министерство образования и
науки рф
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический
университет»
Филиал ГУ КузГТУ в г. новокузнецк
Кафедра
экономических дисциплин
Курсовая работа
По экономической
теории
на тему
Государственное регулирование естественных
монополий
Выполнил:
студ. гр. ФК-101-1
Сафончик
В. Д.
Научный
руководитель: доцент, Сковер А.Р.
Новокузнецк
2011
Содержание
Введение 3
1. Необходимость функционирования
естественных монополий 5
1.1. Понятие естественной
монополии и ее субъекты 5
1.2. Задачи государственного
регулирования цен в естественных монополий 7
1.3. Развитие системы государственного
регулирования естественных монополий
в России. 9
1.4. Проблемы регулирования
естественных монополий и их решения. 14
2. Практика регулирования
естественных монополий в России и За
рубежом 17
2.1. Деятельность естественных
монополий за рубежом (на примере США). 17
2.2. Деятельность естественных
монополий в России. 24
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Введение
В настоящей
курсовой работе рассмотрены теоретические
и практические аспекты деятельности
естественных монополий и их государственного
регулирования в мире и в Российской
Федерации.
Естественные
монополии образуются в тех отраслях,
где деятельность остальных компаний
по каким-либо причинам невозможна, будучи
ограничена государственным запретом
на данный вид деятельности без соответствующей
лицензии (например: добывающая промышленность)
или использованием редких или невоспроизводимых
ресурсов, кроме того, к естественным
монополиям относятся предприятия,
где размеры первоначальных капитальных
вложений настолько высоки, что любой
второй компании не выгодно входить
в этот рынок и конкурировать
с первой, т.к. две компании в данном
секторе уже не смогут покрывать
свои постоянные издержки из-за меньших
масштабов производства. Типичными
представителями естественных монополий
являются коммунальные службы: было бы
дорого и неоправданно строить второй
набор водопроводных и канализационных
труб в городе.
Чтобы предотвратить
злоупотребления со стороны естественных
монополий, их деятельность должно контролировать
государство. Как правило, им позволяют
иметь норму прибыли несколько
выше, чем у остальных компаний,
но это не всегда оправданно, т.к. монополия
гарантирует прибыль. Также естественным
монополиям часто позволяют проводить
ценовую дискриминацию, для максимизации
их прибыли.
Цель
этой работы: изучить процесс действия
естественных монополий и регулирования
их государством; как регулирование
осуществляется в разных странах
и конкретно в РФ.
Задачи
данной курсовой работы:
- дать понятие естественной монополии;
- определить задачи государственного регулирования естественных монополий;
- изучить развитие системы регулирования монополий в России
- Необходимость функционирования
естественных монополий
- Понятие
естественной монополии и ее субъекты
Начало экономических
реформ в России связывалось с
максимальным сокращением присутствия
государства в хозяйственной
системе и попыткой обеспечить функционирование
этой системы лишь на условиях саморегулирования.
Современное состояние дел в
Российской экономике вызывает необходимость
основательно продуманного и юридически
оформленного государственного регулирования
новых экономических отношений.
Естественная
монополия – официально признанная
неизбежная монополия на производство
и продажу товаров и услуг, применительно
к которым монополизм обусловлен либо
естественными правами монополиста, либо
соображениями экономической выгоды для
всего государства и населения. Так естественная
монополия возникает в тех областях, где
действует авторское право, ибо автор
является монополистом по закону. С другой
стороны, в интересах государства выгодно
иметь единые трубопроводные, энергетические
сети, железнодорожные магистрали. Государственная
монополия возникает в тех сферах, где
ее наличие обусловлено соображениями
общественной безопасности. [5]
Сферы
деятельности естественных монополий:
- транспортировка
нефти и нефтепродуктов по
магистральным
трубопроводам.
- транспортировка
газа по трубопроводам.
- услуги
по передаче электрической и
тепловой энергии
- железнодорожные
перевозки.
- услуги
транспортных терминалов, портов, аэропортов.
- услуги
общедоступной электрической и
почтовой связи.
Субъект
естественной монополии - хозяйствующий
субъект (юридическое лицо), занятый
производством (реализацией) товаров
в условиях естественной монополии.
Мировая
и российская практика свидетельствуют,
что воздействие на монополию
должно осуществляться государством.
Для этого, можно использовать государственную
собственность (предприятия, где государство
имеет контрольный пакет акций) или специальные
регулирующие органы разного уровня и
компетенции. В соответствии с Государственной
программой приватизации государственных
и муниципальных предприятий в РФ имеются
объекты и предприятия, находящиеся в
федеральной собственности, приватизация
которых либо запрещена вообще, либо осуществляется
по решению правительства РФ или Госкомимущества
России с учетом мнения отраслевых министерств
и ведомств, куда относятся например, железные
дороги, предприятия и объединения топливно-энергетического
комплекса, предприятия по производству,
розливу и фасовке спиртовой, ликероводочной
продукции. Нетрудно заметить, что данные
сферы относятся к тем, на которые распространяются
государственная и естественная монополии.
