Таким образом, вышеизложенные
подходы к созданию в аграрном секторе Российской Федерации сельскохозяйственных
предприятий, основанных на использовании
акционерного капитала, являются одним
из экономически обоснованных и целесообразных
направлений реформирования определенной
группы аграрных предприятий с целью адаптации
последних к условиям рыночной экономики.
Заключение
Нынешний этап развития агропромышленного
комплекса Российской Федерации
характеризуется попытками реорганизации
отношений собственности и создания на
селе новых организационно-правовых форм
хозяйствования. Тем не менее, выполненные
исследования позволяют констатировать,
что осуществленные за последние годы
большие и малые реформы в сельском хозяйстве
не устранили те негативные тенденции,
которые наметились в начале 90-х годов
и носят ярко выраженный прогрессирующий
характер на протяжении десяти последних
лет.
В настоящее время все больше
ученых склоняются к тому, что основополагающим
шагом к преодолению кризисного состоянии
должно стать создание смешанной экономики.
Мировой опыт свидетельствует, что наиболее
эффективный путь развития сельскохозяйственного
производства связан с многообразием
форм собственности. Оценка достоинств
и недостатков всех известных правовых
форм агробизнеса дает основание утверждать
об отсутствии глобального предпочтения
какой-либо из них, так как все они имеют
одинаковые права на существование и выбор
зависит, прежде всего, непосредственно
от крестьянина.
В этой связи, рассматривая перспективы
развития акционерных предприятий
в аграрном производстве Российской
Федерации, следует признать, что данная
форма агробизнеса может успешно развиваться
наряду с другими правовыми формами, предусмотренными
законодательством.
Обобщение опыта трансформации
аграрного производства в странах
Восточной Европы позволяет сделать
вывод, что ядром реформы в
сельском хозяйстве этих государств
выступают структурные изменения,
связанной с заменой сельскохозяйственных
кооперативов частными крупными конкурентоспособными
хозяйствами семейного типа, хозяйственными
товариществами, кооперативами первоначальных
собственников. При этом в структуре агробизнеса
вышеуказанных государств доля предприятий
основанных на акционерном капитале составляет
около 10%, а в общем объеме производимой
продукции этот процесс удваивается.
Сравнительный анализ структуры аграрного
производства Российской Федерации
и ранее рассмотренных стран свидетельствует
о существенном их различии. Однако с принятием
нового Гражданского кодекса очевидным
является тот факт, что сложившаяся структура
агробизнеса в ближайшем будущем претерпит
существенные изменения.
Оценивая возможные варианты трансформации
существующей в нашей стране
структуры агробизнеса, следует признать,
что определяющее значение для ее дальнейшего
эффективного функционирования, как показывает
мировой опыт, будут иметь первые шаги,
осуществляемые в рамках общего механизма
преобразования сельскохозяйственных
предприятий в формирование рыночного
типа.
На мой взгляд, в сложившихся
условиях к проведению реформ в аграрном
секторе необходимо подходить сугубо
с позиции экономической эффективности.
Анализ существующих подходов к реформированию
сельхозпредприятий свидетельствует,
что эта точка зрения находит
все большую поддержку среди отечественных
экономистов – аграрников. Суть ее заключается
в дифференцированном подходе к реформированию
традиционных сельскохозяйственных предприятий,
что обусловлено значительными различиями
в их социально-экономическом развитии.
В этой связи, в нынешних условиях наиболее
экономически обоснованными представляются
три ниже перечисленные направления дальнейшего
развития акционерных предприятий в аграрном
секторе страны.
- Формирование акционерных обществ на базе экономически крепких сельскохозяйственных предприятий.
Данный вариант трансформации
обусловлен тем, с одной стороны,
преобразование таких сельскохозяйственных
предприятий в акционерные общества
будет соответствовать природе
акционерного капитала, так как только
такие предприятия в состоянии на данном этапе
выплачивать дивиденды, с другой – позволит
сохранить масштабность производства
в этих же предприятия в ныне существующих
рамках.
Таким образом, из выше изложенного
вытекает, что на начальном этапе
существует необходимость выделения
из общей совокупности тех сельскохозяйственных
предприятий, которые по своим параметрам
будут в наибольшей мере подходить для
преобразования их в акционерные общества.
Анализ и обобщение исследований, связанных
с проблемой дифференциации сельскохозяйственных
предприятий с целью поиска оптимальных
вариантов их реформирования, свидетельствует
о тесной взаимосвязи между ресурсным
потенциалом и экономической эффективностью
производителей сельскохозяйственной
продукции.
- Формирование акционерных обществ на базе сельскохозяйственных предприятий, которые располагают возможностями переработки и реализации продукции.
