национального дохода на 1/5 достигался
за счет увеличения численности и на 4/5
за счет повышения производительности
их труда. Как видно, в целом имел место
затратный экономический рост.
Преодолеть затратный характер развития
мешает отставание страны от среднего
в мировой практике уровня использования
сырьевых ресурсов. К этому надо прибавить
большую отсталость технологий, изношенность
производственного оборудования, недостаточную
квалификацию многих работников. За 1986
-1990 гг. износ производственных основных
фондов возрос с 38-41%. Фактические сроки
службы промышленного оборудования вдвое
превышают нормативные.
На хозяйственном развитие страны отрицательно
сказываются диспропорции в размещении
сырьевой и топливно-энергетической базы.
Подавляющая часть промышленного производства
- более 2/3 - сосредоточены в Европейской
части, где имеется менее 1/3 всех природных
ресурсов. Добыча же топливно-сырьевых
продуктов в районах Крайнего Севера и
к востоку от Урала ведет к их удорожанию
в 1.5-2 раза. Стала падать добыча угля, нефти,
железной руды и других природных средств
производства.
Если в США показатель фондоотдачи в целом
за послевоенный период практически не
изменился, то в СССР за последние 25 лет
он упал почти в 2 раза. По оценкам западных
экономистов, СССР тратил на производство
каждой единицы продукции в 2-3 раза большее
количество энергии и сырья, чем страны
Западной Европы и США.
В 80-ые годы в нашей стране осложнилась
и демографическая ситуация. У нас низка
рождаемость при сравнительно высокой
смертности, почти наполовину снизился
прирост трудовых ресурсов. Страна впервые
стала перед проблемой увеличения выпуска
продукции без всякого прироста трудовых
ресурсов.
Информация о работе Государственное регулирование экономического роста