Следовательно предприятия, основанные
на имущественном участии государства,
и являются очевидной базой для анализируемых
монопольных институтов. Отсюда вытекает
стремление законодателя усилить управляемость,
в том числе и федеральных государственных
предприятий. Российское законодательство
не предусматривает запретов на организацию
казенных предприятий в качестве субъектов
регулируемых монополий. Таким образом,
характеристика субъектов регулируемых
монополий включает в себя как то, что
эти субъекты действуют в условиях государственной
или естественной монополии, так и то,
в каких организационно правовых формах
они созданы и каким имуществом наделены.
Обязанности
субъектов естественных монополий.
- субъекты
естественных монополий не вправе
отказываться от заключения договора
с отдельными потребителями на
производство (реализацию) товаров,
в отношении которых применяется
регулирование в соответствии
с федеральным законом, при
наличии у субъекта естественной
монополии возможности произвести
(реализовать) такие товары.
- субъекты
естественных монополий обязаны
представлять соответствующему
органу регулирования естественной
монополии: текущие отсчеты своей деятельности
в порядке и в сроки, которые установлены
органом регулирования естественной монополии;
проекты планов капитальных вложений.
- Задачи
государственного регулирования цен в
естественных монополий
В странах
с развитыми рыночными экономиками
современная концепция регулирования
естественных монополий предполагает,
что применение государственного регулирования
считается оправданным в тех
случаях, когда определенный товар
(услуга) производятся единственным экономическим
субъектом при условии, что конкуренция
между аналогичными предприятиями невозможна
по технологическим или экономическим
причинам. Рост объема производства единственного
субъекта сопровождается снижением удельных
издержек (экономия на масштабах). В экономике
СССР все цены устанавливались в плановом
порядке, а ресурсы распределялись централизованно,
поэтому практически не производилось
специальное выделение отраслей, относящихся
к естественным монополиям. Переход к
рыночной экономике обусловил необходимость
применения определенных методов регулирования
естественных монополий. Эта необходимость
вызвана рядом причин. Несмотря на наличие
технической эффективности концентрации
производства в руках одного предприятия,
практика рынка выявляет немало фактов
злоупотребления монопольным положением
в форме завышения издержек или вздувания
прибыли, что сводит на нет социальный
эффект от экономии на масштабе из-за диктата
неоправданно высоких цен. При этом подобные
злоупотребления зачастую чрезвычайно
трудно распознать извне в силу того, что
реальное положение дел монополиста является,
как правило, тщательно скрываемой информацией.
Ввиду того, что естественные монополии,
как правило, производят продукцию, необходимую
для нормального функционирования большинства
предприятий и составляющую значительную
часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи
за продукцию естественных монополий
выливаются в кризис неплатежей в масштабах
экономики государства. Распространение
неплатежей - результат ценовой дискриминации
естественных монополий и других экономических
структур, обладающих влиянием на рынке
и не стесненных в своей деятельности
регулирующим воздействием государства.
Необходимость регулирования цен в естественных
монополиях обусловлена не только отрицательными
последствиями монопольного поведения.
Существует и обратная сторона медали:
разумная дифференциация цен на продукцию
естественных монополий может служить
мощным инструментом экономической политики
государства, позволяющим регулировать
хозяйственную активность различных отраслей
и сглаживать ее сезонные колебания. Иными
словами, механизм воздействия на экономику
через систему регулируемых цен является
эффективным дополнением к фискальной
макроэкономической политике. Можно выделить
следующие основные задачи государственного
регулирования цен в естественных монополиях:
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
- стимулирования предприятий отраслей - естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
- использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики
- управление развитием экономики в регионах.
- Развитие
системы государственного регулирования
естественных монополий в России.
Проблема
необходимости государственного регулирования
естественных монополий была осознана
властью лишь к 1994 г., когда рост цен
на производимую ими продукцию уже
оказал существенное влияние на подрыв
экономики. При этом реформаторское
крыло правительства стало уделять
большее внимание проблемам регулирования
естественных монополий не столько
в связи с необходимостью остановить
рост цен в соответствующих отраслях
или обеспечить использование возможностей
ценового механизма для макроэкономической
политики, а в первую очередь, стремясь
ограничить круг регулируемых цен. Первый
проект Закона "О естественных монополиях"
был подготовлен сотрудниками Российского
центра приватизации по поручению ГКАП
РФ в начале 1994 г. [7] После этого проект
дорабатывался российскими и зарубежными
экспертами и согласовывался с отраслевыми
министерствами и компаниями (Минсвязи,
МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО "Газпром",
РАО "ЕЭС России" и др.). Против проекта
выступили многие отраслевые министерства,
однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть
их сопротивление. Уже в августе правительство
направило согласованный со всеми заинтересованными
министерствами проект Закона в Госдуму.
Первое чтение Закона в Госдуме (январь
1995 г.) не вызвало продолжительных дискуссий.