К этой немногочисленной
группе хозяйств относятся предприятия
агропромышленного типа, осуществляющие
переработку сельскохозяйственной
продукции и ее дальнейшую реализацию через
фирменную торговлю конечному потребителю.
Наличие возможности соединения производства,
переработки и реализации в вышеуказанных
предприятиях в нынешних условиях является
гарантией получения дополнительного
дохода в виде разницы между ценами розничной
торговли и государственными закупочными
ценами. На данном этапе вышеуказанные
предприятия быстрее других адаптировались
к рыночной экономике, вследствие чего
они могут быть весьма привлекательны
для инвестиций, а значит и для развития
акционерных отношений.
- Присоединение убыточных сельскохозяйственных предприятий к мощным перерабатывающим предприятиям определенного региона, функционирующих в рамках открытых акционерных обществ, с потерей первых статус юридического лица.
При данном варианте создается возможность
привлечения капитала за счет перерабатывающего
предприятия с целью дальнейшего оздоровления
неплатежеспособного хозяйства (хозяйств).
Определенным преимуществом такого объединения,
на наш взгляд, будет являться то, что оно
позволит:
- во-первых, улучшить
использование производственных
мощностей перерабатывающего предприятия;
- во-вторых, устранить те дискриминационные условия, в которых сказываются непосредственные производители сельскохозяйственной продукции вследствие необоснованной разницы между закупочными ценами и ценами конечной реализации;
- в-третьих, обеспечить занятость работников, в связи с внедрением новых технологий и ростом производительности труда.
Таким образом, вышеизложенные
подходы к созданию в аграрном секторе Российской Федерации сельскохозяйственных
предприятий, основанных на использовании
акционерного капитала, являются одним
из экономически обоснованных и целесообразных
направлений реформирования определенной
группы аграрных предприятий с целью адаптации
последних к условиям рыночной экономики.
Список
литературы
- Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: федер. закон № 101-ФЗ от 24.07. 2002 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2002. - №30. - ст. 3018.
- О государственном регулировании агропромышленного производства: федер.закон № 100-ФЗ от 17.07.1997 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 1997. - №29. - ст. 3501.
- О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы: постановление Правительства № 446 от 14.07.2007 // Собр. законодательства Российской Федерации. – 2007. - №31. - ст. 4080.
- О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008-2010 годы : целевая ведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/181.htm.
- 14.09.2010.
- Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики / Н.Б. Антонова. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2008. - 775 с.
- Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 480 с.
- Восстановление агропромышленного
комплекса: приоритеты и прогнозы // Экономика сельского хозяйства.
Реферативный журнал. - 2009. - № 4. - С. 755.
- Галиновская Е.А. Основные правовые проблемы
государственного регулирования агропромышленного
комплекса России // Журнал российского права. - 2006. - № 4. - С. 62-70.
- Калина С.В. Теоретические аспекты государственного
регулирования агропромышленного комплекса
в Российской Федерации //
Вестник Тамбовского университета.
Серия: Естественные и технические
науки. - 2006. - Т. 11. - № 3. - С. 395-397.
- Карпенко Г. С. Агропромышленный комплекс
и его государственное регулирование // Государственная служба. - 2008. - № 3. - С. 166-171.
- Круглов В.Н. Государственное регулирование экономики агропромышленного комплекса Российской Федерации Финансы и кредит. - 2008. - № 41. - С. 61-64.
- Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики В.И. Кушлин, Н.А. Волгина. – М.: РАГС, 2009. – 829 с.
- Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики Т.Г. Морозова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 255 с.
- Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики В.П. Орешин. – М.: Юристъ, 2010. – 272 с.
- Петров А.Н. Государственное регулирование экономики / А.Н. Петров, Л.Г. Демидова, С.М. Климов. – Спб.: Общество «Знание», 2010. – 194 с.
- Развитие АПК: приоритетный национальный проект [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. –14.09.2010.–Режимдоступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/181.htm.
- 14.09.2010.
- Развитие льняного комплекса России на 2008-2010 годы : целевая ведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm.
- 14.09.2010.
- Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы : целевая ведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm.
- 14.09.2010.
- Российский статистический ежегодник 2009 г. [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации : офиц.сайт. –14.09.2010.–Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/ /181.htm. - 14.09.2010.
- Самофалова Е. В. Государственное регулирование национальной экономики / Е.В. Самовалова, Э.Н. Кузьбожев, Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2008. – 262 с.
- Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010 годы : целевая ведомственная программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm.
- 14.09.2010.
- Социальное развитие села до 2012 года : федеральная целевая программа [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:офиц.сайт. – 14.09.2010. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm.
- 14.09.2010.
- Ходов Л.Г. Государственное
регулирование национальной экономики: Учебник Л.Г. Ходов. – М.: Экономистъ, 2009. – 620 с.