Основные проблемы возникали на парламентских
слушаниях и на встречах в комитетах Госдумы,
где представители отраслей вновь делали
попытки изменить содержание или даже
препятствовать принятию проекта. Обсуждались
многочисленные вопросы: о правомерности
предоставления органам регулирования
права контролировать инвестиционную
деятельность компаний; о границах регулирования
- правомерности регулирования видов деятельности,
которые не относятся к естественным монополиям,
но связаны с регулируемыми видами деятельности;
о возможности сохранения функций регулирования
у отраслевых министерств и т.д. В начале
февраля в Госдуму поступило письмо Президента
РФ, в котором предлагалось приостановить
рассмотрение проекта Закона и наряду
с другими содержалось обвинение в несоответствии
проекта программе дальнейшей либерализации
экономики. Однако уже в конце февраля
был опубликован Указ Президента N220 "О
некоторых мерах по государственному
регулированию естественных монополий
в Российской Федерации". В нем правительству
предписывалось в месячный срок представить
предложения о создании Федеральной службы
по регулированию естественных монополий
в топливно-энергетическом комплексе,
Федеральной службы по регулированию
естественных монополий на транспорте,
Федеральной службы по регулированию
естественных монополий в области связи.
Практически одновременное появление
письма президента и его Указа показывает,
насколько мощным было лоббирование сил,
обладавших противоположными интересами.
В апреле Госдума
приняла Закон, и он был отправлен
на подпись Президенту. В мае Президент,
сославшись на наличие в нем противоречий
с действующим законодательством,
наложил вето на Закон в новой
редакции и вернул его в Госдуму.
В июне-июле работала согласительная
комиссия Госдумы и президентского
аппарата. После этого Госдума
практически без обсуждения приняла
Закон в новой редакции и 17 августа
Президент подписал Закон. Это стало
возможным благодаря широкой
летней кампании, которую развернули
средства массовой информации против
злоупотреблений, допускаемых естественными
монополиями. Особое внимание обращалось
на финансовые показатели газовой промышленности,
возможность улучшить состояние госбюджета
в результате увеличения налогообложения
РАО "Газпром" и отмены привилегий
по формированию внебюджетного фонда
и т.п. По Закону "О естественных монополиях",
сфера регулирования включает транспортировку
нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам, транспортировку газа
по трубопроводам, услуги по передаче
электрической и тепловой энергии, железнодорожные
перевозки, услуги транспортных терминалов,
портов и аэропортов, услуги общедоступной
и почтовой связи. Основными методами
регулирования выступили: ценовое регулирование,
то есть прямое определение цен (тарифов)
или назначение их предельного уровня;
определение потребителей для обязательного
обслуживания и/или установление минимального
уровня их обеспечения. Органам регулирования
также вменяется в обязанность контролировать
различные виды деятельности субъектов
естественных монополий, включая сделки
по приобретению прав собственности, крупные
инвестиционные проекты, продажу и сдачу
в аренду имущества.
Зарубежные
опыт регулирования показывает, что
главным в такого деятельности является
максимальная независимость регулирующих
органов, как от других органов государственного
управления, так и от регулируемых
ими хозяйственных субъектов, а
также согласованность интересов
и направлений работы регулирующих
органов, что предоставит им возможность
принимать политически непопулярные
решения. В первоначальном проекте Закона
предполагалось, что органы регулирования
будут обладать высокой степенью независимости:
члены их правлений, назначенные на продолжительный
срок, не могли быть уволены ни по каким
причинам, кроме как по решению суда; предусматривался
запрет на совмещение должностей членами
правлений, владение акциями регулируемых
компаний и т.п. Однако в окончательной
редакции многие прогрессивные положения,
заимствованные из многолетней практики
регулирования в зарубежных странах, были
либо смягчены, либо изъяты, что ставит
под вопрос возможность принятия решений,
в достаточной степени защищенных от влияния
различных политических сил. К 1995 г. была
сформирована только одна система регулирующих
органов, действовавшая вне рамок отраслевых
министерств. Это Федеральная и региональные
энергетические комиссии, созданные для
регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию.
Контроль над другими естественными монополиями
осуществлялся соответствующими министерствами
(Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство
путей сообщения, Минсвязи). Так, МПС получило
разрешение ежемесячно индексировать
тарифы на перевозки с учетом роста цен
на основные виды продукции, потребляемые
его предприятиями. Минэкономики и Минфин
ежеквартально корректировали тарифы
с учетом финансового состояния отрасли.
Тем не менее, даже в электроэнергетике
до 1995 г. не были зафиксированы правовые
основы регулирования. Государственный
контроль над хозяйственной деятельностью
естественных монополий был значительно
ослаблен в связи с преобразованием многих
предприятий в акционерные общества, где
начали доминировать отраслевые интересы.
При этом федеральное правительство, сохранив
контрольные пакеты акций в своих руках,
недостаточно активно включилось в механизм
корпоративно-акционерного управления.